город Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-310611/2019-146-2407 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Торговый дом "Перекресток": Мухаметкалиевой О.А. (дов. от 11.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям: Шатилова В.М. (дов. N 81 от 15.12.2020 г.);
рассмотрев 10 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Торговый дом "Перекресток"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 г.
по делу N А40-310611/2019-146-2407
по заявлению акционерного общества "Торговый дом "Перекресток"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям
о признании незаконным предписания от 22 августа 2019 г. N 22-54/2019 в части,
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям) от 06 августа 2019 г. N 930-РВ в отношении акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (далее - АО "Торговый дом "Перекресток", общество, заявитель) была проведена проверка исполнения требований ранее выданного предписания (требования) от 12 февраля 2019 г. N 22-03в/2019 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере ветеринарии.
В ходе проведения проверки установлен факт невыполнения требований ранее выданного предписания (требования) от 12 февраля 2019 г. N 22-03в/2019 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере ветеринарии, что зафиксировано в акте проверки от 22 августа 2019 г. N 22-54в/2019.
22 августа 2019 г. Управлением Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям в отношении АО "Торговый дом "Перекресток" было выдано предписание N 22-54в/2019, которым предписано:
1. Проводить уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным инспектором РФ 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469. Обеспечить наличие места хранения биологических отходов, обеспечить изолированное хранение без доступа посторонних лиц. Обеспечить дезинфекцию места хранения после утилизации. Не допускать выброс в мусорные контейнеры.
2. Уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов осуществлять только после заключения, данного ветеринарным специалистом по результатам осмотра биологических отходов;
3. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП в полном объеме; провести обучение сотрудников, задействованных в разработке и внедрении процедур, основанных на принципах ХАССП в организациях, специализирующихся на данном направлении.
- при производстве пищевой продукции применять технологические процессы производства, обеспечивающие безопасность пищевой продукции (пп. 1 п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011); обеспечить в мясном цехе при обвалке и разделке животноводческой продукции температуру не выше +12 гр. Обеспечить ответственный подход к ведению журналов, не допускать формального отношения к заполнению, провести обучение сотрудников;
- выбрать способы и обеспечение соблюдения работниками и посещающими предприятие правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, разработать процедуру по гигиене. Анкеты здоровья (либо другой документ) предоставлять для заполнения всем, посещающим производство, проводить инструктаж, вести учет лиц, посещающих производство с указанием целей посещений;
- поддерживать процедуру уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции. Осуществлять контроль качества проведенных работ по дератизации и дезинсекции, иметь схемы расстановки ловушек.
- определить контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программе производственного контроля; ППК актуализировать в соответствии с действующим законодательством;
- производить контроль за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля: нумерация всего холодильного оборудования должна соответствовать имеющимся журналам, графикам, документации; разработать график мойки и дезинфекции, с последующем контролем качества путем взятия смывов для лабораторных исследований по всем холодильникам;
- при производстве пищевой продукции обеспечить документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; пересмотреть контрольно критические точки, определить критические точки, определить предельные параметры для контроля. Ознакомить всех сотрудников под роспись, принять зачеты о полученных знаниях. Вести строгий контроль имеющихся ККТ, с обязательной фиксацией в журналах;
- разработать процедуры отзыва продукции (с тренировочным отзывом), процедуру рассмотрения жалоб и претензий покупателей, процедуру работы с поставщиками, утвердить список поставщиков сырья для производства, проводить аудит (внутренний контроль) группой ХАССП на предмет жизнеспособности системы ХАССП на предприятии в соответствии с процедурой. Листы ознакомления вести в соответствии с основаниями проведения, обязательно указывать документы, с которыми проводится ознакомление с приложением самих документов;
- обеспечить прослеживаемость пищевой продукции на всех этапах производства. Разработать процедуру прослеживаемости пищевой продукции.
4. Определить:
- определить перечень критических контрольных точек на производстве;
- параметры (показатели) безопасности продовольственного (пищевого) сырья;
- предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства;
- порядок действий в случае отклонения значений показателей от установленных предельных значений;
- меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных. Иметь схему расстановки ловушек, информацию о применяемых ядах, осуществлять контроль качества проведенных работ.
5. Исключить получение изготовителем не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения от продуктивных животных, которые подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных. Иметь подтверждающие документы на каждую партию сырья животного происхождения;
6. Обеспечить учет пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза; обеспечить направление пищевой продукции, не соответствующей требованиям, на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, до проведения ее утилизации.
7. Обеспечить расположение продукции от стен и приборов охлаждения на расстоянии не менее 30 см; предусмотреть проходы между стеллажами для обеспечения беспрепятственного доступа к продукции. Не допускать образование наледи, поддерживать чистоту и порядок.
8. Вода в разных агрегатных состояниях, используемая в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (в данном случае мясных кулинарных изделий, полуфабрикатов) и непосредственно контактирующая с продовольственным (пищевым) сырьем и материалами упаковки, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства-члена Таможенного союза. Проводить регулярные лабораторные исследования воды на химический, микробиологический, органолептический и радиологический состав. Микробиологические - 1 раз в квартал, органолептические - 1 раз в квартал, радиологические - 1 раз в год, неорганические и органические вещества - 1 раз в год. Иметь результаты лабораторных исследований.
Считая свои права нарушенными, АО "Торговый дом "Перекресток" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным указанного предписания в части пунктов 1, 2, абзаца 1 пункта 3, подпунктов 2, 3, 4, 6, 7, 8 пункта 3, подпунктов 1 - 5 пункта 4, пунктов 5, 6.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены в части пункта 5. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Торговый дом "Перекресток" просит об отмене принятых судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Торговый дом "Перекресток" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания в части пунктов 1 и 2, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункт 1.1 Правил).
Согласно пункту 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Из пункта 3.23 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Пунктом 1.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусмотрена обязанность владельцев биологических отходов по их доставке для переработки или захоронения (сжигания).
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункт 1.5 Правил).
В силу пункта 1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Из содержания названных норм следует, что к биологическим отходам относятся трупы (биологические ткани и органы) животных, образовавшиеся в результате оперативной (медицинской и ветеринарной) практики, лабораторных, медико-биологических экспериментов и экспертиз, гибели скота, животных и птиц, отходы переработки и отходы биотехнологической промышленности.
Мясо и мясная продукция являются пищевыми отходами и не относятся к числу биологических отходов (трупов) в понимании, придаваемом Ветеринарно-санитарными правилами и ГОСТом.
В силу пункта 2.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
Согласно пункту 2.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.
Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.
Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов (пункт 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).
Отказывая в удовлетворении требований по данным пунктам предписания, суды исходили из тех обстоятельств, что у общества образуются биологические отходы. При этом судами принято во внимание, что у общества имеются заключенные договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов.
Между тем, сам по себе факт наличия заключенных договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов не свидетельствует о том, что в процессе деятельности общества у него образуются биологические отходы в понимании пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Из пояснений заявителя следовало, что в магазине разделывается пищевая продукция, которая не относится к биологическим отходам.
Судам надлежало установить, образуются ли в процессе деятельности общества биологические отходы исходя из данных, полученных в ходе проведения проверки.
Такие обстоятельства судами не выяснялись.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным предписания в части пунктов 1 и 2.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты в данной части, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
В остальной части суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктами 2 и 3 статьи 10, пунктами 3, 4 статьи 11 Технического регламента (ТР ТС 021/2011), положениями ГОСТа Р 51705.1-2001 пришли к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку обществом в нарушение положений ТР ТС 021/2011 не определены перечень критических контрольных точек на производстве параметры (показатели) безопасности продовольственного (пищевого сырья, предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках, порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства, порядок действий в случае отклонения значения показателей от установленных предельных значений, что является не допустимым для функционирования принципов системы ХАССП на предприятии.
Разработанная обществом процедура "программа производственного контроля (далее - ППК)" является не актуальной, не соответствующей действующему законодательству, в связи с чем не позволяет обеспечить безопасность выпускаемой в оборот пищевой продукции, так как не учтены все основы принципа ХАССП.
Суды также согласились с выводами административного органа о том, что обществу с целью определения наличие отклонения значений показателей необходимо установить порядок проведения лабораторного мониторинга на определение роста микроорганизмов в процессе изготовления пищевой продукции выпускаемой в оборот; необходимо обеспечить введение и хранение всей документации подтверждающей выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (протоколы лабораторных исследований, акты приведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, ветеринарно-сопроводительные документы по которым получает мясо сырье при бумажном носителе); пищевая продукция, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должно сопровождаться товаросопроводительной документацией (на бумажных и (или) электронных носителях), с целью установления изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья, для обеспечения прослеживаемости.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в данной части.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 г. по делу N А40-310611/2019-146-2407 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований по пунктам 1 и 2 предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям N 22-54в/2019 от 22 августа 2019 г.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 г. по делу N А40-310611/2019-146-2407 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Торговый дом "Перекресток" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктами 2 и 3 статьи 10, пунктами 3, 4 статьи 11 Технического регламента (ТР ТС 021/2011), положениями ГОСТа Р 51705.1-2001 пришли к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку обществом в нарушение положений ТР ТС 021/2011 не определены перечень критических контрольных точек на производстве параметры (показатели) безопасности продовольственного (пищевого сырья, предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках, порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства, порядок действий в случае отклонения значения показателей от установленных предельных значений, что является не допустимым для функционирования принципов системы ХАССП на предприятии."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф05-23519/20 по делу N А40-310611/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46178/2021
07.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23519/20
30.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39000/20
16.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19