город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А53-9308/2021 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу садового некоммерческого товарищества "Авангард" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 (резолютивная часть от 01.06.2021) по делу N А53-9308/2021
по заявлению садового некоммерческого товарищества "Авангард" (ИНН 6123008219, ОГРН 1036123000605)
к административной инспекции Ростовской области (Межрайонный отдел N 5)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
садовое некоммерческое товарищество "Авангард" (далее - СНТ "Авангард", товарищество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к административной инспекции Ростовской области (далее -административный орган, инспекция) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 24.03.2021 по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон N 273) в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 11.06.2021 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ "Авангард" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе товарищество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что действия в данном случае были совершенны со стороны ООО "Экотранс", как лица, занимающегося сбором и вывозом мусора. В силу пункта 2 статьи 9 Федеральный закон от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) товарищество не вправе как самостоятельно собирать и транспортировать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), накопленные в целях их размещения на соответствующем полигоне, так и привлекать для осуществления такой деятельности лицо, не имеющее статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории муниципального образования Вареновского сельского поселения Неклиновского района, где статус такого регионального оператора имеет ООО "Экотранс". Согласно п. 7.5 договора от 01.04.2019 NЭТ0004349 между ООО "Экотранс" и СНТ "Авангард" предусмотрена ответственность регионального оператора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. Скопление ТКО на земельном участке произошло вследствие невыполнения ООО "Экотранс" обязательств регионального оператора по обращению с такими отходами. Обнаруженное административным органом складирование ТКО осуществлялось потребителями в пакеты, предоставленные региональным оператором населению, что допускается в силу подпункта "в" п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156). Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям муниципальных районов.
От СНТ "Авангард" поступили дополнительные обоснования к апелляционной жалобе, в которых товарищество ссылается на то, что само по себе наличие на момент осмотра значительного количества отходов свидетельствует о ненадлежащем исполнении самим региональным оператором ООО "Экотранс" обязанностей по заключенному договору на вывоз ТКО; приведенные факты в акте от 20.02.2021 и приложенной к нему фототаблицей, в отсутствие иных доказательств, не могут с надлежащей степенью достоверности устанавливать вину товарищества во вменяемом административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От СНТ "Авангард" поступили возражения на отзыв на поданную апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, СНТ "Авангард" осуществляет управление на территории товарищества.
Административным органом 20.02.2021 по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, Вареновское сельское поселение, СНТ "Авангард" выявлено следующее: отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, контейнерные площадки не обустроены, на территории товарищества отходы складируются в неустановленных местах.
Инспекция пришла к выводу, что товариществом нарушены Правила благоустройства территории Вареновского сельского поселения от 27.12.2018 N 115 (далее - Правила N 115).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной инспекции Ростовской области в отношении СНТ "Авангард" составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2021 N Т-00327-21 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N273.
Постановлением от 24.03.2021 N Т-00327-21 СНТ "Авангард" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N273 с назначением административного штрафа в размере 70 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273 повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 70 000 до 10 0000 рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с Правилами N 115 юридические лица независимо от форм и собственности и ведомственной принадлежности, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территориях города земельных участков, зданий, встроенных и пристроенных помещений, строений и сооружений, в том числе обладающие указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны систематически производить на данных земельных участках: санитарную уборку, сбор и вывоз отходов, мусора, уличного смета, образующихся в результате жизнедеятельности населения, а также деятельности организаций, учреждений, предприятий, индивидуальных предпринимателей, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, гаражностроительных кооперативов; вывозить твердые коммунальные отходы (ст. 2 Правил N 115).
Для сбора отходов и мусора организуется место временного хранения отходов (ст. 2.5.3 Правил N 115).
Запрещается складирование мусора, отходов вне специально отведенных мест (ст.2.23.3 Правил N 115).
Ответственность за установку и содержание контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей и их зачистку (уборку) возлагается в садоводческих, дачных, гаражных, жилищно-строительных и пр. кооперативах и товариществах на их председателей (ст. 2.5.6 Правил N 115)
Сбор бытовых отходов от населения осуществляется по планово-регулярной системе путем накопления и временного хранения бытовых отходов в контейнерах и бункерах-накопителях или путем непосредственного сбора ТБО в мусороуборочную технику (ст. 2.5.2 Правил N 115).
На территории Вареновского сельского поселения запрещается:
- вывоз и выгрузка навоза, мусора и грунта в не отведенные для этой цели места (ст. 2.38 Правил N 115).
В рассматриваемом случае организацией, осуществляющей управление указанной территорией, является СНТ "Авангард".
На основании изложенных норм СНТ "Авангард" является отвественным лицом за содержание контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей и их зачистку (уборку).
Событие, вменяемого товариществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: фотоматериалами, (т. 1 л.д. 10-19), актом от 23.10.2020, договором об оказании услуг, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273.
Доводы товарищества о том, что оно не вправе как самостоятельно собирать и транспортировать ТКО, так и привлекать для осуществления такой деятельности лицо, не имеющее статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории МО Вареновского сельского поселения Неклиновского района, где статус такого регионального оператора имеет ООО "Экотранс"; ООО "Экотранс" не выполнило обязательства регионального оператора по обращению с отходами; создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям муниципальных районов, отклоняются апелляционной коллегией поскольку как указано выше, в соответствии со ст. 2.5.6 Правил N 115 ответственность за установку и содержание контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей и их зачистку (уборку) возлагается: в садоводческих, дачных, гаражных, жилищно-строительных и пр. кооперативах и товариществах на их председателей.
Правонарушение, за которое товарищество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный администрацией города порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.
Ранее СНТ "Авангард" привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона N 273 постановлением от 10.09.2020 N 113/13-2020, что товариществом не оспаривается, годичный срок по административному наказанию за ранее совершенное административное правонарушение не истек, в связи с чем, административным органом правомерно учтено данное постановление.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273 и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения СНТ "Авангард" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом выявления административного правонарушения - 20.02.2021.
Основания для отмены решения суда от 11.06.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9308/2021 от 11.06.2021 (резолютивная часть от 01.06.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9308/2021
Истец: САДОВОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "АВАНГАРД"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Административная инспекция Ростовской области Межрайонный отдел N5