город Томск |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А27-7802/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-6841/2021) на решение от 22.06.2021 (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 01.07.2021).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7802/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Тышкевич О.П.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Технобетон" (652421, Кемеровская область - Кузбасс, город Березовский, улица Черняховского, дом 1а, ОГРН 1154250016370, ИНН 4250010048) о взыскании 6 000 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Технобетон" (далее - Общество) 6 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетные периоды - июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также за предоставление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф в сумме 3 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - июль 2018 года (решение от 03.02.2021 N 52S19210001765 на сумму 500 рублей), август 2018 года (решение от 03.02.2021 N 52S19210001770 на сумму 500 рублей), сентябрь 2018 года (решение от 03.02.2021 N 52S19210001768 на сумму 500 рублей), по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (решение от 03.02.2021 N 52S19210001772 на сумму 500 рублей), за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (решение от 03.02.2021 N 52S19210001767 на сумму 1 000 рублей).
В части взыскания с Общества штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014071 на сумму 500 рублей), ноябрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014072 на сумму 500 рублей), декабрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014073 на сумму 500 рублей), июнь 2019 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014075 на сумму 500 рублей), сентябрь 2019 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014077 на сумму 500 рублей), по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (решение от 09.11.2020 N 52S19200014074 на сумму 500 рублей) в удовлетворении требований отказано. С Общества взыскано 1 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 01.07.2021 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного застрахованного лица, индивидуальные сведения о котором были ранее представлены по форме СЗВ-М (исходящая) и приняты Пенсионным фондом; в нарушение пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь, 2019 года по форме СЗВ-М, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год; полагает, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании 3 000 рублей финансовых санкций (штрафные санкции 500 рублей в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014071), ноябрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014072), декабрь 2018 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014073), июнь 2019 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014075), сентябрь 2019 года (решение от 09.11.2020 N 52S19200014077), по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (решение от 09.11.2020 N 52S19200014074).
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо - 08.11.2018, за ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо - 11.12.2018, за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо - 14.01.2019, за июнь 2019 года на 10 застрахованных лиц - 15.07.2019, за сентябрь 2019 года на 10 застрахованных лиц - 14.10.2019, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Общество представило 09.09.2020 в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо в каждом отчете, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Сведения о застрахованных лицах, указанных в дополняющих сведениях, отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.10.2020 N 052S18200013810 (за октябрь 2018 года), N 052S18200013809 (за ноябрь 2018 года), N 052S18200013808 (за декабрь 2018 года), N 052S18200013763 (за июнь 2019 года), N 052S18200013807 (за сентябрь 2019 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, 09.11.2020 N 052S19200014071 (за октябрь 2018 года в размере 500 рублей), N 052S19200014072 (за ноябрь 2018 года в размере 500 рублей), N 052S19200014073 (за декабрь 2018 года в размере 500 рублей), N 052S19200014075 (за июнь 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200014077 (за сентябрь 2019 года в размере 500 рублей). Общий размер финансовых санкций составил 2 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 07.12.2020 N 052S01200016835 (за октябрь 2018 года), N 052S01200016826 (за ноябрь 2018 года), N 052S01200016832(за декабрь 2018 года), N 052S01200016831 (за июнь 2019 года), N 052S01200016829 (за сентябрь 2019 года) об уплате финансовых санкций в срок до 14.01.2021.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 14.02.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
По результатам проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за периоды 2017-2019 год, Пенсионным фондом выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год отсутствовали сведения в отношении застрахованных лиц, в связи с чем, 16.07.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам направлено уведомление о расхождении, которое получено последним 21.07.2020.
Общество 22.09.2020 (то есть с нарушением пятидневного срока) представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СВЗ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.10.2020 N 052S18200013800 в связи с непредставлением в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2018 год.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 09.11.2020 N 052S19200014074.
Размер штрафных санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 07.12.2020 N 052S01200016837 об уплате финансовых санкций в срок до 14.01.2021.
При этом за указанный же отчетный период - 2018 год по тем же основаниям (непредставление в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ) в отношении одного и того же застрахованного лица, указанного ранее в решении от 09.11.2020 N 052S19200014074, Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.12.2020 N 052S18200017635.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 03.02.2021 N 052S19210001772.
Размер штрафных санкций составил 500 рублей и выставлено требование от 04.03.2021 N 052S01210003115 об уплате финансовых санкций в срок до 30.03.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за указанные отчетные периоды.
Кроме того, установив, что в нарушение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионным фондом Общество было дважды привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении одного и того же застрахованного лица (по решению от 09.11.2020 N 52S19200014074 - отказано судом первой инстанции в удовлетворении требований, обжалуется; по решению от 03.02.2021 N 52S19210001772 - удовлетворено судом первой инстанции, не обжалуется), суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ по решению от 09.11.2020 N 52S19200014074.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
В соответствии с Приложением 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица; о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2018 года - не позднее 15.11.2018, ноябрь 2018 года - не позднее 17.12.2018, декабрь 2018 года - не позднее 15.01.2019, июнь 2019 года - не позднее 15.07.2019, сентябрь 2019 года - не позднее 15.10.2019 (с учетом выходных дней).
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 2018 год - не позднее 01.03.2019.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год, в установленный законом срок.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды. Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь 2019 года, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций за указанные отчетные периоды не имеется.
Суд первой инстанции верно отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного застрахованного лица, индивидуальные сведения о котором были ранее представлены по форме СЗВ-М (исходящая) и приняты Пенсионным фондом; в нарушение пунктов 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь, 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год, а представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
В данном случае Общество первично исполнило обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в установленный законом срок, исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, июнь, сентябрь, 2019 года внесло самостоятельно до обнаружения ошибки Пенсионным фондом, соответственно, основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за указанные отчетные периоды отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год на 1 застрахованное лицо представлены Обществом с нарушением установленного законом пятидневного срока на устранение выявленных ошибок и несоответствий по уведомлению Пенсионного фонда от 16.07.2020 (дополняющие сведения представлены 22.09.2020).
Пенсионным фондом по указанному эпизоду вынесено 2 решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 09.11.2020 N 052S19200014074 и от 03.02.2021 N 052S19210001772 (за один и тот же отчетный период - 2018 год, по тем же основаниям (непредставление в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ), в отношении одного и того же застрахованного лица.
Суд первой инстанции, установив, что дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены Обществом с нарушением срока, установленного в уведомлении Пенсионного фонда, удовлетворил требование Пенсионного фонда о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по решению от 03.02.2021 N 52S19210001772 (судебный акт в этой части не обжалуется).
Принимая во внимание недопустимость повторного привлечения к ответственности за совершение одно и того же правонарушение (пункт 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании штрафа по другому решению от 09.11.2020 N 052S19200014074.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2021 (резолютивная часть, мотивированное решение от 01.07.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7802/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7802/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассамежрайонное
Ответчик: ООО "Технобетон"