г. Челябинск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А07-7492/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 по делу N А07-7492/2021.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" - Беляева В.А. (паспорт, доверенность от 22.03.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" (далее - истец, ООО "Инфодор-Строй") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - ответчик, администрация) о взыскании суммы долга по муниципальному контракту N 01015000003190006320001 от 24.06.2019 в размере 215 560 руб. 73 коп., неустойки в размере 14 485 руб. 68 коп., суммы долга по муниципальному контракту N 01015000003190006310001 от 24.06.2019 в размере 808 926 руб. 90 коп., неустойки в размере 54 359 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Инфодор-Строй" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что факт выполнения работ по спорным муниципальным контрактам сверх указанных объемов не подтверждается материалами дела. Администрация не оспаривает факт выполнения работ в указанном объеме и на указанные суммы. Каких-либо документов, свидетельствующих о выполнении и предъявлении к оплате работ, в большем объеме, чем предусмотрено муниципальными контрактами, не представлено.
Истец указывает, что акт проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Башкортостан от 27.11.2019 N 07-04/7 был составлен ранее даты подписания сторонами актов КС-2 и справок КС-3 (подписаны в декабре 2019). Таким образом, Администрация на момент принятия и подписания документов была осведомлена об акте проверки, однако посчитала возможным принять работы в указанном в них объеме и по указанной стоимости. Замечаний по объектам от ответчика в адрес истца до момента подачи искового заявления не поступало до момента подачи искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (Муниципальный заказчик) и ООО "Инфодор-Строй" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01015000003190006310001 от 24.06.2019, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования по ул. Бабаевская (продолжение) городского округа город Кумертау Республики Башкортостан согласно локальному сметному расчету, и передать их муниципальному заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и обеспечить целевое направление средств за выполненные работы подрядчику в размерах и порядке, предусмотренных контрактом.
Дополнительным соглашением N 2 от 06.12.2019 срок выполнения работ установлен до 30.12.2019, лимит финансирования на 2019 год установлен 13 229 149,84 руб.
Подрядчиком в установленный договором срок работы были выполнены в полном объеме и приняты Заказчиком без замечаний, о чем свидетельствует подписанные сторонами акты формы КС-2 N 1 от 27.06.2019 и КС-2 N 2 от 09.12.2019.
Стоимость выполненных и принятых работ составляет 13 229 149,84 руб. с учетом НДС, что подтверждается подписанной сторонами справкой о стоимости выполненных работ КС-3 N 2 от 09.12.2019.
Согласно п. 3.9 муниципального контракта, заказчик перечисляет денежные средства подрядчику на основании подписанных сторонами форм КС-2, КС-3 и выставленной подрядчиком счета-фактуры в течение 15 рабочих дней, то есть не позднее 31.12.2019.
Оплата муниципальным заказчиком произведена частично в размере 12 420 222, 94 руб. (платежные поручения N 105594 от 17.07.2019; N 105843 от 30.07.2019; N 109453 от 09.12.2019; N 9990 от 19.12.2019).
Таким образом, размер задолженности Администрации ГО г. Кумертау перед ООО "Инфодор-строй" по муниципальному контракту N 01015000003190006310001 от 24.06.2019 составляет 808 926,9 руб.
Между сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов за период с 24.06.2019 по 31.12.2020.
Пунктом 12.2.1 контракта предусмотрена пеня за просрочку исполнения Заказчиком обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Согласно расчету истца сумма неустойки за период с 31.12.2019 по 22.03.2021 составила 54 359,89 руб.
24.06.2019 между Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (муниципальный заказчик) и ООО "Инфодор-Строй" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 01015000003190006320001, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования с. Маячный городского округа город Кумертау Республики Башкортостан по ул. Гафури (от ул. Железнодорожная до ул. Социалистическая) и ул. Матросова (от ул. Гафури до пер. Ленина) согласно локальному сметному расчету, и передать их муниципальному заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и обеспечить целевое направление средств за выполненные работы подрядчику в размерах и порядке, предусмотренных контрактом.
Дополнительным соглашением N 1 от 06.12.2019 срок выполнения работ установлен до 30.12.2019, лимит финансирования на 2019 год установлен 10 109 344,79 руб.
Подрядчиком в установленный договором срок работы были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком без замечаний, о чем свидетельствует подписанные сторонами акты формы КС-2 N 1 от 15.07.2019 и КС-2 N 2 от 09.12.2019.
Стоимость выполненных и принятых работ составляет 10 109 344,79 руб. с учетом НДС, что подтверждается подписанной сторонами справкой о стоимости выполненных работ КС-3 N 2 от 09.12.2019.
Согласно п.3.9 муниципального контракта, заказчик перечисляет денежные средства подрядчику на основании подписанных сторонами форм КС-2, КС-3 и выставленной подрядчиком счета-фактуры в течение 15 рабочих дней, то есть не позднее 31.12.2019.
Оплата муниципальным заказчиком произведена частично в размере 9 893 784,06 руб. (платежные поручения N 106141 от 02.08.2019N N107883 от 16.10.2019N N109454 от 09.12.2019N N109991 от 19.12.2019).
Таким образом, размер задолженности Администрации ГО г. Кумертау перед ООО "Инфодор-строй" по муниципальному контракту N 01015000003190006320001 от 24.06.2019 составляет 215 560,73 руб.
Между сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов за период с 24.06.2019 по 31.12.2020.
Пунктом 12.2.1 контракта предусмотрена пеня за просрочку исполнения Заказчиком обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Согласно расчету истца сумма неустойки за период с 31.12.2019 по 22.03.2021 составила 14 485,68 руб.
Поскольку спор в досудебном порядке урегулировать не удалось, претензия истца от 07.08.2020 оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о завышении истцом объемов выполненных работ по локально-сметным расчетам и актам выполненных работ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
К отношениям, возникающим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и при исполнении сторонами условий государственного и муниципального контракта, подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статей 702, 708, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора подряда являются предмет договора, начальный и конечный сроки выполнения работ, стоимость работ.
Поскольку сторонами согласованы существенные условия договоров, то представленные договоры следует признать заключенным (статьи 432, 702, 708, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации), кроме того между сторонами отсутствует спор относительно заключенности указанных договоров.
Статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядные строительные работы предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В своей жалобе ООО "Инфодор-Строй" указывает на то, что факт выполнения работ по спорным муниципальным контрактам подтверждается материалами дела, Администрацией приняты выполненные работы без претензий и замечаний.
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно статье 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере, порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, работы выполнены ООО "Инфодор-Строй" и сданы, что подтверждается актами о приемке выполненных работ КС-2 N 1 от 27.06.2019 (т. 1 л.д. 104-106), N 2 от 09.12.2019 (т. 1, л.д 99- 101), N 1 от 15.07.2019 (т. 1, л.д. 57-58), от 09.12.2019 (т. 1, л.д. 50-53).
Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, стоимости работ и их качеству (пункты 12, 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
При наличии подписанных без возражений актов приемки выполненных работ обязанность по доказыванию выполнения подрядчиком меньшего объема и иной стоимостью работ лежит на заказчике.
В качестве доказательства выполнения работ в меньшем объеме, чем предусмотрено условиями контрактов, ответчик ссылается на результаты акта проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Башкортостан от 27.11.2019 N 07-04/7, которым установлено завышение объемов выполненных работ по локально - сметным расчетам и актам выполненных работ на сумму 189 778,26 рублей и 32 449,30 рублей; завышение объемов выполненных работ по локально - сметным расчетам и актам выполненных работ на сумму 833 945,26 рублей.
Однако контрольно-ревизионная проверка проведена в отношении ответчика на предмет правомерности расходования бюджетных средств, касается публичных отношений в области бюджетного процесса.
В рассматриваемом случае, объем и стоимость выполненных работ подтверждена актами по форме КС-2.
Выводы Государственного комитета Республики Башкортостан по транспортному и дорожному хозяйству, содержащиеся в акте проверки от 27.11.2019, сами по себе не свидетельствуют о том, что истцом предъявлены к оплате результаты работ, которые он не выполнял и, не свидетельствуют о том, что качество этих работ было ненадлежащим. Тем более не является основанием для отказа в оплате принятых ответчиком в порядке, предусмотренном этим контрактом работ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении и предъявлении к оплате, в большем объеме, чем предусмотрено муниципальными контрактами, не представлено.
Администрация на момент принятия и подписания актов о приемке выполненных работ была осведомлена об акте проверки. Однако приняла спорные работы, в указанных в актах объемах и стоимостью.
Составление названного акта в отсутствие представителя подрядчика и в отсутствие доказательств заблаговременного вызова подрядчика, лишило последнего возможности фактически принять участие в проведении проверки, заявлении возражений, следовательно, такой акт является односторонним документом лица, не являющегося стороной контракта, и не уполномоченного сторонами гражданско-правовой сделки на проведение соответствующей проверки, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством в рамках рассматриваемого дела.
Судебная коллегия также учитывает, что в отсутствие заключения эксперта, как того требуют положения пункта 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, акт проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по транспортному и дорожному хозяйству от 27.11.2019 N 07-04/7, на который ссылается ответчик в обоснование своих возражений, не может быть принят в качестве надлежащего и достаточного доказательства, подтверждающего выполнение истцом работ в меньшем объеме, чем указано в имеющихся в деле актах формы КС-2.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 по делу N А07-7492/2021 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" задолженность в сумме 1 024 487 руб. 63 коп., неустойку в сумме 68 845 руб. 57 коп., всего 1 093 333 руб. 20 коп., а также в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 23 933 руб.
Взыскать с Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инфодор-Строй" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7492/2021
Истец: ООО "ИНФОДОР-СТРОЙ"
Ответчик: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН