г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-93740/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-93740/20
по заявлению ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ"
к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
о признании незаконным и отмене постановления
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Карташова Е.Ю. по доверенности от 26.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 1181-ЗУ/9061379-20 от 18.05.2020 года.
Решением от 24.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 18.05.2020 г. следует, что в ходе проведенного 18.03.2020 г. Госинспекцией по недвижимости планового (рейдового) обследование земельного участка по адресу: 117152, г. Москва, Балаклавский пр-т. вл. 28Б. стр. 2., установлено, что на указанном земельном участке размещается нежилое одноэтажное строение с кадастровым номером 77:06:0005016:1071 общей площадью 431,3 кв.м., 1970 года постройки, оформленное в собственность ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" согласно записи в ЕГРН от 23.01.2008 г. N 77-77-03/083/2007-075.
По результатам обследования, Госинспекцией по недвижимости установлено, что указанный земельный участок используется Обществом пропорционально оформленным имущественным правам на строение с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы (п.п. 6,7 ст. 4, п. 1.1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", приложение N 5 к постановлению Правительства Москвы N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы") требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков.
Административным органом 15.04.2020 г. составлен протокол об административном правонарушении в сфере землепользования N 9061379 по признакам ч. 1 ст. 6.11 КоАП РФ.
18.05.2020 Госинспекцией по недвижимости вынесено оспариваемое постановление, в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 КоАП Москвы, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 р.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду отсутствия состава правонарушения.
Привлечение лица к административной ответственности за завершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, может быть осуществлено в случае использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 КоАП г. Москвы.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) юридического лица, в пользовании которого находится земельный участок г. Москвы или земельный участок, собственность на который не разграничена, нарушающих установленные нормативными правовыми актами г. Москвы требования по оформлению необходимых документов для правомерного использования земельного участка.
По мнению Госинспекции по недвижимости, Обществом нарушены требования пунктов 6, 7 ст. 4 и пункта 1.1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Пунктом 7 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривается, что в качестве основания для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество является собственником одноэтажного нежилого здания, общей площадью 431.3 кв.м., кадастровый номер 77:06:0005016:1071 по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 2 (регистрационная запись от 23.01.2008 г. N 77-77-03/083/2007-075), которое расположено на земельном участке с теми же адресными ориентирами, то есть собственником объекта капитального строительства, в связи с чем юрисдикция п. 7 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" не распространяется на спорные правоотношения по данному делу.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положениями п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в качестве основания для занятия и использования земельного участка являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим законом и иными правовыми актами г. Москвы.
Порядок оформления в соответствии с федеральным законодательством указанных в п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" документов, в том числе аренды (договора аренды), установлен Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199- ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с установленным административным регламентом порядком для оформления земельно-имущественных отношений по аренде земельного участка, на котором находится принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости, ООО "ИНВЕСТСТРОИПРОЕКТ" в 2018 году обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением (ex. N 33-5-106299/18-(0)- 0 от 19.09.2018 г.) по вопросу предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 2, на праве аренды для эксплуатации расположенного (находящегося) на нем принадлежащего Обществу на праве собственности объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 431,3 кв.м. кадастровый номер 77:06:0005016:1071 в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно письму-уведомлению от 18.10.2018 г. (исх. N 33-5106299/18-(0)-2) Департамент городского имущества г. Москвы проинформировал Общество о принятом решении, которым отказал последнему в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.
С данным решением Департамента Общество не согласилось и обжаловало его в Арбитражный суд г. Москвы в установленном законом порядке. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2019 г. по арбитражному делу N А40-6369/2019-144-61, оставленным без изменения постановлением N 09АП35198/2019 Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2020 г., решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении Обществу государственной услуги, выраженное в письме-уведомлении от 18.10.2018 г. N 33- 5106299/18-(0)-2, признано незаконным, с обязанием Департамента в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества в установленном законом порядке.
Вышеуказанное решение суда от 24.04.2019 г. вступило в законную силу 13.09.2019 г., в связи с чем, оно подлежит обязательному исполнению Департаментом путем предоставления Обществу государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 2, на праве аренды для эксплуатации расположенного (находящегося) на нем принадлежащего Обществу на праве собственности объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 431,3 кв.м. кадастровый номер 77:06:0005016:1071 в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
12 марта 2020 года в связи с неисполнением Департаментом решения Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2019 г. Общество обратилось в Департамент с заявлениями (ex. N ДГИ-49191/20/0/0 от 12.03.2020 г., вх. N ДГИ-49208/20/0/0 от 12.03.2020 г.) о принятии мер в установленные законом сроки исполнить решение суда по вопросу предоставления заявителю государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 28Б, стр. 2.
До настоящего времени, в том числе на момент привлечения Общества к административной ответственности, Департаментом не исполнено вступившее в законную силу решение суда от 24.04.2019 г., запрашиваемая государственная услуга по предоставлению вышеуказанного земельного участка в аренду собственнику (ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ") расположенного на нем здания (вышеуказанного 6 строения) не предоставлении и находится в соответствии с административным регламентом в процессе документального оформления.
Из вышеуказанного следует, что по независящим от волеизъявления и действий ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" причинам оформление договора аренды земельного участка между Департаментом городского имущества г. Москвы и Обществом не закончено.
Таким образом, на момент привлечения ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" на оснований постановления Госинспекции по недвижимости от 18.05.2020 г. по делу N 1181-ЗУ/9061379-20 к административной ответственности в его действиях отсутствовали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, поскольку, ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ", действуя надлежащим образом, приняло все от него зависящие необходимые меры для оформления земельно-правовых отношений относительно земельного участка, на котором расположено принадлежащее на праве собственности Обществу нежилое строение.
Таким образом, у Госинспекции по недвижимости отсутствовали основания для привлечения ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по дела об административных правонарушениях относится всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик не доказал событие вмененного Обществу административного правонарушения, вину заявителя в его совершении, и, как следствие, не доказал наличие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 г по делу N А40-93740/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93740/2020
Истец: ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38762/2021
24.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93740/20
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23002/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93740/20