г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А41-19690/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО УК "М-4" - Шишкина Л.В. представитель по доверенности от 30.04.2021 года, Малыгин А.С. представитель по доверенности от 05.07.2021 года,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 24) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "М-4" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 по делу N А41-19690/21 по заявлению ООО УК "М-4" к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 24) об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "М-4" (далее - заявитель, общество, ООО УК "М-4") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГУ Госадмтехнадзора по МО) с требованием о признании недействительным предписания об устранении выявленных правонарушений от 05.03.2021 N 24/1591/56.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "М-4" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители ООО УК "М-4" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представитель Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 24) в заседание не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя ООО УК "М-4", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 01.03..2020 Территориальным отделом N 24 ГУ Госадмтехнадзора по МО произведен осмотр внутридворовой территории по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Южный, ул. Курыжова, д. 28, корп. 1, в ходе которого выявлено складирование загрязненного снега объемом около 20 м3 на участках с зелеными насаждениями, кустарниках и пешеходной зоне.
По результатам проверки составлены акт осмотра территории (объекта) от 01.03.2021 N 24/1591/56, и предписание об устранении выявленных правонарушений от 05.03.2021 N 24/1591/56, согласно которому обществу необходимо было в срок до 09.03.2021 осуществить вывоз складируемого загрязненного снега объемом около 20 м3 с участков с зелеными насаждениями, кустарников и пешеходной зоне внутридворовой территории по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Южный, ул. Курыжова, д. 28, корп. 1.
Не согласившись с предписанием от 05.03.2021 N 24/1591/56, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) устанавливает единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о благоустройстве, юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
В соответствии с частью 2, частью 3 статьи 63 Закона о благоустройстве, период зимней уборки - с 1 ноября по 31 марта. До 1 октября текущего года органы местного самоуправления и дорожные службы должны завершить работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега) и внести сведения о таких местах в государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области".
Согласно частям 3 - 5 статьи 56 Закона о благоустройстве, в период зимней уборки дорожки и площадки парков, скверов, бульваров должны быть убраны от снега и, в случае гололеда, посыпаны песком. Детские площадки, садовые диваны, урны и малые архитектурные формы, а также пространство вокруг них, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи.
При уборке дорожек в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки, при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Обязанность по уборке и вывозу снега из лотков проезжей части возлагается на организации, осуществляющие уборку проезжей части данной улицы или проезда.
Запрещается выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных, дворовых территорий, территорий находящихся в собственности (владении) третьих лиц. Осуществлять роторную переброску и перемещение загрязненного снега, а также осколков льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения, а также на тротуары, проезжие части дорог, внутриквартальные и внутридворовые проезды, иные места прохода пешеходов и проезда автомобилей (подпункты "а", "б" части 6 статьи 63 Закона о благоустройстве).
Административным органом в ходе проведения проверки выявлено невыполнение установленного подпунктом "б" части 6 статьи 63 Закона о благоустройстве порядка перемещение загрязненного снега с участков с зелеными насаждениями, кустарников и пешеходной зоне внутридворовой территории по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Южный, ул. Курыжова, д. 28, корп. 1.
Факт нарушения вышеуказанных требований законодательства о благоустройстве установлен в ходе осуществления контрольных мероприятий и заявителем не оспаривается.
Общество в заявленных требованиях ссылается на то, что межевание земельного участка, на котором расположен дом 28, корп. 14А по ул. Курыжов, мкр. Южный, г. Домодедово, не производилось, в связи с этим нельзя утверждать, что внутридворовые проезды, пешеходные дорожки и прочие элементы благоустройства входят в состав общего имущества указанного многоквартирного дома.
Данный довод общества обоснованно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36 ЖК РФ относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, в случае если границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не определены, на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, возлагается обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, размер которых определяется собственниками помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в МКД, проведенном в соответствии с требованиями статьи 45 ЖК РФ.
Действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию прилегающей к обслуживаемому дому территории, независимо от определения границ земельного участка.
Кроме того, в рассматриваемом случае складирование загрязненного снега на участках с зелеными насаждениями, кустарниках и пешеходной зоне внутридворовой территории вышеуказанного МКД четко зафиксировано в акте осмотра территории (объекта) от 01.03.2021 N 24/1591/56. Кроме того, из приложенных к акту фотографий усматривается, что правонарушение обнаружено на территории, используемой для прохода к жилому дому, то есть необходимой для его эксплуатации, а, значит, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства и условий договора управления, заключенного с собственниками помещений МКД по вышеуказанному адресу, заявитель обязан содержать в том числе, прилегающую к дому пешеходную зону, участки с зелеными насаждениями, кустарники надлежащим образом, обеспечивая их своевременную уборку, в том числе в зимний период.
Ссылки общества на судебные акты суда общей юрисдикции (решения Домодедовского городского суда Московской области от 17.10.2019 N 12-610/2019, от 14.12.2020 по делу N 12-520/2020), постановление по делу об административном правонарушении от 20.11.2020 по делу N 5-803/2020 обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющим отношение к лицам, участвующим в деле. При этом правовая оценка (квалификация) отношений, данная судом общей юрисдикции, не исключает возможности иной правовой оценки тех же отношений арбитражными судами. Аналогичная позиция содержится, в частности, в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 310-АД15-7716, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 309-ЭС16-1553, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06.
Вопреки доводам жалобы, обществом не представлены доказательства, опровергающие определение границ, произведенное административным органом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным органом представлены надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие наличие оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание об устранении выявленных правонарушений от 05.03.2021 N 24/1591/56 не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2021 по делу N А41-19690/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19690/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4"
Ответчик: Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ