г. Владивосток |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А51-4690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4922/2021
на решение от 16.06.2021
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4690/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМ-ЛАБСЕРВИС" (ИНН 7716593509, ОГРН 1077763466000)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения ДТ N 10702070/130121/0008187 по основаниям, изложенным в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10702000/205/170221/А0082, изложенного в письме N 06-02-22/1172 от 22.02.2021; обязать возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10702070/130121/0008187; взыскать судебные расходы в размере 40 000 рублей,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СМ-ЛАБСЕРВИС": Лящевский А.А. по доверенности от 04.03.2021, сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 11867);
от Владивостокской таможни: Панченко К.В. по доверенности от 29.03.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом (регистрационный номер 0790);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМ-ЛАБСЕРВИС" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) во внесении изменений в декларацию на товары N 10702070/130121/0008187, по основаниям, изложенным в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10702000/205/170221/А0082, доведенном до сведения декларанта письмом от N 06-02-22/1172 от 22.02.2021. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10702070/130121/0008187.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, и в качестве способа восстановления нарушенного права на таможенный орган возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по спорной декларации, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, таможенный орган обратился с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемые решение и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалоб указывает, что именно при подаче таможенной декларации общество обязано представить таможенному органу документы, подтверждающие право на льготу по уплате таможенных платежей. Полагает, что правовых оснований для возврата (зачета) в связи с получением налогоплательщиком после выпуска товаров документов, подтверждающих право на освобождение сумм НДС, исчисленных и уплаченных в соответствии с законодательством, не имеется. Также ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-15/12749 от 20.02.2020.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Общество по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В январе 2021 года во исполнение внешнеторгового контракта от 16.10.2020 N SO2810190051, заключенного между обществом и компанией Shenzhen Anke High-Tech Co., Ltd (Китай) на таможенную территорию ЕАЭС ввезен товар - оборудование медицинское диагностическое томограф рентгеновский компьютерный Anatom 64 Precision с принадлежностями, серийный номер 6828110025, в целях таможенного оформления которого была подана ДТ N 10702070/130121/0008187.
В графе 33 указанной декларации обществом был заявлен код ТН ВЭД ТС 902212000, а в графе 44 в качестве дополнительных сведений по представленным документам указаны коды 07012 и 01191 с обязательством предоставления документов до 26.02.2021.
Согласно классификатору видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании (приложение N 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) код 07012 означает - документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Под кодом 01191 - документы об оценке соответствия, предусмотренный техническими регламентами Евразийского экономического союза (техническими регламентами Таможенного союза), либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, либо документ об оценке соответствия продукции (товара), предусмотренный законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого продукция (товар) помещается под таможенные процедуры.
Кроме того, в графе 47 "Исчисление платежей" указанной декларации общество по коду 5010 "Налог на добавленную стоимость" произвело исчисление налога по ставке 20%, что составило 4517084,21 руб.
Условный выпуск товара был произведен 15.01.2021.
27.01.2021 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения выдала обществу регистрационное удостоверение N РЗН 2021/13280 на медицинское изделие - томограф рентгеновский компьютерный Anatom 64 с принадлежностями, код ОКП 26.60.11.111. Указанное изделие допущено к обращению на территории Российской Федерации.
05.02.2021 на основании полученного регистрационного удостоверения общество обратилось в таможенный орган с заявлениями исх.N 06 о предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость и внесении изменений в ДТ N 10702070/130121/0008187 в части граф 36 (преференция), 44 (представляемые документы), 47 (исчисление платежей) и В (подробности подсчета), представив соответствующую корректировку.
В целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты таможенных платежей таможней была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, результаты которой оформлены актом 10702000/205/170221/А0082.
В ходе указанного таможенного контроля таможенный орган установил, что при подаче деклараций на товары преференция по ввезенным товарам декларантом не запрашивалась, информация о регистрационных удостоверениях в графе 44 не указывалась, и фактически удостоверения были получены позже даты декларирования товаров.
По данному основанию таможня заключила, что поскольку освобождение от налогообложения осуществляется таможенным органом, производящим декларирование товаров при предоставлении в момент таможенного оформления документа, подтверждающего государственную регистрацию медицинского изделия на территории Российской Федерации, что не имело место в спорной ситуации, то таможенные платежи по спорной декларации исчислены верно.
Письмом от 22.02.2021 N 06-02-22/1172 таможенный орган сообщил декларанту о принятом решения об отказе во внесении изменений в ДТ.
Не согласившись с отказом таможенного органа во внесении изменений в спорную ДТ по мотивам, отраженным в акте проверки от 17.02.2021 10702000/205/170221/А0082, доведенном до сведения декларанта письмом от 22.02.2021 N 06-02-22/1172, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.
При помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию, под таможенную процедуру используется декларация на товары, в которой подлежат указанию сведения согласно статье 106 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 5 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.
По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Согласно пункту 4 статьи 112 ТК ЕАЭС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 12 Порядка. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком.
В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения общества с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10702070/130121/0008187, после выпуска товаров послужила необходимость применения льготы по уплате таможенных платежей, связанная с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот, что допустимо подпунктом "д" пункта 11 Порядка N 289.
Поддерживая выводы арбитражного суда о наличии правовых оснований для внесения изменений в сведения, указанные в спорной декларации, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Статьей 50 ТК ЕАЭС предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию экономического союза.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как самостоятельная операция, признаваемая объектом обложения НДС.
В статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечнем медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042), определено, что приборы и аппараты для диагностики, в том числе аппараты рентгеновские медицинские диагностические по коду ОКП 26.60.11.111 и товарной позиции 9022 ТН ВЭД ЕАЭС относятся к медицинским товарам, реализация которой не подлежит обложению НДС (пункт 10).
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых на территорию РФ, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Анализ имеющегося в материалах дела регистрационного удостоверения от 27.01.2021 N РЗН 2021/13280 на "томограф рентгеновский компьютерный Anatom 64 с принадлежностями" показывает, что указанному медицинскому изделию соответствует код ОКП 26.60.11.111 (аппараты рентгеновские медицинские диагностические), находящийся в подгруппе товаров, классифицированных по коду ОКП 26.60.11.111.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что имеющееся в материалах дела регистрационное удостоверение подтверждает отнесение товара, ввезенного по ДТ N 10702070/130121/0008187, к перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, в силу положений статьи 149, пункта 2 статьи 150 НК РФ у общества имеется льгота по освобождению от уплаты НДС при таможенном оформлении спорного товара, что свидетельствует о наличии правовых оснований для обращения в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в спорную декларацию относительно применения льготы по уплате НДС.
Соответственно отказ таможенного органа во внесении изменений в декларации на товары N 10702070/130121/0008187 противоречит действующему правовому регулированию.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу части 4 статьи 38 названного Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрено, что медицинские изделия подлежат государственной регистрации, и документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил).
На основании подпункта "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Соответственно документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП, является регистрационное удостоверение в отношении конкретного медицинского изделия.
Порядок ввоза на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях государственной регистрации, утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2020 N 661н.
Согласно пункту 2 указанного Порядка ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий осуществляется на основании разрешения на ввоз медицинских изделий, которое оформляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Пунктом 6 этого Порядка предусмотрено, что разрешение на ввоз медицинского изделия является разовым и предоставляет заявителю право однократного ввоза на территорию Российской Федерации медицинского изделия в целях государственной регистрации, в том числе в целях внесения изменений в регистрационные документы. Разрешение на ввоз медицинского изделия действительно в течение одного года со дня его выдачи
Как следует из материалов дела, обществом получено разрешение Росздравнадзора от 24.12.2020 N 04-76569/20 на ввоз спорного медицинского изделия с целью их государственной регистрации.
Таким образом, отсутствие на момент ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза спорного товара регистрационного удостоверения в отношении этого товара было обусловлено объективными причинами, а именно ввозом спорного медицинского оборудования для прохождения процедуры регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
Вопреки доводам таможенного органа положения статьи 108 ТК ЕАЭС в совокупности с изложенными выше нормами таможенного законодательства не исключают право декларанта на применение льготы по уплате таможенных платежей после выпуска товара путем внесения в установленном порядке изменений в сведения ДТ, представленной ранее таможенному органу.
Кроме того, как обоснованно отмечено декларантом, отсутствие соответствующих сведений о применении льготы по НДС в спорной декларации объясняется отсутствием в момент таможенного декларирования регистрационного удостоверения на медицинское изделие, ввоз которого был осуществлен именно в целях дальнейшей регистрации такого изделия.
К аналогичным выводам суд апелляционной инстанции приходит при оценке довода таможенного органа о невозможности внесения изменений в сведения, указанные в спорной ДТ, по мотиву получения регистрационного удостоверения позже декларирования товара, поскольку такой довод основан на неверном толковании норм права, в том числе статей 149, 150 НК РФ и статьи 112 ТК ЕАЭС.
В данном случае коллегия отмечает, что общество осуществило ввоз медицинского оборудования именно с целью его дальнейшей регистрации в установленном порядке, что подтверждается разрешением Росздравнадзора, которое было представлено таможне при декларировании. В этой связи дальнейшее получение необходимых регистрационных документов не может рассматриваться, как обстоятельство, исключающее возможность применения налоговой льготы.
Ссылка заявителя жалобы на письмо Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-15/12749 от 20.02.2020, подлежит отклонению, поскольку указанное письмо не содержит правовых норм, не направлено на их установление, изменение или отмену, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Таким образом, учитывая, что ввезенные обществом медицинские изделия попадают под перечень товаров, указанных в Перечне N 1042, что подтверждено декларантом путем предоставления соответствующих регистрационных уведомлений, отказ таможенного органа во внесении изменений в спорную декларацию не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ признал оспариваемый отказ, основанный на акте проверки документов и сведений после выпуска товара от 17.02.2021 N 10702000/205/170221/А0082, доведенном до сведения декларанта письмом N 06-02-22/1172 от 22.02.2021, незаконным.
Следовательно, в целях восстановления нарушенных прав заявителя арбитражный суд в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обоснованно возложил на таможенный орган обязанность по возврату заявителю излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2021 по делу N А51-4690/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4690/2021
Истец: ООО "СМ-ЛАБСЕРВИС"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5601/2021
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Приморского края N А51-4690/2021
23.08.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4922/2021
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-4690/2021