г. Владивосток |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А51-6442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И.Логуновой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спасстеплоэнерго-АТП",
апелляционное производство N 05АП-1955/2021,
на решение от 15.02.2021
судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-6442/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Спасстеплоэнерго-АТП"
третьи лица: Агентство по тарифам Приморского края
о взыскании 743 121 рубля 84 копеек основного долга,
при участии: от истца: Кириллов М.А., по доверенности от 30.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 5418574, паспорт;
от ответчика и третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спассктеплоэнерго-АТП" (далее - ООО "СТЭ-АТП", ответчик) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 93/17 от 01.01.2017 в размере 743 121 рубля 84 копеек (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2020 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
На основании положений части 5 статьи 227 АПК РФ арбитражный суд определением от 24.06.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 20.08.2020 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Агентство по тарифам Приморского края.
Решением арбитражного суда от 15.02.2021 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в обоснование которой приводит доводы о необоснованности расчета сумы иска, ссылаясь на то, что часть многоквартирных домов в спорный период не обслуживалась ответчиком, что подтверждается открытыми сведениями информационного ресурса в сети Интернет - www.dom.gosuslugi.ru.
В судебном заседании представитель КГУП "Примтеплоэнерго" по апелляционной жалобе возразил, пояснил, что размер исковых требований составляет сумму, указанную в справочном расчете, представленном суду апелляционной инстанции, содержащему адреса многоквартирных домов с указанием суммы задолженности по каждому дому и исключении из расчета жилых домов, не находившихся в управлении ответчика в спорный период.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие неявившихся лиц.
К материалам дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены дополнительные документы, представленные истцом в обоснование своей позиции и истребованные судом.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта, в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что между КГУП "Примтеплоэнерго" (теплоснабжающее предприятие) и ООО "Спассктеплоэнерго-АТП" (исполнитель коммунальных услуг) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 93/17 от 01.01.2017.
Пунктом 1.1 договора установлено, что теплоснабжающее предприятие обязуется продавать исполнителю тепловую энергию и теплоноситель, горячую воду для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - потребители) коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению и для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также оказывать услуги по расчету платы потребителей за коммунальные услуги, а исполнитель обязуется на условиях договора оплачивать принятую тепловую энергию, и теплоноситель, горячую воду, оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении внутренних систем теплопотребления, приборов и другого оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя в границах ответственности. Перечень многоквартирных домов указан в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 3.9 договора исполнитель производит оплату горячей воды до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленной счет-фактуры и подписанного акта выполненных работ.
В период с ноября 2019 по апрель 2020 истцом на объекты ответчика был произведен отпуск тепловой энергии и теплоносителя на общедомовые нужды, для оплаты предъявлены счета-фактуры, которые ответчиком не оплачены.
В целях досудебного порядка урегулирования спора предприятие направило ответчику претензию с предложением погасить образовавшуюся сумму задолженности, неисполнение которой послужило основанием обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствуясь статьями 309, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией по оплате отпущенной энергии, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия руководствуется следующим.
Между сторонами фактически сложились отношения по энергоснабжению, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общими положениями об обязательствах.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную и горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Норматив).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при СОИ в МКД в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры МКД: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
При определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности МКД (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства МКД: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний.
Исходя из вышеизложенного следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей ресурсов при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в МКД коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения с использованием внутридомовых инженерных систем. В связи с этим отдельное утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества МКД, для утверждения Норматива не требуется.
При этом само по себе отсутствие мест общего пользования, оборудованных санитарно-техническим приборами либо водоприемниками, не может являться основанием для отказа в оплате коммунального ресурса для целей содержания имущества в многоквартирных домах. В случае, если в многоквартирном доме имеется общее имущество, в том числе внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоснабжение, и в указанные дома поставляются коммунальные ресурсы, то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоснабжения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса.
Согласно Правилам N 491, Правилам N 354, расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления МКД, в том числе, заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в РСО для заключения договора ресурсоснабжения.
На управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в МКД и предоставлению собственникам помещений в МКД, избравшим способ управления домом управляющей компанией.
Истец произвел расчет потребленного объема горячей воды и тепловой энергии при содержании общего имущества многоквартирных домов в период с ноября 2019 года по апрель 2020 года, где отсутствуют общедомовые приборы учета, как произведение площадей мест общего пользования спорных многоквартирных домов и норматива потребления ГВС на содержание общего имущества.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления холодной, горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Приморского края с применением расчетного метода были установлены и введены в действие с 01.06.2017 постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 22.05.2017 N 25/2 "Об установлении нормативов потребления холодной, горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Приморского края".
Довод апеллянта об отсутствии конструктивной возможности для потребления водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества уже был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен. Суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований верно исходил из того, что если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме, как технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД, а также для проведения минимального перечня работ и услуг.
Учитывая изложенное, направление ответчиком в адрес ресурсоснабжающей организации заявления об отказе от договора не освобождает ответчика от исполнения своих обязательств по оплате предоставленных коммунальных услуг по водоснабжению и отоплению для содержания общего имущества в МКД, которые возникли с момента выбора управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Следовательно, управляющая организация выступает исполнителем, обязанным приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и содержания общего имущества, то есть признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Поскольку в силу положений статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию - ООО "Спассктеплоэнерго - АТП", как исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по СОИ в МКД и по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений МКД, предъявление к взысканию с ответчика задолженности за поставленный коммунальный ресурс в целях СОИ в МКД правомерно.
Вместе с тем, принимая во внимание, что согласно информации, содержащейся на сайте www.dom.gosuslugi.ru, в исковой период ряд многоквартирных домов: N 110, 105, 69/1, 102/2, 104/2, 104/3, 108/1, 114/1, 110/1, 104/5 по ул. Красногвардейская, N 40, 6, 22 по ул. Юбилейная, N 41 по ул. Парковая, N 32 по ул. Олега Кошевого, N 118 по ул. Советская, не находились в управлении ответчика, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности требований по указанным жилым домам, в связи с чем исковые требования в части суммы 346 183 рублей 14 копеек удовлетворены неправомерно.
На основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
С учетом установленных по делу обстоятельств, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 396 938 рублей 70 копеек (743 121 рубля 84 копеек - 346 183 рублей 14 копеек), в удовлетворении остальной части иска апелляционный суд отказывает ввиду необоснованности.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку размер заявленного требования составил 743 121 рубля 84 копеек, за подачу иска подлежала уплате государственная пошлина в размере 17 862 рубля 43 копейки, истцом при подаче иска оплачено 4 716 рублей госпошлины, в связи с чем, в доход федерального бюджета с истца подлежит взысканию 8 321 рубль государственной пошлины по иску, с ответчика - 4 825 рублей.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы требования истца удовлетворены на сумму 396 938 рублей 70 копеек (53,42%,), следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 319 рублей с учетом подлежащих возмещению истцом в пользу ООО "Спасстеплоэнерго-АТП" расходов по госпошлине по апелляционной жалобе (1 397 рублей).
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2021 по делу N А51-6442/2020 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спасстеплоэнерго-АТП" в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" 396 938 рублей 70 копеек основного долга, 3 319 рублей расходов по госпошлине по иску.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спасстеплоэнерго-АТП" в доход федерального бюджета 4 825 рублей госпошлины по иску.
Взыскать с краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в доход федерального бюджета 8 321 рубль госпошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6442/2020
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "СПАССКТЕПЛОЭНЕРГО-АТП"
Третье лицо: Агентство по тарифам Приморского края