г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-125842/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021 г. по делу N А40-125842/21,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Заявитель, Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Акционерного общества "Почта России" (далее - Заинтересованное лицо, АО "Почта России", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 09.06.2021 г. N АП-72/3/866.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 г. АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
АО "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
АО "Почта России", Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили. От Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу с привлечением Управления по Тюменской области и Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления по Ханты-Мансийскому автономному округу, филиалов ФГУП "ГРЧЦ" в УФО (Радиочастотная служба), проводилось плановое систематическое наблюдение в отношении юридического лица АО "Почта России" по соблюдению обязательных требований и лицензионных условий в области почтовой связи.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. N 434 "О радиочастотной службе", входит в обязанности Радиочастотной службы "мониторинг сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра". Согласно пункту 9 Приказа, Управление Роскомнадзора проводит анализ документов, в том числе поступивших от Радиочастотной службы по результатам проведенного мониторинга.
В ходе планового систематического наблюдения, и анализа материалов, отражающих результаты планового систематического наблюдения, предоставленных ФГУП "ГРЧЦ" были выявлены нарушения в области почтовой связи.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения планового систематического наблюдения административным органом было установлено, что АО "Почта России" допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг почтовой связи с нарушением требований пунктов 6, 7, 8, и подпункта "в" пункта 46, Правил оказания услуг связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 234.
Согласно части 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. N 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 234 утверждены "Правила оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
Пунктом 46 (в) Правил установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно пункту 8 Правил на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 7 Правил внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции.
Согласно пункту 6 Правил внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения; б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; л) настоящие Правила.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, АО "Почта России" на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществило сбор письменной корреспонденции из почтовых ящиков с нарушением подпункта "а", "б" пункта 2 "Нормативов": "Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не; менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день; на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи".
Нарушение выразилось в том, что оператор допустил замедление выемки из почтовых ящиков, расположенных на территории административного центра субъекта РФ г. Ханты-Мансийск, административных центров муниципальных районов (Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: г. Советский; Тюменской области - р.п. Голышманово, с. Нижняя Тавда), вне объектов почтовой связи. Замедление составило от 1 до 2 дней.
Выявленные Административным органом нарушения, подтверждаются копиями актов, протоколов, контрольных карточек и конвертов контрольных писем с оттисками календарных почтовых штемпелей, а также фотографиями почтовых ящиков с указанными на них днями и временем сбора.
Как следует из материалов дела, административным органом было установлено, в нарушение пункта 7 Правил, 22.04.2021 г. в ОПС Нижневартовск 628613 отсутствовал почтовый ящик.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении административным органом выявлены нарушения пункта 8 Правил:
1) 20.04.2021 г. на почтовом ящике, размещённом по адресу р.п. Голышманово, ул. Победы, д. 2, отсутствовала информация о наименовании оператора почтовой связи;
2) 04.05.2021 г. на почтовом ящике, размещённом по адресу Тюменская область, с. Юргинское, ул. Ленина, д. 5 отсутствовала информация о присвоенном ему номере, днях неделях и времени, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
3) 12.05.2021 г. на почтовом ящике, размещённом по адресу Тюменская область, с. Нижняя Тавда, ул. Ульянова, д. 5 отсутствовала информация о наименовании Оператора почтовой связи;
4) 12.05.2021 г. на почтовом ящике, размещённом по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас, ул. Солнечная, д. 1 отсутствовала информация о наименовании оператора почтовой связи.
Административным органом установлено, 18.05.2021 г. внутри ОПС Карбаны 626055 (Тюменская обл., Ярковский р-н, с. Карбаны, ул. Центральная, д. 14) на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствовал необходимый информационный материал, включающего в себя: наименование оператора почтовой связи и место его нахождения, адрес ОПС, копию лицензии на оказание услуг почтовой связи. Указанными действиями (бездействиями) АО "Почта России" нарушило подпункты "а", "б" "в", "и", "к", "л", "м" пункта 6 Правил.
Материалами дела подтверждено, что АО "Почта России" не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм, нормативов, что привело к нарушению п. 5 требований, предусмотренных лицензией от 11.04.2018 г. N 162571.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Административным органом правомерно установлено, что в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из материалов дела следует, 09.06.2021 г. по выявленному факту на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностным лицом Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу составлен протокол об административном правонарушении N АП-72/3/866 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)) в отсутствии законного представителя юридического лица (генерального директора АО "Почта России"), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление о составлении протокола от 02.06.2021 г. N15786-01-1/72). Заказное письмо вручено адресату согласно информации с официального сайта АО "Почта России" 07.06.2021 г.
Законный представитель Заинтересованного лица для составления протокола об административном правонарушении не явился, о причинах неявки не уведомил.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
АО "Почта России" осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи").
АО "Почта России" является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в соответствии с лицензией, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 162571 сроком действия до 11.04.2023 г.
Пунктом 5 лицензии N 162571 установлена обязанность лицензиата по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
Учитывая, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг" (статья 2 ГК РФ), установлено, что в действиях АО "Почта России" содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.
Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.
Факт совершения АО "Почта России" правонарушения выявлен Заявителем по результатам систематического наблюдения, о чем прямо указано в протоколе об административном правонарушении.
Суд первой инстанции верно счёл, что АО "Почта России" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела и документально ответчиком не опровергнут.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения АО "Почта России" к административной ответственности по выявленному факту на момент принятия решения не истек.
Доказательств того, что АО "Почта России" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (статья 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее -постановление Пленума ВАС РФ) установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ назначил АО "Почта России" наказание в минимальном размере санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-125842/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125842/2021
Истец: Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"