г. Владивосток |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А24-5849/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жукова Сергея Николаевича,
апелляционное производство N 05АП-4846/2021
на решение от 04.06.2021
судьи С.А. Кущ
по делу N А24-5849/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Управления по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации Олюторского муниципального района (ИНН 8201001520, ОГРН 1024101417823)
к индивидуальному предпринимателю Жукову Сергею Николаевичу (ИНН 820100180802, ОГРН 312417707400046)
о взыскании 1 296 400 руб.,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Управление по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к индивидуальному предпринимателю Жукову Сергею Николаевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании в доход бюджета Олюторского муниципального района 1 296 400 руб., перечисленных по соглашению от 10.05.2018 N 1.
Решением суда от 04.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы указывает на то, что фактически своим решением суд первой инстанции в нарушении норм материального права, а именно пунктов 3.3, 3.5 Постановления Главы Олюторского муниципального района N 71 от 12.04.2018 и исковых требований, выйдя за их пределы, взыскал бюджетные денежные средства в пользу Управления, а не в доход бюджета Олюторского муниципального района. Непривлечение к участию в деле Олюторского муниципального района, а также органа муниципального финансового контроля в качестве третьих лиц, привело к неверному принятию решения, а также лишили ответчика возможности доказать, что все документы, подтверждающие расходы, предоставлялись в Администрацию Олюторского муниципального района и орган муниципального финансового контроля проводил их проверку, только после которой ответчик обоснованно и получил субсидию. Каких-либо доказательств и документов, подтверждающих нецелевое использование субсидий ответчиком, истец суду не представил.
По мнению ответчика, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию и ответчиком, несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ, не являются бюджетными правоотношениями. Таким образом, ответчик, не являющийся участником бюджетного процесса, может в силу пункта 2 статьи 306.1 БК РФ нести ответственность в соответствии с законодательством РФ исключительно при нецелевом использовании субсидии и нарушениях обязательственных договорных отношений.
При таких обстоятельствах ответчик считает, что к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 10.05.2018 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт того, что денежные средства израсходованы ответчиком не по целевому назначению, может свидетельствовать о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом ответчик считает, что не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
О том, что ответчик надлежащим образом оказывал услуги по перевозке пассажиров в 2018 году и нёс расходы, подтверждается материалами дела, фактов нецелевого расходования бюджетных средств истцом суду не представлено.
По мнению ответчика, суд первой инстанции лишил его возможности представить дополнительные доказательства безвозмездного оказания услуг перевозки пассажиров и предоставления всех документов, отказав в удовлетворении ходатайства о вызове в суд и допросе в качестве свидетелей бывшего главу Олюторского муниципального района Свириденко О.Н., заместителя главы Олюторского муниципального района по финансовому-экономическому управлению Ильченко М.В., бухгалтера финансового-экономического управления Администрации Олюторского муниципального района Бессорабову Е.Ю., бухгалтера ответчика Антощенко Ф.М.
Ответчик считает, что правоотношения, возникшие между ним и истцом, возникли из договора возмездного оказания услуг, в связи с чем, в данном случае подлежат применению нормы главы 39 ГК РФ, а также общие положения ГК об обязательствах.
Указывая на то, что истец не представил доказательств того, что услуги, отраженные в представленных ответчиком документах и актах имеют иную стоимость либо оказаны некачественно, либо документы подписаны неуполномоченным лицом, ответчик считает, что факт оказания им услуг на предъявленную сумму доказан, в связи с чем, они явились правомерным основанием для их оплаты истцом.
Ссылку суда на положения Порядка, утвержденного Постановлением администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 12.04.2018 N 71 ответчик считает необоснованной. Указание суда на договор аренды, по мнению ответчика, не может являться бесспорным доказательством неоказания ответчиком услуг по перевозке пассажиров и нецелевого использования бюджетных средств, так как к правоотношениям, возникшим в спорный период, указанный договор отношения не имеет, предметом рассмотрения настоящего иска не являлся.
Также ответчик не согласен с выводом суда о том, что представленные документы в отношении амфибийного вездехода и автобуса ПАЗ, не относятся к заключенному соглашению, так как перевозка осуществлялась на автомобиле ГАЗ 32А1. В соглашении от 10.05.2018 не указано, на каком транспорте будет осуществляться перевозка пассажиров.
Ответчик считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на копию реестра билетов с 01 по 31 декабря 2017 года и вывод о совпадении части корешков билетов с корешками, представленными ответчиком в суд. Факт оказания услуг по перевозке на безвозмездной основе доказывается тем, что ответчик осуществлял перевозки без заключенного договора, в связи с тем, что в начале января 2018 года к нему обратился глава Олюторского муниципального района Свириденко О.Н. с просьбой оказать содействие в осуществлении перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам Олюторского района (Тиличики-Корф-Тиличики), который изначально считался нерентабельным для предпринимательской деятельности. Таким образом, фактически ответчик более 2-х с половиной месяцев осуществлял перевозку пассажиров на безвозмездной основе, понес убытки, превышающие размер субсидии. С 15.05.2018 ответчик продолжил осуществлять пассажирские перевозки, которые осуществлял до конца 2018, продолжая нести убытки.
Также ответчик указывает на то, что суд не дал правовой оценки доводам, указанным в отзыве. В частности, ответчик обращал внимание суда на то, что его права могут быть нарушены, так как в случае удовлетворения исковых требований возникнет ситуация, при которой он безвозмездно перевез 2 тысячи пассажиров.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания своих представителей в судебное заседание не направили.
От истца поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 10.05.2018 между истцом (главный распорядитель средств бюджета Олюторского муниципального района) и ответчиком (получатель) заключен договор (соглашение) N 1 о предоставлении субсидии из бюджета Олюторского муниципального района на возмещение расходов (недополученных доходов), связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которого является предоставление из бюджета Олюторского муниципального района в 2018 году ответчику субсидии на возмещении части затрат, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам.
Разделом 3 соглашения установлены условия предоставления субсидии.
Разделом 5 соглашения закреплены права и обязанности сторон, согласно которому главный распорядитель обязуется, в том числе, обеспечить предоставление субсидии ответчику в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных соглашением, а также осуществлять контроль за соблюдением получателем условий предоставления субсидии. На получателя возложена обязанность по предоставлению главному распорядителю средств бюджета документов, необходимых для предоставления субсидии, установленные Порядком предоставления субсидии, а также обеспечивать предоставление главному распорядителю не позднее 05 числа месяца следующего за отчетным, в котором была получена субсидия, отчет о достижении значений показателей результативности по форме, установленной главным распорядителем, иные отчеты.
Ответчик обратился с заявками на получение субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Олюторском районе в 2018 году, представив отчеты о фактических затратах за периоды: январь, февраль, март (1-15 число), май (15-31 число) 2018 года.
Платежными поручениями от 21.06.2018 N 864736-864738, 30.07.2018 N150144, 15.08.2018 N223250 истец перечислил ответчику субсидию в общей сумме 1 296 400 руб.
В целях осуществления контроля за соблюдением получателем условий предоставления субсидии, в связи с непредоставлением к отчетам о фактических затратах первичных документов, подтверждающих фактические расходы, истец направил ответчику претензию от 18.09.2020 исх. N 4041 с требованием предоставить соответствующие документы с указанием, что в случае их непредоставления субсидия в размере 1 296 400 руб. подлежит возврату.
Поскольку пакет документов ответчиком не представлен, субсидия ответчиком не возвращена, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Постановлением администрации Олюторского муниципального района Камчатского края от 12.04.2018 N 71 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Олюторском районе на 2018 год (далее - Порядок N 71).
В соответствии с пунктом 1.1 названный Порядок устанавливает механизм предоставления субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Олюторском районе (далее - муниципальные маршруты) на 2018 год, в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Олюторского района в пределах средств, предусмотренных Решением Совета депутатов Олюторского муниципального района от 15.12.2017 N 44 "О бюджете Олюторского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
В силу пункта 1.3 Порядка N 71 главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете Олюторского муниципального района на предоставление субсидии, является Управление по вопросам строительства, транспорта, энергетики, ЖКХ и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 71 для получения субсидии получатель предоставляет в Управление следующие документы:
1) заявку на получение субсидии по форме, установленной приложением N 1 к названному Порядку;
2) копии учредительных документов;
3) копию приказа об утверждении учетной политики с изменениями и дополнениями;
4) копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров и разрешения на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту);
5) документы, подтверждающие понесенные затраты, ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным:
- отчет о фактических затратах, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам (далее - фактические затраты) по форме, установленной приложением N 2 к названному Порядку. Предоставляются бухгалтерские документы, подтверждающие сумму убытка (отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа) с приложением копий договоров и первичных учетных документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных, платежных ведомостей, документов, подтверждающих численность основного и привлеченного персонала, копий платежных поручений, реестров платежных поручений и др.), заверенные Получателем;
- информация о фактическом пробеге транспортных средств Получателя, обеспечивающих перевозки по муниципальным маршрутам, полученная посредством использования спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, по муниципальным маршрутам по форме, установленной приложением N 3 к названному Порядку;
- отчет о достижении показателей результативности.
Указанные документы удостоверяются подписью руководителя и печатью получателя.
Основаниями для отказа получателю в предоставлении субсидии являются:
1) несоответствие представленных документов требованиям, определенным подпунктами 1-4 пункта 2.1 названного Порядка или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;
2) недостоверность представленной получателем информации (пункт 2.3 Соглашения).
Согласно пункту 2.4 Порядка Управление: в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - выписка). Получатель вправе представить выписку по собственной инициативе; в течение 5 рабочих дней со дня поступления выписки проводит проверку указанных документов, по результатам которой с Получателем, соответствующим требованиям, установленным в пункте 2.2 Порядка, заключает соглашение о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, утвержденной финансово-экономическим управлением администрации Олюторского муниципального района (далее - Соглашение).
Пунктом 2.8 Порядка к фактически произведенным затратам отнесены затраты на: заработную плату водителей, включая взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда; топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы; техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт транспортных средств (в том числе расходы на заработную плату вспомогательных рабочих, включая взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда); общехозяйственные расходы (в том числе расходы на заработную плату работников, включая взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 71 Управление в Соглашении устанавливает порядок, сроки и формы предоставления Получателем отчетности о достижении показателей результативности предоставления субсидии.
Таким образом, предприниматель, подписав соглашение о предоставлении субсидии, тем самым выразил согласие со всеми условиями предоставления субсидии, в том числе о необходимости предоставления отчетов с подтверждением расходов первичными документами.
Управление и орган муниципального финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидии. При предоставлении субсидии обязательным условием ее предоставления, включаемым в Соглашение о предоставлении субсидии, является согласие Получателя на осуществление Управлением и органом муниципального финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий (пункт 3.2 Порядка N 71).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 71 в случае нарушения Получателем условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Управлением и органом муниципального финансового контроля, Получатель возвращает в бюджет Олюторского муниципального района денежные средства в объеме допущенных нарушений.
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для обращения истца в суд с заявленными требования послужили выводы Управления о непредставлении ответчиком как получателем субсидии первичной документации для подтверждения фактических расходов.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик частично представил данную документацию, исследовав которую суд пришел к выводу о том, что она в своей совокупности не подтверждает расходы получателя субсидии на перевозку пассажиров.
Так, в представленных отчетах о фактических затратах значение показателя "Доходы от перевозки не льготных категорий пассажиров" стоит 0 руб.
В качестве доказательств перевозки пассажиров ответчик представил корешки билетов по маршруту Тиличики-Корф, Корф-Тиличики без указания даты перевозки и проставлением от руки цены 0 руб.
Согласно пункту 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В соответствии с пунктом 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Пунктом 2 статьи 786 ГК РФ предусмотрено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
В соответствии со статьей 2 Закона N 259-ФЗ билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В рассматриваемый период действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки).
Согласно пункту 42 названных Правил проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Формы и обязательные реквизиты билетов предусмотрены в приложении N 1 к Правилам перевозки (пункт 43).
Согласно пункту 9 приложения N 1 Правил перевозки, в случае если билет предназначен для проезда граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены преимущества по оплате проезда, в реквизите "наименование, серия и номер билета" должно быть указано, что им могут воспользоваться определенные группы граждан.
По смыслу изложенного, перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки, по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.
Вместе с тем, представленные ответчиком корешки билетов не содержат сведения о перевозке льготной категории граждан на безвозмездной основе.
Как верно указал суд первой инстанции, нормативно-правового акта или иного документа, подтверждающего обязанность ответчика перевозить пассажиров по маршруту Тиличики-Корф-Тиличики безвозмездно, ответчиком в материалы дела не представлено.
В отношении доводов жалобы относительно осуществления ответчиком перевозки пассажиров по устной договоренности с главой Олюторского муниципального района в отсутствие заключенного договора, в связи с чем предприниматель понес убытки, коллегия отмечает следующее.
Пунктами 1 и 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами; в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В рассматриваемом случае, стоимость проезда пассажиров на территории Олюторского района урегулирована Постановлением администрации Олюторского муниципального района от 23.01.2017 N 9 "Об установлении предельных (максимальных) и сниженных тарифов на перевозку пассажиров транспортным средством в межмуниципальном сообщении на территории Олюторского муниципального района", который устанавливает предельный максимальный и сниженный размер оплаты за проезд. Иных нормативно-правовых актов или документов, обязывающих ответчика перевозить пассажиров без оплаты не издавалось.
Также судебная коллегия отмечает, что признание утратившим силу постановления администрации Олюторского муниципального района от 23.01.2017 N 9 "Об установлении предельных (максимальных) и сниженных тарифов на перевозку пассажиров транспортным средством в межмуниципальном сообщении на территории Олюторского муниципального района на 2017 г." не свидетельствует о необходимости перевозки пассажиров безвозмездно.
Как установлено судом, на билетах, представленных ответчиком, отсутствует дата перевозки, а часть представленных в материалы дела корешков билетов представлялась ответчиком истцу в качестве доказательств перевозки граждан в 2017 году с указанием стоимости 150 руб., что подтверждается реестром билетов в период с 01 по 31 декабря 2017 года, заверенным ответчиком.
Учитывая изложенное, представленные корешки билетов не подтверждают факт перевозки именно в спорный период на безвозмездной основе. В свою очередь, без установления показателя доходности не может быть достоверно установлена разница между затратами ответчика сумма которых в части, не покрытых доходами, подлежит субсидированию.
Таким образом, исследованные по делу обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что представленные ответчиком документы подтверждают фактически произведенные им затраты в размере выделенной субсидии.
Документы, представленные ответчиком в отношении амфибийного вездехода и автобуса ПАЗ обоснованно не были приняты судом первой инстанции как не относящиеся к заключенному соглашению, поскольку перевозка осуществлялась на автомобиле ГАЗ 329А1, автобус специальный, государственный номерной знак В940ВР41, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Из пояснений истца судом также установлено, что расходы, связанные с перевозкой населения транспортным средством амфибийный вездеход на воздушной подушке "Арктика-2ДК" перевозчику ИП Жукову С.Н. были возмещены в течение 2017 года на общую сумму 12 476 900,00 рублей, в том числе и на замену комплектующих (до 2018 года действовал иной порядок предоставления субсидии).
Далее, судом установлено, что представленные ответчиком документы обосновывающие использование станции технического обслуживания в части несения затрат по заключенному с истцом соглашению, свидетельствуют лишь об осуществлении предпринимательской деятельности истца.
В частности, заказы-наряды на ремонт транспортного средства в спорный период не подтверждают несение ответчиком соответствующей части расходов, поскольку исходя из условий договора аренды от 05.09.2016 N 27-09/2016, ремонтные работы должны быть в письменном виде согласованы с арендодателем (пункты 4.2.11, 4.2.13 договора). В то же время, в материалах настоящего дела такое согласование отсутствует, также суду не представлено доказательств фактического перечисления денежных средств за ремонт.
Довод жалобы об обязанности органа местного самоуправления обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат (недополученных доходов) предпринимателя, подлежит отклонению как не относящийся к предмету настоящего спора.
В связи с вышеназванным доводом жалобы, коллегия отмечает, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Постановлением администрации Олюторского муниципального района N 09 от 23.01.2017, действовавшим в спорные периоды, установлен предельный минимальный тариф на перевозку пассажиров в размере 150,00 руб., предельный максимальный тариф 990,23 руб. При этом категория пассажиров, имеющая право на льготы и преимущества по провозной плате, органом местного самоуправления не устанавливалась. Право определения стоимости проезда принадлежало ответчику в пределах установленных вышеназванным Постановлением лимитов.
В то же время, нормативные правовые акты, являющиеся основанием для получения организациями предоставившими потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, компенсации в виде не полученной с потребителя платы за счет бюджета Олюторского муниципального района, не принимались и соответственно бюджетные средства не предусматривались. Таким образом, оснований для получения компенсации в виде недополученной платы с потребителя у ответчика в рамках рассматриваемого спора не имеется.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушении норм материального права, вышел за пределы иска, взыскав бюджетные денежные средства в пользу Управления, а не в доход бюджета Олюторского муниципального района, коллегия проверен и отклонен.
В соответствии с п.п. 1.1. Положения "Об Управлении по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района", утвержденного Решением совета депутатов Олюторского муниципального района N 41 от 09.06.2017 "Управление по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района" является муниципальным казенным учреждением, входящим в структуру администрации Олюторского муниципального района, утверждаемого на основании решения Совета депутатов Олюторского муниципального района.
Пунктом 1.10. названного Положения установлено, что Управление осуществляет функции в установленном порядке, является получателем средств бюджета Олюторского муниципального района. Расходы на содержание Управления осуществляются за счет средств бюджета Олюторского муниципального района в пределах выделенных ассигнований, (положение опубликовано на официальном сайте Олюторского MP).
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидии, "Главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете Олюторского муниципального района на предоставление субсидии, является Управление по вопросам строительства, транспорта, энергетики, ЖКХ и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района".
При таких обстоятельствах, денежные средства субсидии, подлежащие возврату в размере 1 296 400 руб., взысканные в пользу Управления, составляют бюджет Олюторского района, в связи с чем, доводы ответчика в данной части необоснованны.
В отношении довода жалобы о непривлечении к участию в деле Олюторского муниципального района, а также органа финансового контроля в качестве третьих лиц, что по мнению ответчика, привело к неверному принятию решения, коллегия пришла к следующим выводам.
Администрация Олюторского муниципального района в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава Олюторского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казённым учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.
Финансово-экономическое управление (являющееся органом финансового контроля) является структурным подразделением Администрации Олюторского муниципального района, в соответствии с п.п. 1.1. Положения о Финансово-экономическом управлении Администрации Олюторского муниципального района, утвержденного Советом депутатов Олюторского муниципального района N 134 от 20.01.2014года.
Таким образом, учитывая, что истец и орган финансового контроля являются структурными подразделениями администрации Олюторского муниципального района, и, по сути, выступают от имени Олюторского муниципального района, привлечение указанных лиц к участию в деле не является целесообразным.
Довод жалобы о злоупотреблении истцом своим правом доказательств материалами дела не нашли.
Указание в жалобе на отсутствие у ответчика обязанности ведения документации в связи с нахождением на упрощенной системе налогообложения также являлся предметом исследования судом первой инстанции и справедливо отклонен, поскольку применение УСН не освобождает от обязанности по подтверждению фактически произведенных расходов соответствующими первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями, установленным Порядком N 71.
Иные доводы жалобы, судом апелляционной инстанции проверены и отклонены как основанные на неверной оценке фактических обстоятельства дела и неверном толковании норм материального права.
Установив, что ответчиком документально не подтверждены доходы от перевозки и частично расходы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами в размере 1 296 400 руб.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.06.2021 по делу N А24-5849/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5849/2020
Истец: Управление по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации Олюторского муниципального района
Ответчик: ИП Жуков Сергей Николаевич
Третье лицо: Вергаскина Татьяна Николаевна - представитель истца