г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-7155/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от ИП Филонов Р. В. - Барсукова Е.А. по доверенности от 09.06.2021 года;
от Администрации городского округа Серпухов Московской области - Миронова А.С. по доверенности от 11.08.2021 года;
от КУИ городского округа Серпухов Московской области - Миронова А.С. по доверенности от 09.08.2021 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Серпухов Московской области и КУИ городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2021 года по делу N А41-7155/21,
по иску ИП Филонов Р. В. (ИНН 504311005620, ОГРНИП 310504321000012) к Администрации городского округа Серпухов Московской области (ИНН 5043014695, ОГРН 1025005604865), КУИ городского округа Серпухов Московской области (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158) о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Филонов Р. В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация), КУИ городского округа Серпухов Московской области (далее - комитет) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 23.10.2020 N Р001- 9763416854-39445438, которым ИП Филонову Р. В. отказано в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:58:0020103:56 площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Оборонная, з/у 22.
- обязать Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области в пятнадцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес ИП Филонова Р. В. подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:58:0020103:56 площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Оборонная, з/у 22.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.05.2021 года по делу N А41-7155/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация и Комитет обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Индивидуальному предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:58:0020103:162, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Оборонная, влд. 22.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0020103:56, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства кафе, который предоставлен заявителю на основании договора аренды земельного участка от 16.11.2017 N 7874-II-3-2020.
Заявитель обратился в Администрацию посредством электронного портала "Госуслуги Московской области" с заявлением от 09.10.2020 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:58:0020103:56 в собственность за плату без провдеения торгов. Решением от 23.10.2020 N Р001-9763416854-39445438.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов со ссылкой на разночтение сведений о площади и количестве этажей объекта капитального строительства, указанных в выписке из ЕГРН и разрешении на строительство, а также отрицательное решение Министерства имущественных отношений Московской области по данномк вопросу.
Полагая, что решение Администрации от 23.10.2020 N Р001-9763416854-39445438 нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал нижеследующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно данной статье, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из указанный в ней оснований, в т.ч. если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Так, согласно выписке из ЕГРН площадь нежилого здания составляет 871,5 кв.м, в то время как площадь объекта согласно разрешению на строительство составляет 364,72 кв.м.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлено вступившее в законную силу решение Серпуховского городского суда Московской области от 07.08.2018 по делу N 2-2106/2018, в соответствии с которым за Филиновым Русланом Викторовичем признано право собственности на нежилое здание общей площадью 871,5 кв.м, количество этажей - 4, в том числе 1 - подземный, расположенное на земельном участке площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 50:58:0020103:56, по адресу: Московская область, г. Серпухов ул. Оборонная. Доказательств обжалования и отмены указанного судебного акта в материалы дела не представлено
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Также в обоснование отказа в предоставлении земельного участка Администрация сослалась на протокол заседания межведомственной комиссии по вопросам земельноимущественных отношений Московской области от 13.01.2020 N 2-З, согласно пункту 172 которого принято решение отказать в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка в связи с разночтением площади и количества этажей в том числе подземных объекта капитального строительства в предоставленном комплекте документов (выписке из ЕГРН, разрешению на строительство), а также нахождением на земельном участке объекта капитального строительства, не отвечающего признакам объекта недвижимого имущества.
Структура исполнительных органов государственной власти Московской области утверждена постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 N 221-ПГ, в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: Правительство Московской области, Министерства Московской области, Комитеты и Главные управления Московской области.
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области формируется при Градостроительном совете Московской области в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета Московской области (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9).
При этом, сам Градостроительный совет Московской области, как коллегиальный орган, создан в целях формирования и практической реализации единой градостроительной политики и рационального использования земель для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории Московской области (пункты 1, 2 Положения о Градостроительном совете Московской области).
Как верно указано судом первой инстанции, что решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
Таким образом, решения данной комиссии носят рекомендательный характер, они не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами федерального законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при вынесении решения Серпуховского городского суда Московской области от 07.08.2018 по делу N 2-2106/2018 судом дана оценка увеличению площади объекта с кадастровым номером 50:58:0020103:56.
Таким образом, в данном случае заинтересованные лица не представили доказательств отсутствия у заявителя прав на выкуп земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 19.12.2005 N 75/9 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Серпухова" для выполнения поставленных перед Комитетом задач в его обязанности входят разработка проектов нормативных правовых актов и распорядительных документов по формированию муниципальной собственности, распоряжению и управлению муниципальным имуществом, договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иных необходимых договоров.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.10.2020 N Р001-9763416854-39445438 и об обязании комитета в пятнадцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу направить в адрес заявителя подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:58:0020103:56.
Приведенные доводы Комитета и Администрации в своих апелляционных жалобах на решение суда первой инстанции, аналогичны по содержанию и сводятся к несогласию с вынесены решением суда первой инстанции при этом заявители указывают, что не могли согласовать предоставление государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым N 50:58: 0020103:56, таким образом данный довод заявителей апелляционных жалоб подлежит отклонению, так как оснований предусмотренных ст.39.1, ст.39.3 ЗК РФ для отказа не установлено.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о разночтений площади и количества этажей, подлежит отклонению, с учетом вступившего в законную силу решения Серпуховского городского суда Московской области от 07.08.2018 по делу N 2-2106/2018, в соответствии с которым за Истцом признано право собственности на нежилое здание общей площадью 871,5 кв.м, количество этажей - 4, в том числе 1 - подземный, расположенное на земельном участке площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером 50:58:0020103:56.
Довод апелляционных жалоб со ссылкой на Законы Московской области от 24.07.2014 г. N 107/2014-ОЗ, подлежит отклонению, так как заявителями не указана конкретная статья на которую он ссылается при обосновании своей позиции, в связи с чем, апелляционный суд не может дать оценки такому доводу.
Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации обладает большей юридической силой по отношению к таким законодательным актам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2021 года по делу N А41-7155/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А.Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7155/2021
Истец: ИП Филонов Руслан Викторович, Комитет пго управлению имуществом г.Серпухов
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ