г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-67423/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "Еврошлиф" - Задорогин С.И. представитель по доверенности от 12.05.2021 года,
от заинтересованного лица по делу - Домодедовской таможни - Лукьянова Ю.В. представитель по доверенности от 06.07.2021 года,
от третьего лица по делу - ООО "Новелко" - Горковенко Т.П. представитель по доверенности от 20.07.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Еврошлиф" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 по делу N А41-67423/20 по заявлению ООО "Еврошлиф" к Домодедовской таможне, при участии третьего лица: ООО "Новелко" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Еврошлиф" (далее - заявитель, общество, ООО "Еврошлиф") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Домодедовской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня); третье лицо ООО "Новелко"; со следующими требованиями:
- о признании незаконными действий по исполнению (в форме списания антидемпинговой пошлины с единого лицевого счета ООО "Еврошлиф") решения таможни от 14.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 22.02.2019 N 10002010/220219/0012573 и корректировки декларации на товары N 10002010/220219/0012573/04 от 24.09.2020 таможенного поста аэропорт Домодедово (грузовой);
- о признании незаконным бездействия таможни в виде не отзыва уведомления N 10013000/У2020/0006670;
- о признании незаконным бездействия таможни в виде не отмены решения от 14.08.2020 и корректировки от 24.09.2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Еврошлиф" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Еврошлиф" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Домодедовской таможни и ООО "Новелко" возражали по доводам апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 13.09.2017 N 394/17Д, обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен товар "подшипники шариковые наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм", происхождение товаров - Германия (ставка ввозной таможенной пошлины 10%, НДС 20%), коды товаров 8482 10 100 9, 8482 10 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
В целях таможенного оформления ввозимого товара в таможенный орган представлена декларация на товары N 10002010/220219/0012573.
После выпуска товаров таможней проведена проверка документов и сведений, в ходе которой графе 44 ДТ N 10002010/220219/0012573 (сведения о сертификате о происхождении товара) под кодом вида документа "06014", а также сведения об иных документах о происхождении товаров (код вида документа начинается на "06") отсутствуют, в перечне электронных документов, представленных вместе с ДТ N 10002010/220219/0012573, сертификат о происхождении товара не указан, в связи с чем в адрес общества направлен запрос от 13.11.2019 N 20-25/17499 о представлении оригинала сертификата о происхождении товаров (РПО 14200041178383 вручено обществу 22.11.2019).
В связи с непредставлением оригинала сертификата о происхождении товаров, не подтверждением происхождения ввезенных товаров обществу начислены антидемпинговые пошлины в размере 411 019, 87 руб.
По результатам проверки таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 14.08.2020.
Письмом от 29.09.2020 N 4987 в адрес таможни направлен оригинал сертификата о происхождении товара общей формы от 21.09.2020 N D 1359686.
По результатам проведенного таможенного контроля правильности определения происхождения товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, заявленное по ДТ N 10002010/220219/0012573 происхождение товаров на основании представленного сертификата о происхождении товаров от 21.09.2020 N D 1359686, подтверждено.
По результатам проверки принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 30.10.2020 о подтверждении заявленного в ДТ происхождения товаров - Германия и неприменении антидемпинговой пошлины.
На основании корректировки декларации на товары от 13.11.2020, сформированной таможенным представителем ООО "Новелко" таможней осуществлен возврат декларанту ООО "Еврошлиф" излишне уплаченных/взысканных (с таможенного представителя ООО "Новелко") сумм таможенных платежей, пеней в форме их зачета в счет авансовых платежей.
19.01.2021 Центральным таможенным управлением осуществлен возврат денежных средств в размере 411 019,87 руб. на расчетный счет ООО "Еврошлиф".
Не согласившись с действием таможни по исполнению, выразившегося в форме списания антидемпинговой пошлины с единого лицевого счета ООО "Еврошлиф"; бездействием таможни в виде не отзыва уведомления N 10013000/У2020/0006670, не отмены решения от 14.08.2020 и корректировки от 24.09.2020, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате по нормам ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в декларации на товары сведений о товарах (наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименовании страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения), об их таможенной процедуре, а также сведения об их таможенной стоимости, статистической стоимости сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют для исчисления таможенных платежей в соответствии с ТК ЕАЭС. Указываются сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС, и других сведений, необходимых для таможенных целей (статья 107 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться: факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами; исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела; соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом; соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом; соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 31 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
На основании пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1 статьи 314 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что графе 44 ДТ N 10002010/220219/0012573 (сведения о сертификате о происхождении товара) под кодом вида документа "06014", а также сведения об иных документах о происхождении товаров (код вида документа начинается на "06") отсутствуют, в перечне документов, представленных вместе с ДТ N 10002010/220219/0012573, сертификат о происхождении товара не представлен.
В связи с непредставлением оригинала сертификата о происхождении товаров, не подтверждением происхождения ввезенных товаров обществу начислены антидемпинговые пошлины в размере 411 019, 87 руб.
Оригинал сертификата о происхождении товара общей формы от 21.09.2020 N D 1359686 направлен в адрес таможни письмом от 29.09.2020 N 4987.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество при предоставлении ДТ N 10002010/220219/0012573 не подтвердило страну происхождения товаров, в связи с чем у таможни имелись законные основания для принятия 14.08.2020 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
В силу пункта 5 статьи 72 ТК ЕАЭС обязанность по уплате антидемпинговых пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает, прекращается и подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, которые установлены статьей 56 ТК ЕАЭС для возникновения, прекращения и исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС В силу пунктов 1, 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (пункт 4 статьи 56 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 7 статьи 56 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Частью 10 статьи 73 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что в случае установления таможенным органом, направившим уведомление (уточнение к уведомлению), отсутствия оснований для направления такового таможенный орган информирует лицо, в адрес которого направлено уведомление (уточнение к уведомлению), об отзыве уведомления (уточнения к уведомлению), если до такого установления не произошли уплата или взыскание сумм таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, указанных в уведомлении (уточнении к уведомлению).
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Оспариваемое бездействие Домодедовской таможни в виде не отзыва уведомления N 10013000/У2020/0006670 отсутствовало, поскольку до принятия нового решения от 30.10.2020 о подтверждении заявленного происхождения товаров и неприменении антидемпинговой пошлины, задолженность по уплате пошлины (по уведомлению N 10013000/У2020/0006670) погашена в полном объеме 19.10.2020 путем списание денежных средств с Единого лицевого счета ООО "НОВЕЛКО", что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей ООО "НОВЕЛКО".
Оспариваемое бездействие Домодедовской таможни в виде не отмены решения от 14.08.2020 и КДТ от 24.09.2020 отсутствовало, поскольку только 02.10.2020 оригинал сертификата о происхождении поступил в таможню, связи с чем таможней проведен тможенный контроль и принято новое решение от 30.10.2020 о подтверждении заявленного происхождения товаров и неприменении антидемпинговой пошлины.
Следовательно, со дня поступления в таможню обращения-заявление от 29.09.2020 N 4987 с оригиналом сертификата 02.10.2020 до дня принятия нового решения от 30.10.2020 таможней проводился таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и(или) сведений после выпуска товаров, оформленный актом N 10002000/020/291020/А0098, следовательно, бездействие таможенного органа отсутствовало.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 по делу N А41-67423/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67423/2020
Истец: ООО "ЕВРОШЛИФ"
Ответчик: Домодедовская Таможня
Третье лицо: ООО "НОВЕЛКО", ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ