г. Хабаровск |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А04-1656/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Т.Г. Брагиной
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Прайм" на решение от 21.05.2021 по делу N А04-1656/2021 Арбитражного суда Амурской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Прайм"
о взыскании 252 424, 97 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759, далее - истец, ООО "Полигон") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК ПРАЙМ" (ОГРН 1192801004220, ИНН 2801249258, далее - ответчик, ООО "УК Прайм") о взыскании 252 424, 97 руб., составляющих основной долг по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.10.2019 по 31.12.2020 в размере 227 052, 58 руб., неустойку за период с 11.11.2019 по 24.02.2021 в размере 25 372, 39 руб.
Определением суда от 16.03.2021 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено судом в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением суда в виде резолютивной части от 12.05.2021 исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено 21.05.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Прайм" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанностью решение суда первой инстанции отменить в части взыскания задолженности за период с 01.10.2019 по 30.07.2020, указывая при этом на начало оказания услуг по договору N 3292 от 16.07.2020 с 01.08.2020 и, соответственно, на не оказание услуг до упомянутой даты; также настаивает на том, что с момента принятия в аренду нежилого помещения по адресу: г. Благовещенск, ул. Трудовая, 144/2, а именно: в период с 01.10.2019 по 20.03.2020 ответчик не осуществлял предпринимательскую деятельность, не складировал ТКО в связи с их отсутствием ни по названному адресу, ни по адресам нахождения контейнерных площадок на ул. Трудовая, 146 и 152, поясняя, что с 20.03.2020 - заключались договоры субаренды, то есть нежилые площади использовались для осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой могут образовываться отходы, но нежилые помещения использовались менее, чем на 30% от общей площади и для размещения объектов розничной торговли, бытового обслуживания, гостиниц, центров обслуживания туристов, финансово-кредитных объектов, не связанных с проживанием населения, в связи с чем считает необоснованным применение к ответчику с 01.10.2019 по июль 2020 года норматива по объекту "промтоварный магазин", а также расчетную единицу 597,15 кв.м (площадь промтоварного магазина); ссылается на непредставление истцом ответчику счетов на оплату и актов выполненных работ за указанный период; просит применить при расчете задолженности новые нормативы в связи с признанием решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу 3а-31/2021 недействующим постановления Правительства Амурской области от 30.12.2020 N 606 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" в части установления нормативов накопления ТКО для такой категории объектов, как, в частности, промтоварный магазин; в случае рассмотрения апелляционным судом дела по правилам суда первой инстанции - снизить несоразмерную неустойку.
ООО "Полигон" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласно, мотивированно возражает, указывая на их несостоятельность, считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьёй 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по итогам конкурсного отбора на основании Соглашения от 14.05.2018, заключённого с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ООО "Полигон" осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области на 10-летний период, начиная с 01.01.2019.
По условиям указанного Соглашения (пункты 1.3,1.4) и дополнительного соглашения к нему от 25.12.2018 ООО "Полигон" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области, утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 N 527, c 01.04.2019.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установлена статьёй 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
ООО "Полигон" на основании заявок ООО "УК Прайм" направило в его адрес на рассмотрение и подписание публичную оферту - договор N 3292 от 16.07.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1).
Согласно пункту 2 договора, объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению N 1 к договору "Информация по предмету договора" (ИПД), являющемуся неотъемлемой частью договора.
Способ складирования ТКО по договору N 3292: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
В силу пункта 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.08.2020.
Согласно пункту 5 договора, оплата услуг по договору осуществляется по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 428,42 руб. (без НДС) за 1 куб.м твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Приложением N 1 к проекту договора. Расчет оплаты услуг произведен исходя из нормативов накопления. Под расчётным периодом понимается один календарный месяц.
К договору N 3292 согласовано Приложение ИПД на объекте ООО "УК Прайм" по адресу: ул. Трудовая, 144/2, 1 контейнер, 075 куб.м, контейнерная площадка (ул. Трудовая, 144/2), 1 раз в неделю (среда).
Кроме того, исходя из представленного потребителем договора аренды нежилого помещения от 30.09.2019 и обращения с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО только 16.07.2020, последнему произведено доначисление платы за период с 01.10.2019 по 31.07.2020, вручены счета на оплату.
Проект договора подписан ООО "УК Прайм" без разногласий, но общество направило региональному оператору возражения относительно доначисления платы за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 с указанием на отсутствие в названный период договора на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Полигон" и ООО "УК Прайм".
Отсутствие оплаты оказанных услуг и отклонение ответчиком претензии об оплате задолженности в досудебном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истцом обязательства по договору и в предшествующий его заключению период исполнены надлежащим образом, услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов оказаны, признав расчет истца соответствующим Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов и условиям типового договора, руководствуясь статьями 309, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд пришёл к выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате оказанных услуг.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 Типового договора).
Потребитель обязан производить оплату по договору в порядке, размере и в сроки, которые определены договором (пункт 13 типового договора).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 21 типового договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 типового договора).
Судом установлено, что ООО "УК Прайм" на основании договора аренды от 30.09.2019 используется нежилое помещение общей площадью 1465,6 кв.м, 3 этаж, расположенное по адресу: г. Благовещенск, ул. Трудовая, 144/2.
С заявками на оказание услуг по обращению с ТКО к региональному оператору ответчик обратился 16.07.2020, то есть в период с 01.10.2019 по 31.07.2020 договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Полигон" и ООО "УК Прайм" заключен не был, вместе с тем, отсутствие такого договора не препятствует региональному оператору оказывать услуги последнему в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 8(15) Правил N 1156.
Факт оказания региональным оператором ответчику услуг по обращению с ТКО в период 01.10.2019 по 31.12.2020 подтвержден представленными в материалы дела графиком вывоза твердых коммунальных отходов, актами оказанных услуг, счетами на оплату.
Истец при отсутствии индивидуального места накопления ТКО у ООО "УК Прайм" в бездоговорный период оказывал услуги по вывозу ТКО с мест их складирования (точки сбора ТКО) по адресам: ул. Трудовая, 146, 152, ул. Шимановского, 159 (л.д. 90-91), находящихся в непосредственной близости с объектом, используемым ответчиком на основании договора аренды по адресу: ул. Трудовая, 144/2, при этом вывоз ТКО осуществлялся регулярно в соотвествии с графиком, утвержденным Управлением ЖКХ Администрации г. Благовещенска.
В свою очередь, доказательств, подтверждающих факт отсутствия деятельности в период с 01.10.2019 до момента подачи заявки для заключения договора, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал обоснованным начисление платы за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора исходя из нормативов накопления по объектам - административное, офисное учреждение с численностью сотрудников в количестве 4 человека и промтоварный магазин площадью 597, 17 кв.м, согласно информации, указанной ответчиком в заявках на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в целях осуществления расчетов по договору оказания услуг по обращению ТКО коммерческий учет твердых коммунальных отходов региональным оператором осуществлялся в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505) исходя из нормативов, установленных постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 N 502.
Постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 N 502 "О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 30.12.2020 N 606" норматив накопления ТКО для таких категорий объектов как "административные, офисные учреждения" (1 сотрудник) и "промтоварный магазин" (1 кв. м общей площади) установлен в размере, соответственно, 1,2288 куб. м в год и 0,9876 куб. м в год.
Тариф на услугу регионального оператора в 2019 году установлен и введен в действие приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 27-пр/у от 01.03.2019 и составляет для иных потребителей, за исключением населения 527,63 руб./куб.м, в 2020 году - приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 167-пр/у от 18.12.2019 и составляет 428,42 руб./ куб. м.
Постановлением Правительства Амурской области от 26.07.2021 N 521 внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606 и нормативы накопления твердых коммунальных отходов изложены в новой редакции. В приложении к данному постановлению для промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет - 0,6871 куб.м в год, для административных, офисных учреждений - 1,2424 куб.м в год.
Принимая во внимание правовой подход, изложенный в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.08.2021 N Ф03-3647/2021, требования истца подлежат удовлетворению частично.
Задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по объекту "административное, офисное учреждение" составляет ( 4 сотрудника x 1,2444 куб. м (норматив в год) / 12 мес. x 527,63 руб. (тариф) = 218,86 руб. ежемесячно, соответственно, за три месяца 2019 - 656.58 руб., ( 4 сотрудника x 1,2444 куб. м (норматив в год) / 12 мес. x 428,42 руб./куб.м (тариф) = 177,71 руб. ежемесячно, за семь месяцев 2020 - 1243,96 руб., за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 - 1243, 96 руб;
по объекту "промтоварный магазин": 597,15 кв.м (площадь) x 0,6871 куб.м в год / 12 мес.(норматив в год) x 527,63 руб./ куб.м (тариф) = 18 040,63 руб. ежемесячно, за три месяца 2019 - 54 121,88 руб.,
597,15 кв.м (площадь) x 0,6871 куб.м в год / 12 мес.(норматив в год) x 428,42 руб./ куб.м (тариф) = 14 648,46 руб. ежемесячно, за семь месяцев 2020 года 14 648,46 руб., за период с 01.10.2019 по 31.07.2020- 156 661,08 руб.
При изложенных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части подлежит изменению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в размере 158 561 руб. 62 коп., а также неустойка за период с 11.11.2019 по 24.02.2021 в размере 29 397 руб.95 коп.
Довод жалобы о непредставлении истцом ответчику счетов на оплату и актов выполненных работ за указанный период не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из искового заявления следует и ответчиком не отрицается, что счета на оплату услуг регионального оператора за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 вручены представителю ответчика вместе с подписанным экземпляром договора N 3292 от 16.07.2020, что касается счетов и актов за оставшийся период, то в соответствии с указанным договором потребитель также вправе обратиться за получением счета на оплату, акта по месту нахождения регионального оператора.
Довод жалобы о несоразмерности неустойки, а также ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии со статьёй 333 ГК РФ и разъяснениями, данными в пунктах 71, 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению должника, которое может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайствовал о применении положений статьи 333 ГК РФ и представлял доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции суд апелляционной инстанции также не усмотрел.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.05.2021 по делу N А04-1656/2021 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Прайм" (ОГРН 1192801004220, ИНН 2801249258) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) основной долг за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 в размере 158 561 руб.62 коп., неустойку за период с 11.11.2019 по 24.02.2021 в размере 29 397 руб.95 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 1 410 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Прайм" (ОГРН 1192801004220, ИНН 2801249258) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 765 руб.
Поворот исполнения решения суда произвести суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1656/2021
Истец: ООО "Полигон"
Ответчик: ООО "УК Прайм"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (1656/21 - мат.дела; 8814/20-1 т;1967/21-1т), Арбитражный суд Амурскорй области, ОСП N3 по городу Благовещенску и Благовещенскому району