г. Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А40-310611/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 по делу N А40-310611/19
по заявлению АО "ТД "Перекресток"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: |
Мухаметкалиева О.А. по дов. от 11.09.2020; |
от ответчика: |
Шатилов В.М. по дов. от 15.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными Предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (далее также - Управление, ответчик) N 22-54/2019 от 22.08.2019 в части требований п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3, пп. 1-5 п. 4, п. 5, п. 6 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020, признан недействительным п. 5 предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям N 22-54в/2019 от 22.08.2019, в удовлетворении остальной части требований Акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по настоящему делу отменены в части отказа в удовлетворении заявленных требований по пунктам 1 и 2 предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям N 22-54в/2019 от 22.08.2019, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А40-310611/2019-146-2407 оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2021, принятым по настоящему делу, признаны недействительными п.1 и п.2 предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям N 22-54в/2019 от 22.08.2019.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой в судебном заседании представитель Управления полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований Управления, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.08.2019 в 16.00 в ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский пр-д, д.10, с целью проверки исполнения ранее выданного Предписания-требования от 12.02.2019 N 22-03в/2019 установлено, что ранее выданное Предписание-требование 12.02.2019 N 22-03в/2019 не исполнено в полном объеме, что подтверждено документально при проведении проверки, а именно:
Место хранения биологических отходов отсутствует. Не назначено ответственное лицо за сбор и хранение. Учет образования биологических отходов не ведется.
При проведении проверки представлена рабочая инструкция по термической обработке остатков пищевой продукции (мелкие куски мяса, прожилки, кости, потроха и т.д., образующиеся в результате изготовления мясных полуфабрикатов). В соответствии с рабочей инструкцией от 01.02.2019 N 059-2019 остатки данной пищевой продукции, собранные в мясном цехе за одну смену, подвергаются тепловой обработке в течении 1 часа при температуре +100 гр., что является нарушением законодательства РФ. После проварки составляется Акт о проведении термической обработки (в имеющемся в материалах дела акте термическая обработка проводилась 0,5 часа). Для этих целей закуплена рисоварка, которая располагается в горячем цехе.
В письме Минсельхоза России от 06.04.2015 N ВГ-13-23/4402 "О предоставлении разъяснений по вопросу отнесения к биологическим отходам отходов, содержащих в своем составе животные жиры" содержится следующая информация: в ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 04.12.1995 N 13-7-2/469, и в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, принято расширительное перечисление биологических отходов: помимо перечисления отдельных видов биологических отходов используется формулировка "другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения".
В соответствии с этой формулировкой любые отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения, должны считаться биологическими отходами. В мясном цехе осуществляется переработка сырья животного происхождения (говядина, свинина, курица) с целью получения мясных полуфабрикатов (котлетная группа, фарш, голубцы, мясные стейки и т.д.).
В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469) биологические отходы перерабатывают на мясо-костную, костную, мясную, перьевую муку и другие белковые кормовые добавки, исходя из следующих технологических операций и режимов: прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 130 градусов С, собственно стерилизация при 130 градусах С в течение 30 - 60 мин, и сушка разваренной массы под вакуумом при давлении 0,05 - 0,06 Мпа при температуре 70 - 80 градусов С в течение 3-5 час.
Уборка, утилизация или уничтожение биологических отходов должна осуществляться после заключения, данного ветеринарным специалистом по результатам осмотра биологических отходов, что не соблюдается производителем. В штате отсутствует ветеринарный врач, договор с государственной ветеринарной службой не заключен. Заключения не оформляются.
Условия для переработки биологических отходов после заключения ветеринарного специалиста в корм животным отсутствуют. Вакуумные котлы отсутствуют, температура проварки не соответствует, отсутствует отдельное помещение для этих целей. Установлен факт невыполнения данного пункта предписания.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" не исполнено ранее выданное Предписание (требование) от 12.02.2019 N 22-03в/2019 по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский пр-д, д. 10, магазин Перекресток, в связи с чем составлен акт N 22-54в/2019 от 22.08.2019.
Также одновременно с актом, в котором указаны выявленные нарушения, 22.08.2019 Управлением в отношении АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" было выдано предписание N 22-54в/2019 (далее - Предписание), в котором в п.1 и 2 было предписано:
1. Проводить уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным инспектором РФ 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Обеспечить наличие места хранения биологических отходов, обеспечить изолированное хранение без доступа посторонних лиц. Обеспечить дезинфекцию места хранения после утилизации. Не допускать выброс в мусорные контейнеры.
2. Уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов осуществлять только после заключения, данного ветеринарным специалистом по результатам осмотра биологических отходов.
Общество, не согласившись с актом проверки и предписанием, 06.09.2019 обратилось с возражениями на акт проверки и предписание.
18.10.2019 ответчик предоставил ответ с отказом в отмене результатов проверки.
08.11.2019 Обществом было направлено повторное обращение зам. руководителя Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям Менякину В.А. для рассмотрения вопроса по существу.
27.12.2019 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям Менякиным В.А. предоставлен ответ о направлении 18.10.2019 территориальным управлением ответа на ранее направленное обращение.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Торговый дом Перекресток" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
При новом рассмотрении суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности п.1 и 2 оспариваемого Предписания.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункт 1.1 Правил).
Согласно пункту 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Из пункта 3.23 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Пунктом 1.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусмотрена обязанность владельцев биологических отходов по их доставке для переработки или захоронения (сжигания).
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункт 1.5 Правил).
В силу пункта 1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Из содержания названных норм следует, что к биологическим отходам относятся трупы (биологические ткани и органы) животных, образовавшиеся в результате оперативной (медицинской и ветеринарной) практики, лабораторных, медико-биологических экспериментов и экспертиз, гибели скота, животных и птиц, отходы переработки и отходы биотехнологической промышленности.
Мясо и мясная продукция являются пищевыми отходами и не относятся к числу биологических отходов (трупов) в понимании, придаваемом Ветеринарно-санитарными правилами и ГОСТом.
В силу пункта 2.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
Согласно пунктам 2.6, 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.
Транспортные средства, спецодежду, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Для дезинфекции используют химические средства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.
Судом установлено, что у Общества имеются заключенные договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов.
Между тем сам по себе факт наличия заключенных договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов не свидетельствует о том, что в процессе деятельности Общества у него образуются биологические отходы в понимании пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
При этом суд учел, что в магазине разделывается пищевая продукция, которая не относится к биологическим отходам.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Минприроды России от 22.05.2017 N242, является частью государственного кадастра отходов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Отходы, включенные в ФККО, биологическими отходами не являются и регулируются нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. К таким отходам, в том числе относятся:
- отходы кухонь и предприятий общественного питания (код 7 36 100 00 00 0);
- отходы сырья и подготовки сырья для производства пищевых продуктов (код 301 110 00 00 0).
Данная позиция также согласуется с выводами, изложенными в Информационном письме Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 31.12.2020 по вопросу норм Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что пищевые продукты, о которых идет речь в оспариваемом предписании не являются биологическими отходами, получаемыми при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а являются отходами производства и потребления, поскольку относятся к отходам кухонь и предприятий общественного питания (код ФККО 7 36 100 00 00 0) либо к отходам сырья и подготовки сырья для производства пищевых продуктов (код ФККО 3 01 110 00 00 0).
Апелляционная коллегия также учитывает, что 18.03.2020 административным органом в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 22-11в/2020 по части 8 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужило неисполнение Обществом оспариваемого предписания N 22-54в/2019 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-86163/20 указанное выше постановление было признано незаконным и отменено по причине отсутствия биологических отходов у Общества. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2021 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-86163/2020 оставлено без изменения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания недействительными п.1 и п.2 предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям N 22-54в/2019 от 22.08.2019, так как указанные пункты Предписания вынесены при отсутствии к тому достаточных оснований и не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции и иному толкованию норм права.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 по делу N А40-310611/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-310611/2019
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46178/2021
07.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23519/20
30.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39000/20
16.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19