г. Санкт-Петербург |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А56-88613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Пойманов И.В. по доверенности от 25.09.2020
от ответчика (должника): Балабанов В.О. по доверенности от 11.01.2021
от УФНС по Санкт-Петербургу: Строганова Е.С. по доверенности от 25.11.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15569/2021) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 по делу N А56-88613/2020 (судья Грачева И.В.), принятое
по иску ООО "Компания Дормикс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Дормикс", адрес: 198126, г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 140, лит. Е, оф. 176, ОГРН 197847026541 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу, адрес: 198216, г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 23, корп. 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными бездействия Инспекции, выразившегося в неосуществлении мероприятий налогового контроля, направленных на проверку расчетов, представленных в уточненной налоговой декларации; бездействия, выразившегося в отказе аннулировать, то есть признать неподанной уточненную налоговую декларацию по НДС (корректировка N 1) за 4 квартал 2019 года от имени Общества, об обязании Инспекцию аннулировать, то есть признать неподанной уточненную декларацию по НДС (корректировка N 1) за 4 квартал 2019 года от имени Общества.
Определением суда от 03.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального налоговой службы по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 22.03.2021 требования Общества удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в отказе аннулировать, то есть признать неподанной уточненную декларацию по НДС N 1 за 4 квартал 2019 года от имени ООО "Компания Дормикс".
Суд обязал Инспекцию аннулировать, то есть признать неподанной уточненную декларацию по НДС N 1 за 4 квартал 2019 года от имени ООО "Компания Дормикс".
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнения к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на момент подачи уточненной налоговой декларации от 05.08.2020, у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в принятии декларации, направленной по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), подписанной ЭЦП уполномоченного представителя ООО "Компания Дормикс", сведения о котором, как об уполномоченном лице, совпадали со сведениями в представленной доверенности. При этом Инспекция указывает на то, что аннулирование, удаление поданных неуполномоченным лицом декларации из системы учета невозможно, поскольку это не предусмотрено действующим налоговым законодательством и используемым программным обеспечением.
Определением председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 в составе суда, рассматривающего настоящее дело произведена замена судей Семеновой А.Б. и Трощенко Е.И., находящихся в очередном отпуске, на судей Будылеву М.В. и Згурскую М.Л. Рассмотрение жалобы начато сначала.
В настоящем судебном заседании представители Инспекции и Управления ФНС по Санкт-Петербургу поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом 24.01.2020 по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 года, в соответствии с которой, исчисленный к уплате налог, составил 514 556 руб.
28.07.2020 в Инспекцию поступила доверенность N 20 от 17.07.2020 вх. N 071931/6, наделяющая ООО "Арт Стиль" ИНН 7802482880, в лице руководителя Вшивцева А.В., правом представлять интересы ООО "Компания Дормикс" ИНН 7839112710 в налоговом органе.
05.08.2020 в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи от имени ООО "Компания Дормикс" уполномоченным представителем ООО "Арт Стиль" в лице генерального директора Вшивцева А.В. подана уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 года с исчисленным к уплате налогом - 0.00 руб.
Обнаружив несоответствие фактических обстоятельств официальным данным налогового органа, Обществом в адрес Инспекции были направлены письма исх. N 58 от 10.09.2020, исх. N 50 от 11.09.2020, исх. N 52 от 11.09.2020, исх. N 53 от 16.09.2020, в которых, заявитель, ссылаясь на то, что уточненная декларация по НДС за 4 квартал им не сдавалась ни в электронном виде, ни на бумажном носителе, просил данные уточненной налоговой декларации аннулировать и считать достоверной первоначальную декларацию от 24.01.2020.
Письмом от 15.09.2020 Инспекция сообщила Обществу, что в обязанности налогового органа не входит аннулирование представленной отчетности. Этим же письмом Инспекция уведомила заявителя о том, что по состоянию на 10.09.2020 в информационном ресурсе Инспекции отсутствуют сведения об актуальных доверенностях на право предоставления интересов ООО "Компания Дормикс" в налоговом органе, а также дополнительно сообщила, что в адрес Общества направлено письмо для подтверждения достоверности доверенности на уполномоченное лицо, установленное "массовым" подписантом.
Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 08.12.2020 N 16- 13/73439 жалоба Общества на действия (бездействие) Инспекции оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что материалами дела не подтвержден факт подачи Обществом спорной налоговой декларации, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанной налоговую декларацию от имени Общества за вышеуказанный период, а также возложения на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя - аннулировать, то есть признать неподанной поименованную налоговую декларацию от имени Общества.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ)
На основании пункта 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном этой статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Как установлено пунктом 5 статьи 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
В соответствии с пунктом 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утвержденного Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343,
При приеме налоговой декларации (расчета) налоговый орган:
1) проверяет у заявителя, представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документ, удостоверяющий личность этого заявителя, и документ, подтверждающий полномочие представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета);
2) проверяет, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме;
3) проверяет указание в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц фамилии, имени, отчества (при наличии). При отсутствии ИНН - в дополнение к фамилии, имени, отчеству (при наличии) проверяет персональные данные заявителя, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) проверяет указание в налоговой декларации (расчете) для организации полного ее наименования (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
5) проверяет указание ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
6) проверяет указание вида документа: первичный (корректирующий);
7) проверяет наличие наименования налогового органа;
8) проверяет наличие подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
9) регистрирует налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату);
10) по просьбе заявителя проставляет на представленной заявителем копии налоговой декларации (расчета) отметку о приеме налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, заявитель информируется об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причины.
Приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@ введен в действие Порядок формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям.
Доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.
На основании пункта 2 Порядка информационное сообщение о доверенности, выданной представителю с правом наделения его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, направляется в электронном виде в налоговый орган с каждым электронным документом, направленным уполномоченным представителем в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Согласно пункту 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 186 ГК РФ).
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом.
Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
В данном случае, как следует из материалов дела, подача по ТКС уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 с исчисленным к уплате налогом - 0.00 руб. подана от имени ООО "Компания Дормикс" уполномоченным представителем ООО "Арт Стиль" в лице генерального директора Вшивцева А.В.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто Инспекцией, ООО "Компания Дормикс" доверенностей третьим лицам, в том числе ООО "Арт Стиль" на представление интересов ООО "Компания Дормикс" в налоговом органе - не выдавала.
При этом, из представленного в материалы дела письма Инспекции от 15.09.2020 следует, что налоговому органу до поступления соответствующего письма от ООО "Компания Дормикс" стало известно о факте массового подписания ООО "Арт Стиль" налоговых деклараций от имени третьих лиц. Доверенность N 20 от 17.07.2020 аннулирована Инспекцией 02.09.2020, притом, что письмо, в котором Общество указало на непредставление им уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019, было подано заявителем в Инспекцию 10.09.2020.
Принимая во внимание особенности правового регулирования НДС, стадийность взимания данного налога, учет Инспекцией недостоверных сведений "нулевой" декларации, поданной неуполномоченным лицом, приводит к нарушению как прав самого Общество, так и к возможному нарушению прав и законных интересов его контрагентов.
Довод Инспекции о том, что действующее налоговое законодательство и используемое программное обеспечение не позволяют признать декларации неподанными, подлежит отклонению. Недостоверные сведения "нулевых" деклараций, поданных неуполномоченным лицом, не должны содержаться в системе учета Инспекции, заявленные требования направлены на восстановление прав и законных интересов Общества.
Кроме того, согласно пункту 11 Приказа ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")", информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований: подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия.
Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством: аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3" (пункт 13).
Таким образом, АИС "Налог-3", содержащая в себе реестр налоговых деклараций, предоставляет возможность актуализации достоверной информации, в том числе путем удаления недостоверных сведений.
Кроме того, следует принять во внимание, что согласно внесенным в статью 80 НК РФ изменениям (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ), в отношении налоговых деклараций (расчетов), поданных после 01.07.2021, в полномочия налоговых органов входит признание, при наличии соответствующих обстоятельств, налоговой декларации (расчета) непредставленной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанной налоговую декларацию от имени Общества за вышеуказанный период, а также в части возложения на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя - аннулировать, то есть признать неподанной поименованную налоговую декларацию от имени Общества.
Допущенное судом первой инстанции в решении ошибочное указание на подачу уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 на бумажном носителе, не привело к принятию неправильного решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении спора не допущено, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 по делу N А56-88613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88613/2020
Истец: ООО "КОМПАНИЯ ДОРМИКС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ