г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-247978/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2021 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-247978/20, принятое по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к ООО "Реилго" (ОГРН 1027700474163) о взыскании 60 457 руб. 48 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Реилго" о взыскании 60 457 руб. 48 коп. задолженности по договору N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г. за нахождение грузовых вагонов NN 51627958, 51873008, 55948020, 57414625, 58641168, 73965287 на железнодорожных путях общего пользования, из них 58 904 руб. 40 коп. плата, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2020 г. по 12.10.2020 г. в размере 1 553 руб. 08 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму долга 58904 руб. 40 коп. с 13.10.2020 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ключевой ставки, действовавшей в соответствующие периоды, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2021 года по делу N А40-247978/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приложенные истцом к объяснениям дополнительные доказательства апелляционной инстанцией не принимаются и не учитываются при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) был заключен договор N ТОР-ЦДИЦВ/21 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 13.08.2013 г., в соответствии с которым заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры -структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), указанных в Перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика, а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
В соответствии с пунктом 2.3.1. договора N ТОР-ЦЦИЦВ/21 от 13.08.2013 г., заказчик ежемесячно производит перечисление авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ в размере 100% (сто процентов) фактической стоимости выполненных работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в предыдущем месяце на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 5 (пяти) банковских дней с даты его получения Заказчиком.
Подрядчик приступает к проведению ТР-2 грузовых вагонов при условии поступления авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ.
Согласно пункту 2.5 договора N ТОР-ЦЦИЦВ/21 от 13.08.2013 г. в случае не поступления на расчетные счета СП ЦДИ авансовых платежей за проведение ТР -2 грузовых вагонов, заказчик оплачивает стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой на железнодорожных путях общего пользования порожнего подвижного состава, не используемого грузоотправителями, грузополучателями, операторами и собственниками подвижного состава под перевозки грузов.
Согласно приложению N 21 к договору N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г. ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов составляют за 1 час 8,79, за каждый час свыше 72 часов 13,25 (в расчете на единицу подвижного состава - длина подвижного состава по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров).
Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от Подрядчика, начинается 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых должна была быть произведена оплата в соответствии с разделом 2 договора N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г.
Нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается Заказчиком на основании ежемесячного сводного акта о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (по форме приложения N 8 к договору N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г.), в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно пунктам 4.3, 4.З.1., 4.3.12. договора N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г. предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять оплату проведения ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными разделом 2 договора N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г.; оплачивать подрядчику плату за нахождение грузовых вагонов на путях общего пользования подрядчика в ожидании ремонта по причинам: несвоевременной оплаты TP - 2; наличия дебиторской задолженности Заказчика.
Письмом от 20.11.2019 г. N Всоб-11/196 ОАО "РЖД" уведомило ООО "РЕИЛГО" о том, что выпуск из ремонта грузовых вагонов собственности ООО "РЕИЛГО" будет приостановлен с 21.11.2019 г. по причине отсутствия денежных средств (предоплаты) на р/с дирекции в рамках договора N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г.
Выставленные 15.11.2019 г., 16.12.2019 г., счета в адрес ООО "РЕИЛГО" на внесение авансовых платежей за ремонт вагонов, за ноябрь, декабрь 2019 г., и оплаты дебиторской задолженности за ремонт вагонов, в сроки установленные пунктом 2.3.1. договора N ТОР-ЦДИЦВ/21 от 13.08.2013 г., в полном объеме оплачены не были.
В связи с этим, грузовые вагоны N N 51627958, 51873008, 55948020, 57414625, 58641168, 73965287 простаивали на путях общего пользования по причине дебиторской задолженности в период с 21.11.2019 г. по 18.12.2019 г.
Согласно сводным актам о нахождении грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования за ноябрь 2019 г., декабрь 2019 г. сумма задолженности с учетом НДС 20 % составила 58904 рубля 40 копеек.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. 2.3. Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении (Утверждено в г. Ашхабаде 17.10.2012 на 57-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, с изм. от 15.05.2019) текущий отцепочный ремонт вагона TP определяется как ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, переводом вагона в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Проведение ремонтных работ подразумевает нахождение вагонов на специализированных путях ВЧЭД, спорные вагоны не могли в данный период находится на путях общего пользования. Ведомостей приемосдатчика и памятки приемосдатчика, подтверждающих вывод вагонов на пути общего пользования во время ремонта не представлено.
Кроме того, согласно п. 2.5 Договора плата за простой вагона не является штрафной санкцией, а представляет собой оказываемую Подрядчиком услугу на путях общего пользования. При таких обстоятельствах Истец не может одновременно оказывать данную услугу и выполнять ремонт вагона, поскольку они являются взаимоисключающими.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под железнодорожным путем общего пользования понимаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
При этом железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно п. 1.3 "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (протокол от 21 - 22 мая 2009 г. N 50) - текущий отцепочный ремонт вагона - это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона с заменой или восстановлением отдельных составных частей, отцепкой от состава или группы вагонов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) маневровыми средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. (п.2.5.2).
Ответчик указывает, что проведение ремонтных работ подразумевает нахождение вагонов на специализированных путях ВЧДЭ, спорные вагоны не могли в данный период находится на путях общего пользования. Ведомостей приемосдатчика и памятки приемосдатчика, подтверждающих вывод вагонов на пути общего пользования во время ремонта Истцом не представлено.
Акты общей формы ГУ-23 и сводные акты, представленные Истцом, составлены с нарушением действующих норм и правил и не могут являться доказательствами по настоящему делу.
Как следует из пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), действовавших в спорный период, для удостоверения обстоятельств задержки вагонов составляется акт общей формы.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 Правил N 45 акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Ни нормативными актами, ни условиями Договора не предусматрено составление односторонних актов общей формы представителями ВЧДЭ в качестве основания для начисления Заказчику спорной платы. Работники ВЧДЭ для составления актов Ответчика не привлекали и не извещали.
В соответствии с п.6 Типового регламента взаимодействия подразделений Центральной дирекции инфраструктуры и Центральной дирекции управления движением при составлении актов общей формы (форма ГУ-23), удостоверяющих простой собственных грузовых вагонов в ожидании текущего отцепочного ремонта по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", и информирования владельцев подвижного состава о задержках вагонов по зависящим от них причинам N ЦД-80 от 18.05.2015 (далее - "Типовой регламент") для подтверждения времени начала, окончания нахождения вагонов на путях общего пользования, расчета продолжительности простоя для дальнейшего предъявления Владельцу составляются Акты на начало и окончание простоя вагона.
В соответствии с правилами составления актов, Акты составляются в течение суток с момента обнаружения соответствующих обстоятельств в системе ЕАСАПР М и подписываются, в том числе ЭП (при организации документооборота в рамках ЭДО СПС) представителями ВЧДЭ и железнодорожной станции. При этом в Актах указываются точные дата и время начала и окончания простоя вагонов.
В соответствии с п. 12 Типового регламента подача вагона на пути ремонта оформляется памяткой приемосдатчика (форма ГУ-45ВЦ) в установленном порядке в АСУ Станции. Оформленная памятка приемосдатчика автоматически передается в ЕАСАПР М. В таком же порядке оформляется подача вагона на пути станции. Окончание ремонта оформляется в АС ЭТД документом формы ВУ-36 ЭТД. После подписания ЭП документ ВУ-36 ЭТД автоматически передается в ЕАСАПР М. (п.20).
По факту наступления событий, определяющих начало платного простоя, специалист отдела по работе с компаниями-операторами ВЧДЭ в суточный срок направляет Владельцу уведомление о постановке вагонов на платный простой. По факту наступления событий, определяющих окончание платного простоя, направляет Владельцу уведомление об окончании платного простоя. Уведомления направляются одним из следующих средств связи: факсимильным, телеграфным, электронным, с получением подтверждения о получении (п. 16).
В соответствии с ч. 13 ст. 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком (грузоотправителей, грузополучателей, владельцев подвижного состава) в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче. Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 в пункте 77 также установлено обязательное правило о том, что акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания: на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования; при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки; при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Таким образом для начисления платы за простой вагонов на путях общего пользования недостаточно составления актов общей формы работниками вагоноремонтного депо. Перевозчик обязан уведомить заинтересованное лицо о намерении поставить вагон на простой, предъявить акт общей формы на подпись заинтересованному лицу, поскольку последний имеет право дать свои возражения, не согласиться с причинами их составления (по Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, Приказ МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45), либо принять меры по недопущению простоя вагона и не начислению платы.
Акты, предоставленные истцом не составлены и не подписаны представителями железнодорожной станции, а подписаны только представителями ВЧДЭ, что также указывает на то, что вагон не находился на путях общего пользования.
Таким образом, ни одним из подразделений истца уведомления о начале постановки вагонов на платный простой Ответчику не направлялись, акты общей формы на рассмотрение и подписание на момент их составления Ответчику не направлялись, акты общей формы не подписаны работниками железнодорожной станции, на пути общего пользования, якобы был поставлены вагоны. Истец доказательства направления уведомлений и актов в материалы настоящего дела не представил.
Приведенные доводы опровергают утверждения истца о нахождении вагонов на путях общего пользования.
В отношении довода ОАО "РЖД" о не предоставлении ООО "РЕИЛГО" доказательств оплаты задолженности следует отметить, что материалы дела не содержат доказательств наличия задолженности ООО "РЕИЛГО" перед ОАО "РЖД". Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес ООО "РЕИЛГО" информационного письма от 20.11.2019 N Ссоб-11/196 о приостановлении выпуска из ремонта грузовых вагонов.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как сводятся к несогласию заявителя с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2021 года по делу N А40-247978/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247978/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "РЕИЛГО"