город Томск |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А27-6858/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-7046/2021) на решение от 28.06.2021 (резолютивная часть от 15.06.2021 в редакции определения от 28.06.2021 об исправлении описки) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6858/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Тышкевич О.П.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (652815, Кемеровская область - Кузбасс, город Осинники, улица Ефимова, дом 9, корпус а, помещение 1, ОГРН 1164205068390, ИНН 4222015870) к акционерному обществу "Техснаб" (652992, Кемеровская область - Кузбасс, Таштагольский район, город Таштагол, улица Трактовая, 84, ОГРН 1034228000069, ИНН 4228007988) о взыскании 4 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Техснаб" (далее - Общество) 4 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды - октябрь 2019 года, январь, март, июль, август 2020 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (в редакции определения от 28.06.2021 об исправлении описки), принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года в сумме 500 рублей. В удовлетворении требований о взыскании с Общества штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года отказано.
С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 250 рублей государственной пошлины.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 28.06.2021 в связи с подачей заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в общей сумме 3 500 рублей за октябрь 2019 года (требование от 12.03.2020 N 052S01200001741 на сумму 500 рублей), за январь 2020 года (требование от 08.07.2020 N 052S01200007758 на сумму 2 000 рублей), за июль 2020 года (требование от 24.12.2020 N 052S01200017459 на сумму 500 рублей), за август 2020 года (требование от 24.12.2020 N 052S01200017460 на сумму 500 рублей) и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), указывает, что Обществом дополнительно представлены сведения за октябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за январь 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, за июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, информация о которых ранее представлена не была, соответственно, принята Пенсионным фондом, в связи с чем, положения пункта 40 Инструкции не могут быть применены; полагает, что поскольку дополняющие формы СЗВ-М за июль, август 2020 года представлены страхователем 27.10.2020, к страхователю согласно прямому указанию на это в пункте 40 Инструкции N 211н, необходимо применять финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании 3 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2019 года (требование от 12.03.2020 N 052S01200001741), за январь 2020 года (требование от 08.07.2020 N 052S01200007758), за июль 2020 года (требование от 24.12.2020 N 052S01200017459), за август 2020 года (требование от 24.12.2020 N 052S01200017460).
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2019 года - 13.11.2019 на 4 застрахованных лица, за январь 2020 года - 12.02.2020 на 4 застрахованных лица, за июль 2020 - 10.08.2020 на 8 застрахованных лиц, за август 2020 года - 13.09.2020 на 8 застрахованных лиц, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2019 года - 11.01.2020 на 1 застрахованное лицо, за январь 2020 года - 14.03.2020 на 4 застрахованных лица, за июль 2020 года - 27.10.2020 на 1 застрахованное лицо, за август 2020 года - 27.10.2020 на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности. Сведения о застрахованных лицах, указанных дополняющих формах, отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.01.2020 N 052S18200000062 (за октябрь 2019 года), от 27.03.2020 N 052S1820004603 (за январь 2020 года), от 28.10.2020 N 052S18200014739 (за июль 2020 года), от 28.10.2020 N 052S18200014740 (за август 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 17.02.2020 N 052S19200000762 (за октябрь 2019 года в размере 500 рублей), от 10.06.2020 N 052S19200005258 (за январь 2020 года в размере 2 000 рублей), от 01.12.2020 N 052S19200014965 (за июль 2020 года в размере 500 рублей), от 01.12.2020 N 052S19200014966 (за август 2020 года в размере 500 рублей), на общую сумму 3 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 12.03.2020 N 052S01200001741 (за октябрь 2019 года) об уплате финансовых санкций в срок до 23.03.2020, от 08.07.2020 N 052S01200007758 (за январь 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 24.07.2020, от 24.12.2020 N 052S01200017459 (за июль 2020 года) и N 052S01200017460 (за август 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 19.01.2021.
Неисполнение Обществом, в том числе, указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года в отношении спорных застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за октябрь 2019 года - не позднее 15.11.2019, январь 2020 - не позднее 17.02.2020, июль 2020 года - не позднее 17.08.2020, август 2020 года - не позднее 15.09.2020 (с учетом выходных дней).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года в установленный законом срок.
Факт предоставления Обществом неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные отчетные периоды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за указанные отчетные периоды не имеется.
Суд первой инстанции правомерно указал в оспариваемом решении, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом дополнительно представлены сведения за октябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за январь 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, за июль 2020 года в отношении застрахованного лица, за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, информация о которых не была ранее представлена не была, соответственно, принята Пенсионным фондом, в связи с чем, положения пункта 40 Инструкции N 211н не могут быть применены, а также, поскольку дополняющие формы СЗВ-М за отчетные периоды июль 2020 года, август 2020 года представлены страхователем 27.10.2020, согласно пункта 40 Инструкции N 211н, к страхователю необходимо применять финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права. В данном случае Общество первично исполнило обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в установленный законом срок, исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды - октябрь 2019 года, январь, июль, август 2020 года внесло самостоятельно до обнаружения ошибки Пенсионным фондом, ввиду чего основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за указанные отчетные периоды отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2021 (резолютивная часть от 15.06.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6858/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6858/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Осинники КО Межрайонное
Ответчик: АО "Техснаб"