г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-17292/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23: Пшеничка Я.В., представитель по доверенности от 01.03.2021;
от ООО "КОПРОС": Кирсанова О.В., генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ;
от Кирсановой О.В.: лично, по паспорту,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 на решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 года по делу NА41-17292/21, принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 к ООО "КОПРОС", третье лицо: Кирсанова О.В.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "КОПРОС" об обязании изменить фирменное наименование и внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кирсанова Ольга Валерьевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 года по делу N А41-17292/21 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ООО "КОПРОС" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.1999 и имеет полное фирменное наименование - общество с ограниченной ответственностью "КОПРОС" и сокращенное - ООО "КОПРОС".
Инспекцией установлено, что фирменное наименование общества не соответствует нормам пункта 4 статьи 1473 ГК РФ, поскольку содержит буквенное сочетание, производное от слова "Россия".
В связи с этим инспекцией в адрес общества направлены информационные письма от 04.09.2020 N 03-14/21009, N 03-14/21011, N 03-14/21010 о несоответствии фирменного наименования юридического лица положениям статьи 1473 ГК РФ.
Вместе с тем документы, подтверждающие наличие у общества разрешения (согласия) на использование в наименовании слов, производных от официального наименования Российская Федерация или Россия, в инспекцию обществом не представлено.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения налогового органа с иском по настоящему делу.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами
Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Пунктом 4 статьи 1473 ГК РФ предусмотрено, что включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
Как разъяснено в пункте 148 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 10), под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).
Согласно пункту 5 статьи 1473 ГК РФ, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 этого Кодекса, пунктов 3 и 4 данной статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 ГК РФ в этом случае не применяются.
Как следует из разъяснения, содержащегося в пункте 152 постановления N 10, органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 ГК РФ предоставлено право предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи. Такой иск может быть предъявлен в суд, пока действует исключительное право на фирменное наименование.
Таким образом, в случае отсутствия разрешения юридическое лицо не вправе использовать в своем фирменном наименовании слова, производные от слов "Российская Федерация" или "Россия".
При этом, как следует из положений статьи 1473 ГК РФ, не регистрирующий орган, а само юридическое лицо должно обеспечить соблюдение требований, предусмотренных абзацем третьим подпункта 5 пункта 4 названной статьи.
Несоблюдение названных требований влечет для юридического лица неблагоприятные последствия в виде принудительного изменения наименования организации на основании решения суда.
Словесная единица "КОПРОС" в рассматриваемом случае не вызывает стойкой ассоциации со словами, производными от слов "Российская Федерация" или "Россия", а следовательно, не способно также вызывать ассоциации с участием Российской Федерации в деятельности ответчика, поскольку, исходя из орфографического написания данной словесной единицы, спорный слог "РОС" расположен после слога "КОП".
При этом, традиционным в целях информирования о причастности организации к деятельности государства является указание словесного элемента "Рос" в начале слова (Роснефть, Роскосмос, Роснано, Ростех, Росатом и пр.).
По своей сути данная словесная единица является фантазийной и не способна однозначно ассоциироваться с принадлежностью общества к деятельности Российской Федерации, на что обосновано указало общество в отзыве на исковое заявление.
При этом в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Тем самым положениями приведенных норм права с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что на налоговый орган возлагается бремя доказывания того факта, что наличие в наименовании общества обозначения "рос" в данном конкретном случае влечет возникновение у потребителя ассоциаций со словами, производными от слов "Российская Федерация" или "Россия".
Доказательства того, что слово "КОПРОС" является сложносокращенным словом, образованным путем соединения сокращения от слова "Россия" и другого слова или его части, при рассмотрении дела регистрирующим органом не представлялись.
Наличие у потребителей стойкой ассоциации между словом "КОПРОС", составляющим произвольную часть фирменного наименования ответчика, и участием государства в деятельности этой организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит доказыванию истцом.
Вместе с тем в рассматриваемом деле регистрирующий орган ограничился лишь утверждением о том, что словесный элемент "рос" в любом случае вызывает названную ассоциацию, что с учетом вышеизложенного не может быть признано в достаточной степени обоснованным.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 09.10.2019 по делу N А63-468/2019.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 года по делу N А41-17292/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17292/2021
Истец: МИФНС N 23 по Московской области
Ответчик: ООО "КОПРОС"
Третье лицо: Кирсанова Ольга Валерьевна