г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А26-8058/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Янушонис И.А. по доверенности от 14.09.2020
от ответчика: Сарычева Ю.А. по доверенности от 01.10.2020
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22908/2021) Администрации Кемского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2021 по делу N А26-8058/2020, принятое
по иску Администрации Кемского муниципального района
к ООО "Наш город"
3-е лицо: ООО "Управляющая компания - САС"
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с уточненным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Наш город" (далее - ответчик, Общество) об обязании в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в г. Кемь для домов N N 5,7,13,15 по ул. Вокзальной, N 1 по ул. Высотной, N N 10,12,14,16 по ул. Каменева, N 10 по ул. Карельской, N N 44а, 49, 49а, 50, 63, 63а, 65 по Пролетарскому проспекту, N 1, 5,12 по ул. Пуэтной, N N 14,14а,15, 15а по ул. Свердлова, N 4а по ул. Фрунзе, оборудовать контейнерную площадку, расположенную в районе дома N 62 по Пролетарскому проспекту, а именно: восстановить ограждение с трех сторон, оборудовать крышу, организовать отсек (место) для крупногабаритных отходов и разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, о видах накапливаемых ТКО, сведения об организации, осуществляющей транспортирование ТКО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - САС" - оператор по вывозу ТКО на территории Кемского муниципального района.
Решением суда от 26.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Администрация указывает на наличии у Общества, осуществляющего управление многоквартирными домами, обязанности организовать места накопления ТКО, при этом расположение существующих мест накопления ТКО значения не имеет, поскольку ответчик отрицает их принадлежность к нему на каком-либо праве. Для выполнения управляющей организацией работ по созданию мест накопления ТКО дополнительных решений общего собрания собственников не требуется; установленная законом обязанность по организации мест накопления ТКО не может быть поставлена в зависимость от формирования земельного участка под многоквартирным домом.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является управляющей организацией в отношении 32-х многоквартирных домов в городе Кемь согласно сведениям ГИС ЖКХ.
Согласно выписке от 14.09.2020 в реестре муниципального образования "Кемское городское поселение" находятся следующие квартиры: ул. Вокзальная, д. 5, кв. 1, 23, 31, 34, 37; ул. Вокзальная, д. 7, кв. 11, 50; ул. Вокзальная, д. 13, кв. 8, 13, 37, 38, 39, 62; ул. Вокзальная, д. 15, кв. 21,43,48, 63, 73, 79, 96, 99, 100; ул. Высотная, д. 1, кв. 3, 7, 12; ул. Каменева, д. 10, кв. 32, 40; ул. Каменева, д. 12, кв. 55; ул. Каменева, д. 14, кв. 30, 36, 45; ул. Каменева, д. 16, кв. 11, 17, 46, 51, 53, 54; ул. Карельская, д. 10, кв. 1,2, 13, 22; ул. Мосорина, д. 6, кв. 2, 16, 58, 69; Пролетарский пр-кт, д. 44А, кв. 2, 10, 29, 35, 50, 57, 58, 59, 62, 65, 66; Пролетарский пр-кт, д. 49, кв. 13; Пролетарский пр-кт, д. 49А, кв. 3,11; Пролетарский пр-кт, д. 50, кв. 23, 54, 58, 59, 62, 66, 113; Пролетарский пр-кт, д. 63, кв. 1, 2, 14, 39; Пролетарский пр-кт, д. 63а, кв. 40; Пролетарский пр-кт, д. 65, кв. 10, 19, 27, 31; ул. Пуэтная, д. 1, кв. 36, 53, 69, 72; ул. Пуэтная, д. 3, кв. 26, 44, 53, 78, 80, 84, 86; ул. Пуэтная, д. 5, кв. 10, 95; ул. Пуэтная, д. 6, кв. 6; ул. Пуэтная, д. 12, кв. 29, 40; ул. Свердлова, д. 14, кв. 3, 4; ул. Свердлова, д. 14а, кв. 5; ул. Свердлова, д. 15, кв. 5, 6, 9, 11; ул. Свердлова, д. 15а, кв. 23, 29; ул. Фрунзе, д. 4а, кв. 3,4,5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 23,25,30.
Администрация, как собственник и представитель нанимателей указанных квартир, потребовала от управляющей компании обеспечить создание (организацию) мест накопления ТКО для обслуживаемых многоквартирных домов в городе Кемь. В настоящее время ООО "Наш город" пользуется муниципальными контейнерными площадками.
Администрацией Кемского муниципального района 24 апреля, 19 мая, 26 июня и 25 августа 2020 года проводились совещания управляющими организациями города Кемь, на которых обсуждались вопросы обустройства контейнерных площадок и уборки их территории.
18.05.2020 в ООО "Наш город" на адрес электронной почты было направлено письмо с правовой позицией администрации Кемского муниципального района по спорному вопросу.
18.06.2020 письмом N 01-21/1597 в ООО "Наш город" направлен запрос о предоставлении координат выбора мест, где ООО "Наш город" планирует разместить контейнерные площадки для сбора ТКО. Данный запрос оставлен без ответа.
09.09.2020 направлена и в тот же день ООО "Наш город" получена досудебная претензия об организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для спорных домов.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491.
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.
Вопреки позиции апеллянта, при разрешении настоящего спора судом первой инстанции правомерно принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 года N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым разъяснено, что на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию, утверждены Постановлением Правительства РФ N 1039 от 31.08.2018.
На основании подпунктов "ж", "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства N 491 от 13.08 2006 в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те объекты, которые предназначены для одного многоквартирного дома и расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В рассматриваемом случае земельные участки под управляемыми ответчиком домами не сформированы, на кадастровом учете не состоят, в состав общего имущества многоквартирных домов не входят. Доказательств расположения существующих мест накопления ТКО в границах придомовых территорий спорных МКД в материалы дела не представлено.
В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений МКД.
При этом из материалов дела не следует, что Администрация как лицо, выступающее от имени собственника помещений в спорных МКД (муниципального образования) инициировала процедуру проведения собраний собственников помещений МКД с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определения источника финансирования соответствующих мероприятий.
Кроме того, суд первой инстанции также обоснованно указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Администрации.
Так, материалами дела, в том числе актами осмотра, перепиской лиц, участвующих в деле, договором, заключенным ответчиком и ООО "Автоспецтранс", реестром источников образования и мест накопления ТКО, опубликованным на официальном сайте Администрации, подтверждается и не оспаривается истцом, что на территории Кемского городского поселения организованы места накопления ТКО, используемые, среди прочего, жителями домов, которые находятся в управлении Общества; мусор, складируемый на уже организованных площадках, вывозится оператором по обращению с ТКО.
В этой связи, принимая во внимание наличие организованных мест накопления ТКО, доказательства исполнения обязательств, как оператором по обращению с отходами, так и управляющей организацией и гражданами - собственниками имущества, оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов Администрации, как представителя собственника помещений в многоквартирных домах, не усматривается.
Наличие объективной потребности в новых контейнерных площадках и недостаточность уже существующих из материалов дела не усматривается. Не указывает на такую необходимость и региональный оператор в отзывах, представленных в дело.
Несоблюдение каких-либо санитарных требований существующим порядком обращения ТКО, как и целесообразность каких-либо изменений в районах существующей застройки, Администрацией также не подтверждено.
В свою очередь, Общество обосновало невозможность организовать места накопления ТКО иным образом по сравнению с существующим, на что указывают акты осмотра территорий.
Потребность и возможность организации новых мест накопления ТКО с соблюдением требований законодательства Администрацией не доказана, более того, для определения возможности расположения места накопления ТКО требуется учитывать такие факторы, как наличие санитарных расстояний (не только от жилых домов, но и от детских, спортивных площадок и других объектов), наличие подъездных путей, наличие охранных зон, инженерных сетей, планов под застройку, на что обоснованно указал суд первой инстанции в решении. При этом целесообразность каких-либо изменений в районах существующей застройки из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено отсутствие сформированных земельных участков под домами, находящимися в управлении Общества, обстоятельства невозможности размещения контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом особенности застройки территории, наличие установленных мест накопления ТКО на территории городского поселения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Отказывая в удовлетворении требования истца о обязании общества оборудовать контейнерную площадку в районе дома N 62 по Пролетарскому проспекту г. Кеми, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из материалов дела не усматривается, что данная контейнерная площадка была оборудована ответчиком и находится в общей собственности собственников помещений в МКД, кроме того, как установил суд, указанная контейнерная площадка используется группой домов, общедомовым имуществом не является. Управляющая организация обязана же выполнять определенные работы, связанные с содержанием и/или ремонтом только имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в МКД, которым она управляет.
При таких обстоятельствах оснований полагать неправомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований у суда апелляционной инстанции не имеется. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2021 по делу N А26-8058/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8058/2020
Истец: Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия
Ответчик: ООО "Наш город"
Третье лицо: ООО "Управляющая Компания - САС", Кемский городской суд Республики Карелия