г. Саратов |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А06-2828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 июня 2021 года по делу N А06-2828/2021 (судья Сафронова Ф.В.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. о возбуждении исполнительного производства N 7894/21/30014-
ИП от 19.02.2021 г.
Заинтересованные лица: Судебный пристав-исполнитель Приволжского РОСП УФССП по Астраханской области Сердюкова Ю.В.; Приволжский РОСП УФССП России по Астраханской области; УФССП России по Астраханской области; Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. о возбуждении исполнительного производства N 7894/21/30014-ИП от 19.02.2021
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что изменения в оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства внесены приставом после обращения в суд с настоящим заявлением. Указанные исправления повлекли изменение правоотношений по исполнительному производству, а также прав и обязанностей участников исполнительного производства. В результате незаконно возбужденного исполнительного производства допущены нарушения прав должника и взыскателя, исправление описки не может восстановить нарушенные права сторон исполнительного производства.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2020 года по делу N А06-4592/2020 признано незаконным бездействие Управления Росреестра по Астраханской области, выразившееся в не постановке на государственный учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк", кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению Администрации МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 30.04.2020 NMFC-0216/2020- 60270-1. Также указанным решением суд обязал Управление Росреестра по Астраханской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк", кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению администрации МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 30.04.2020 NMFC-0216/2020-60270-1.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2021 года решение Арбитражного суда астраханской области от 23 октября 2020 года по делу N А06-4592/2020 оставлено без изменения.
05 февраля 2021 года на основании указанного судебного акта Арбитражным судом Астраханской области выдан исполнительный лист серии ФС N 023098236 в части обязания Управление Росреестра по Астраханской области совершить определенные действия (л.д.105-107) с указанием в качестве взыскателя "Администрация МО "Яксатовский сельсовет", в качестве должника "Управление Росреестра по Астраханской области".
Постановлением судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. от 19.02.2021 возбуждено исполнительное производство N 7894/21/30014-ИП с указанием в качестве взыскателя "Управление Росреестра по Астраханской области", а в качестве должника "Администрация МО "Яксатовский сельсовет".
Полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя Сердюковой Ю.В. от 19.02.2021 о возбуждении исполнительного производства N 7894/21/30014-ИП является незаконными и ущемляют права Администрации, Администрация обратилась в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что постановление судебного пристава исполнителя о возбуждении исполнительного производства, с учетом постановления о внесении изменений от 19.03.2021 г., соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативные правовые акты, действия (бездействие), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьёй 2 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
По смыслу приведённой нормы, правильным исполнением судебных актов является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 Закона в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно ст. 14 Закона в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Случаи отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены частью 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2020 года по делу N А06-4592/2020, оставленного без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2021 года, 05 февраля 2021 года, Арбитражным судом Астраханской области выдан исполнительный лист серии ФС N 023098236 на обязание Управление Росреестра по Астраханской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк", кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению администрации МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 30.04.2020 NMFC-0216/2020-60270-1 (л.д.105-107).
В исполнительном листе серии ФС N 023098236 в графе взыскатель указано "Администрация МО "Яксатовский сельсовет", в графе должник указано "Управление Росреестра по Астраханской области".
Содержание исполнительного листа соответствует тексту судебного акта, во исполнение которого он выдан. Какие-либо неясности в тексте судебного акта и в исполнительном листе отсутствуют.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. от 19.02.2021 возбуждено исполнительное производство N 7894/21/30014-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства верно указаны 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства содержатся требования исполнительного листа, указан предмет исполнения: обязать Управление Росреестра по Астраханской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк", кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению администрации МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 30.04.2020 N MFC-0216/2020-60270-1.
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Однако, при вынесении судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. 19.02.2021 постановления о возбуждении исполнительного производства неверно указаны стороны исполнительного производства, а именно в качестве взыскателя указано "Управление Росреестра по Астраханской области", в качестве должника указано "Администрация МО "Яксатовский сельсовет".
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Таким образом, в силу закона судебный пристав-исполнитель имеет право вносить изменения в ранее вынесенное им постановление исключительно в целях исправления допущенных описок, явных арифметических ошибок.
Из материалов дела следует, что 19.03.2021 судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.02.2021 (л.д. 110).
В пункте 1 постановления о внесении изменений от 19.03.2021 г. указано на исправление в постановлении о возбуждении исполнительного производства N 30014/21/43477 от 19.02.2021 г. стороны должника с Администрации МО "Яксатовский сельсовет" на должника Управление Росреестра по Астраханской области".
Судебный пристав-исполнитель, выявив факт опечатки в наименовании должника по исполнительному производству, вынес постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства и указал корректное наименование должника.
Указанное постановление о внесении изменений не обжаловано и вступило в законную силу.
Поскольку судебным приставом-исполнителем изначально было неверно указано наименование должника, а внесенные 19.03.2021 изменения не повлекли искажение содержания исполнительного документа, не повлекли изменение фактических обязательств надлежащего должника исполнить требования исполнительного документа (техническая ошибка), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления судебного пристава исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 19.02.2021, с учетом внесения изменений, требованиям Закона об исполнительном производстве.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, после вынесения оспариваемого постановление о возбуждении исполнительного производства N 7894/21/30014-ИП от 19.02.2021 исполнительных действий в отношении Администрации не производилось.
Довод заявителя о том, что в связи с допущенной судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 19.02.2020 ошибкой, оно было направлено и получено 19.03.2021 Администрацией для исполнения, что является нарушением прав заявителя, судом правомерно отклонен, как необоснованный, поскольку в этот же день (19.03.2021) судебным приставом-исполнителем были внесены необходимые изменения в обжалуемое постановлении.
Согласно почтовому конверту с настоящим заявлением Администрация обратилась в суд 24.03.2021 г., (л.д. 97).
Таким образом, исправления в оспариваемое постановление от 19.02.2021 были внесены судебным приставом 19.03.2021. т.е. до обращения Администрации в суд с настоящим заявлением. Доказательств обратного не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюковой Ю.В. о возбуждении исполнительного производства N 7894/21/30014-ИП от 19.02.2021, с учетом постановления о внесении изменений от 19.03.2021 г., соответствует требованиям Закона N 229-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 июня 2021 года по делу N А06-2828/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2828/2021
Истец: Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
Ответчик: Приволжский РОСП УФССП России по Астраханской области, Судебный пристав-исполнитель Приволжского РОСП УФССП по Астраханской области Сердюкова Ю.В., Судебный пристав-исполнитель Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области Сердюков Ю.В, УФССП России по Астраханской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Астраханской области