19 августа 2021 г. |
Дело N А11-14154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.05.2021 по делу N А11-14154/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод" о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 11.08.2020 N 33-ЕК-01/16232,
при участии в деле третьих лиц: открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод" - Полетаева Ю.В. по доверенности от 20.01.2021 N 3/ЮД-ИСЗ сроком действия до 25.12.2021.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 37:24:040928:162, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Станкостроителей, д.1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 01.12.2008 сделана соответствующая запись регистрации N 37-37-01/229/2008-198.
Общество с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод" (далее - Общество) 30.06.2020 обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:162, находящегося по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д.1 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях использования под участок железнодорожного пути.
В письме от 11.08.2020 N ЗЗ-ЕК-01/16232 Управление отказало в предоставлении в собственность земельного участка, аргументировав свой отказ тем, что согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:162 расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 37:24:000000:4276, принадлежащий открытому акционерному обществу "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС") на праве собственности.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления от 11.08.2020 N 33-ЕК-01/16232 об отказе в предоставление в собственность земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "ИЗТС" и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
Решением от 27.05.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что по сведениям ЕГРН на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 37:24:000000:4276, принадлежащий ОАО "ИЗТС", что препятствует предоставлению этого земельного участка в собственность Общества.
Управление считает, что оно письмом от 11.08.2020 N 33-ЕК-01/16232 правомерно отказало Обществу в выкупе испрашиваемого земельного участка ввиду не подтверждения исключительного права Общества на приобретение земельного участка в собственность на основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
Одновременно Управление считает, что Обществом пропущен срок подачи заявления в арбитражный суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления, ОАО "ИЗТС" и ФАУГИ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
В соответствии с приказом ФАУГИ от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении от 16.12.2016 N 453 (далее - Положение N 453) Управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.
Таким образом, непосредственно Управление, являющееся исполнительным органом государственной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано положениями главы V.1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:162 находятся объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 37:24:040928:1061, 37:24:040928:1065, 37:24:000000:4278 (железнодорожный путь), принадлежащие Обществу на праве собственности.
Объект с кадастровым номером 37:24:000000:4276 (сооружения электроэнергетики, комплекс сооружений электросетевого хозяйства, включающий в себя: линию Э/П 209, 211, внутренние кабельные сети 12385,12383,12384, кабельные линии электропередач 12380,12381, кабельную сеть завода 12379, кабельную сеть на территории завода 4224, кабельную сеть подстанции 6 3307а, кабельную линию 13000, кабельную сеть завода 4516) принадлежит ОАО "ИЗТС".
Между тем, линейные объекты (линии электропередач, телефонные линии, газопроводы, водопроводы) сами по себе не относятся к категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков.
Одновременно наличие таких объектов предоставлению земельного участка лицу, не являющемуся их собственником, не препятствует.
Собственник комплекса сооружений электросетевого хозяйства может не являться собственником земельного участка, по территории которого проложены объекты, входящие в состав данного комплекса. Нахождение линейного объекта (в данном случае кабельных сетей) на земельном участке лишь налагает на данный участок специальный режим пользования и устанавливает возможность обременения прав собственника земельного участка установлением сервитута.
По смыслу пункта 5 статьи 39.20 ЗК РФ приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления собственника объекта недвижимости расположенного на земельном участке (в данном случае Общества), объекты недвижимости которого находятся на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:162 (вид разрешенного использования спорного земельного участка "под участок железнодорожного пути").
Следовательно, исключительное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность принадлежит собственнику железнодорожного пути (объект недвижимого имущества с кадастровым номером 37:24:000000:4278 принадлежит Обществу), который располагается на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:162.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления не имелось оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о пропуске Обществом срока на обжалование решения об отказе от 11.08.2020 N 33-ЕК-01/16232, поскольку оспоренный отказ получен Обществом 22.09.2020.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
В рамках заявленного предмета спора в качестве способа восстановления прав суд посчитал необходимым обязать Управление принять решение о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:162 и направить проект договора купли-продажи земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.05.2021 по делу N А11-14154/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14154/2020
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Третье лицо: ОАО "ИЗТС", ООО "ИВАНОВСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО СТАНКОСТРОЕНИЯ", ООО "Ивановский станкостроительный завод", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ