город Омск |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А46-3098/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8227/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" на решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-3098/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" (ИНН 5507204963, ОГРН 1085543027547, адрес: 644010, Омская область, город Омск, улица Рабкоровская, дом 1) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Булатова 68) о признании недействительным предписания от 05.02.2021 N 03-02-31/10,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" - Ефимова Наталья Юрьевна, по доверенности от 11.01.2021 N 01-06-1 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" (далее - заявитель, общество, ООО "УК на Рабкоровской") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания от 05.02.2021 N 03-02-31/10.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-3098/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "УК на Рабкоровской" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что причиной аварийного состояния перегородок являются действия собственника квартиры N 30. Согласно решению собственником помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), оформленным протоколом от 29.09.2020, обязанности и затраты по восстановлению конструкции дома возложены на собственника квартиры N 30. Судом не учтено, что собственники смежных жилых помещений доступ в целях проведения осмотра и ремонтных работ не обеспечили. По мнению подателя жалобы, в данной ситуации отсутствуют основания для проведения капитального ремонта без согласия собственников МКД. ООО "УК на Рабкоровской" полагает, что предписание является неисполнимым в условиях отсутствия согласия собственников и при отсутствии средств на проведение капитального ремонта.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Заинтересованное лицо явку не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ООО "УК на Рабкоровской" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя подателя жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Инспекцией на основании требования Прокуратуры Омской области от 13.01.2021 проведено внеплановой мероприятие по контролю в отношении ООО "УК на Рабкоровской".
В ходе проведения мероприятия контролирующим органом проведено обследование технического состояния многоквартирного дома N 130 по ул. Декабристов в г. Омске, о чем составлен акт проверки от 05.02.2021 N 03-03-31/28 (л. д. 28), которым зафиксированы нарушения правил содержания и ремонта жилых домов:
- межэтажные перекрытия квартиры N 30 находятся в неисправном техническом состоянии, технические и водоизоляционные (санузел) свойства перекрытий нарушены;
- не обеспечено исправное состояние перегородки между квартирой N 30 и соседней квартирой в районе санузла.
Указанное расценено в качестве нарушения пунктов 4.3.1, 4.5.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
По результатам внепланового мероприятия по контролю государственным жилищным инспектором обществу было выдано предписание от 05.02.2021 N 03-02-31/10 (л. д. 27), согласно которому ООО "УК на Рабкоровской" предписано в срок до 05.03.2021 устранить нарушения требований пунктов 4.3.1, 4.5.1 Правил N 170, а именно:
- обеспечить исправное состояние межэтажных перекрытий квартиры N 130; восстановить технические и водоизоляционные свойства перекрытий (санузел) квартиры N 30;
- обеспечить исправное состояние перегородки между квартирой N 30 и соседней квартирой в районе санузла; восстановить влагозащитные свойства перегородки в санузле.
Полагая, что выданное предписание является недействительным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения ООО "УК на Рабкоровской" в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать, в том числе требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ в соответствии с постановлением от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуги и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 491 ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) являются общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с требованиями подпунктов "а", "ба" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; (подпункт "а").
Согласно пункту 13 Правил N 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 11(1) Правил N 491 предусмотрено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, в силу пункта 4 Минимального перечня услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов относятся:
- выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний;
- выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит;
- выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила;
- выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов;
- выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;
- проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с требованиями пунктов 4.3.1, 4.5.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, исправное состояние перегородок, устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с разделами 3,6 Приложения N 7 к Правилам N170 работы по частичной смене отдельных элементов; заделке швов и трещин; укреплению и окраске перекрытий; усилению, смене, заделке отдельных участков межквартирных перегородок относятся к видам работ, выполняемых в рамках текущего ремонта многоквартирного дома.
Из материалов настоящего дела следует, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: г.Омск, ул.Декабристов,130, осуществляется управляющей организацией - ООО "УК на Рабкоровской" на основании договора управления многоквартирным домом от 13.01.2017 б/н.
Акт проверки N 03-03-31/28 от 05.02.2021 подтверждает, что в нарушение пунктов 4.3.1, 4.5.1 Правил N 170:
- межэтажные перекрытия квартиры N 30 находятся в неисправном техническом состоянии, технические и водоизоляционные (санузел) свойства перекрытий нарушены;
- не обеспечено исправное состояние перегородки между квартирой N 30 и соседней квартирой в районе санузла.
В целях устранения указанных нарушений было выдано ООО "УК на Рабкоровской" предписание от 05.02.2021 N 03-02-31/10.
Оспаривая правомерность выдачи данного предписания, ООО "УК на Рабкоровской" ссылается на то, что согласно решению собственником помещений в МКД, оформленным протоколом от 29.09.2020, обязанности и затраты по восстановлению конструкции дома возложены на собственника квартиры N 30. Причиной аварийного состояния перегородок являются действия собственника квартиры N 30.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "УК на Рабкоровской", полагая их необоснованными, поскольку в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, не зависит от инициативы жильцов по проведению общего собрания для принятия решения о проведения ремонта. Требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан, обязательны для исполнения.
Из представленного обществом заключения от 23.12.2020 N 608/20-РО следует, что межэтажные перекрытия помещения санузла квартиры N 30 находятся в аварийном состоянии, балки перекрытия изношены на 100 процентов, пол (доски, уложенные на балки перекрытия) изношены на 80 процентов. Межэтажное перекрытие помещения санузла квартиры N 30 находятся в аварийном состоянии, что свидетельствует об исчерпании несущей возможности и опасности обрушения. Дальнейшая эксплуатация объекта не допускается, требуется выполнение капитального ремонта.
Таким образом, поскольку плиты перекрытий и перегородки, которые являются общим имуществом многоквартирного дома, находятся в аварийном состоянии, а именно угрожают жизни и здоровью, проживающим в МКД гражданам, то ООО "УК на Рабкоровской" обязано принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
При этом доводы ООО "УК на Рабкоровской" о том, что причиной аварийного состояния перегородок являются действия собственника квартиры N 30 признаются апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку сами по себе обстоятельства того, что собственник вскрыл полы и в результате чего обнаружил аварийное состояние общего имущества МКД, не свидетельствуют о том, что износ плит перекрытий и перекрытий произошел по его вине.
Указанные нарушения должны были быть своевременно обнаружены управляющей организацией в ходе периодических осмотров в рамках надлежащего выполнения обязательств по содержанию и ремонту общего имущества.
Ссылки общества на отсутствие средств на проведение капитального ремонта не принимаются судом во внимание, поскольку заявителю поступают денежные средства от собственников помещений в МКД.
Обстоятельства того, что собственники смежных жилых помещений доступ в целях проведения осмотра и ремонтных работ не обеспечили, материалами настоящего дела не подтверждаются.
При этом не принимаются во внимание доводы заявителя о неисполнимости данного предписания.
Выработанные судебной практикой требования к предписанию изложены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012. Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от уполномоченного органа, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого следует ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Критериями исполнимости предписания являются следующие его характеристики:
1. предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15331/11);
2. предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона. Предписание может содержать как указание на устранение выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, так и (или) на проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и так далее.
Предписание от 05.02.2021 N 03-02-31/10 выдано конкретному лицу - ООО "УК на Рабкоровской", содержит четкие и понятные формулировки по существу устранения обнаруженных нарушений, в силу чего доводы управляющей организации судом не принимаются.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства судом первой инстанции применены правильно; нарушений, безусловно влекущих отмену судебного акта, не допущено. Обстоятельства спора установлены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-3098/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3098/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НА РАБКОРОВСКОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ