город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2021 г. |
дело N А32-52031/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ЮМТУ Росстандарта: Никитенко К.И. по доверенности N 16 от 18.12.2020;
от ПАО "Россети Кубань", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Касабян И.К. по доверенности от 10.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2021 по делу N А32-52031/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИННН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии Южное межрегиональное территориальное управление в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии Южное межрегиональное территориальное управление в лице территориального отдела (инспекция) государственного надзора по Краснодарскому краю (далее - ЮМТУ Росстандарта, административный орган, управление) о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.11.2020 N 06-46-24/2020 по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб., о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 19.11.2020 N 30.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что нарушение п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не образует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Проверка в отношении общества не проводилась, при этом ему вменяется отсутствие сертификата в период с 25.09.2020 по 20.10.2020. Из теста договора от 15.01.2014 N 407/30-5 следует, что ПАО "ТНС энерго Кубань" является заказчиком, тогда как ПАО "Россети Кубань" исполнителем. ПАО "Россети Кубань" не может выступать в качестве субъекта правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Электрическая энергия реализуется ПАО "ТНС энерго Кубань" на основании договоров энергоснабжения. Сетевые компании не являются стороной по указанным договорам. ПАО "Россети Кубань" фактически оказывает услуги по передаче электроэнергии, причем не конечному потребителю электроэнергии, а профессиональным участникам рынка электроэнергетики - энергосбытовым компаниям (гарантирующим поставщикам). Действующим законодательством, правилами не предусмотрена обязанность сетевой организации по получению сертификата соответствия качества электрической энергии, выданного уполномоченным органом по сертификации. По общему правилу применение национальных стандартов и сертификация носит добровольный характер. Формулировка резолютивной части представления не отвечает принципам конкретности, определенности и исполнимости представления, в связи с чем данное представление не соответствует критериям законности. Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания - является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ЮМТУ Росстандарта возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ЮМТУ Росстандарта поступило заявление ПАО "ТНС энерго Кубань" от 30.09.2020, согласно которому в период с 25.09.2020 по 20.10.2020 ПАО "Россети Кубань" допущено нарушение требований технических регламентов, выразившееся в передаче по своим сетям электрической энергии от ТП-ЗП-9-596; ТП-ЗП-9-1147; ТП-ЗП9-586; ТП-ЗП-9-1213; ТП-ЗП-9-1212; ТП-ЗП-9-587 ПС 35/10 кВ, "Запорожская" (ПАО "Россети Кубань"), 1СШ до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей (проживающих в п. Кучугуры), не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации (т. 1 л.д. 35).
ПАО "Россети Кубань", является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований (в том числе правил сертификации электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
ПАО "Россети Кубань" поставляет электрическую энергию на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" (ПАО "Россети Кубань", исполнитель) от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "ТНС энерго Кубань" (ОАО "Кубаньэнергосбыт", заказчик) для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. (т. 1 л.д. 38).
В процессе проверки ЮМТУ Росстрандарта установило, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ с 25.09.2020 по 20.10.2020 не представлена.
Управление пришло к выводу, что выявленное является нарушением Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ставит под угрозу реализацию целей в п. 1 ст.6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ЮМТУ Росстрандарта, с участием представителя общества, в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол об административном правонарушении от 12.11.2020 N 71 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (т. 1 л.д. 76).
Постановлением от 19.11.2020 N 06-46-24/2020 ПАО "Россети Кубань" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб. (т. 1 л.д. 10).
Представлением от 19.11.2020 N 30 обществу предписано принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, недопущению повторных нарушений; провести разъяснительную работу с сотрудниками ПАО "Россети Кубань" о недопущении нарушений требований, рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц ПАО "Россети Кубань" к дисциплинарной ответственности, рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах (т. 1 л.д. 16).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основаниями проведения проверки явился приказ ЮМТУ Росстандарта от 17.08.2020 N 01-30/505, коллективное обращение граждан от 29.07.2020, дополнение к обращению от 07.08.2020, служебная записка от 03.11.2020 (т. 1 л.д. 94). По результатам указанной проверки составлен акт проверки от 25.09.2020.
Вышеназванное свидетельствует о проведенной в отношении общества проверки в период с 31.08.2020 по 25.09.2020, с чем лично был ознакомлен заместитель генерального директора общества, поэтому ссылка ПАО "Россети Кубань" о ее не проведении отклоняется судебной коллегией (т. 1 л.д. 65).
Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - изготовитель, исполнитель (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавец.
Довод жалобы о том, что являясь сетевой организацией, ПАО "Россети Кубань" оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть не производит электрическую энергию и не продает ее конечным потребителям (в том числе гражданам и юридическим лицам), в связи с чем действиях общества отсутствует вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Согласно определениям, данным в статье 3 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. В соответствии с пунктом 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора.
В соответствии с пунктом 15 "а" Правил, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции установил, что ПАО "Россети Кубань" поставляет электрическую энергию на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Россети Кубань" от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "Россети Кубань" для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Исходя из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, сформированных в Постановлениях от 24.10.2016 N 307-АД16-13369, 27.06.2016 N 310-АД16-6323, в Определении от 04.08.2015 N 308-КГ15-9067, для вывода о нарушении лицом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции (в том числе электроэнергии) и квалификации данного нарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно отсутствия на данную продукцию сертификата соответствия.
Судом первой инстанции проведен анализ приведенных норм законодательства Российской Федерации и сделан вывод, что ПАО "Россети Кубань", являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований (в том числе правил сертификации электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из изложенного следует, что ПАО "Россети Кубань" является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: заявлением, договором оказания услуг (т. 1 л.д. 38), актом проверки (т. 1 л.д. 64), протоколом об административном правонарушении (т. 1 л.д. 76), другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Довод общества о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность сетевой организации по получению сертификата соответствия качества электрической энергии; применение национальных стандартов и сертификация носит добровольный характер, признаются судебной коллегией несостоятельными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 Утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Во исполнение требований пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru) опубликована Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 N 982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет, к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации отнесена: "Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц".
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (пункты 4.2.1 и 4.2.2).
В соответствии с Разделом 1 "Область применения" ГОСТ 32144-2013, настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Целью обязательной сертификации электрической энергии является подтверждение соответствия указанного вида продукции обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в рассматриваемом случае - в сфере электроэнергетики), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании изложенного, учитывая тот факт, что качество электроэнергии является необходимым условием ее безопасного применения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проведение процедуры сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ПАО "Россети Кубань", в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующим законодательством является обязательным.
Не прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о том, что оспариваемое предписание ЮМТУ Росстандарта не соответствует критериям законности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за его нарушение наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Оспариваемое предписание ЮМТУ Росстандарта содержит сведения о конкретных нарушениях, ссылки на нормы права и правила, требования которых нарушены, а также установлен срок рассмотрения представления и уведомления административного органа о его исполнении.
Общество в апелляционной жалобе указывает на то, что такая мера как дисциплинарное взыскание, согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, является правом работодателя, а не обязанностью.
В настоящем случае указанный довод оценивается судом апелляционной инстанции как неправильное понимание предписания административного органа, поскольку в резолютивной части указано: "рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц ПАО "Россети Кубань" к дисциплинарной ответственности". Указанная формулировка не обязывает общество в обязательном порядке применить такую меру ответственности, как дисциплинарное взыскание.
Вместе с тем, обществом не представлено объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о неисполнимости предписания. С учетом изложенного, названный довод признается судом несостоятельным.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО "Россети Кубань" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Административным органом назначенное административное наказание ПАО "Россети Кубань" в виде штрафа в размере 150 000 руб. При назначении штрафа управлением приняты во внимание обстоятельства, отягчающие административную ответственность; в материалы дела представлено постановление от 09.07.2020 N 06-46-18/2020 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго (ПАО "Россети Кубань") к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.; согласно представленному в материалы дела платежному поручению N 19006 оплата штрафа в размере 120 000 руб. произведена обществом 23.07.2020 (т. 1 л.д. 98, 128).
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание факт того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и соразмерности совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, размер штрафа отвечает целям и задачам административного наказания.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2021 по делу N А32-52031/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52031/2020
Истец: ООО "Россети Кубань", ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии Южное межрегиональное территориальное управление в лице территориального отдела (испекции) государственного надзора по Краснодарскому краю, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ЮМТУ РОССТАНДАРТ
Третье лицо: Краснодарский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта