город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2021 г. |
дело N А53-3763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
ИП Ростовцев А.И.: лично, паспорт;
от Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области: Романенко А.А. по доверенности N 11-24/16132 от 27.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ростовцева Александра Ильича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.05.2021 по делу N А53-3763/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Ростовцева Александра Ильича (ИНН 614107322480, ОГРН 306614104700020)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ростовцев Александр Ильич (далее - ИП Ростовцев А.И.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - МИФНС N 11 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших отраслей, об обязании произвести выплату денежных средств в размере 48 520 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что пострадавшая деятельность предпринимателя не относится к основному типу деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ростовцев А.И. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что в ноябре 2020 года один из пострадавших ОКВЭД, а именно 95.12 был указан в качестве основного. ОКВЭД 47.43 скорректирован на 47.42. По состоянию на 01.03.2020 и в более ранние периоды, предприниматель занимался деятельностью по ремонту коммуникационного оборудования (95.12) и розничной торговле (47.43). Указанный вид деятельности всегда присутствовал в ЕГРИП в качестве дополнительного. Предприниматель не вносил изменения в реестр в части основного вида деятельности, поскольку в этом нет нарушения закона. Предприниматель состоит в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016. Все необходимые условия для получения субсидии были соблюдены.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 11 по Ростовской области просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения/
В судебном заседании ИП Ростовцев А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель МИФНС России N 11 по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 06.05.2020 и 31.05.2020 посредством телекоммуникационного канала связи (далее - ТКС) заявителем были поданы заявления в МИНФС России N 11 по Ростовской области: N 1 о предоставлении субсидии за апрель 2020 года, N 2 о предоставлении субсидии за май 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции" (т. 1 л.д. 11-12).
В ходе проведенной налоговым органом проверки информации в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, установлено, что отрасль, в которой ведется деятельность ИП Ростовцева А.И. - ОКВЭД 61.10.1 "деятельность по предоставлению услуг телефонной связи" не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
На основании выявленного, инспекция направила предпринимателю сообщение от 03.06.2020 N 13-16/10407 об отказе в предоставлении субсидии, ввиду того, что основной вид деятельности предпринимателя по ОКВЭД 61.10.1 в перечень пострадавших отраслей не относится (т. 1 л.д. 27).
Предприниматель 26.11.2020 обжаловал отказ МИФНС N 11 по Ростовской области в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - УФНС по Ростовской области) (т. 1 л.д. 13).
УФНС по Ростовской области в своем ответе от 25.12.2020 сообщило об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, за апрель и май 2020 года, поскольку получатель субсидии определяется по основному ОКВЭД, информация по которому содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 (т. 1 л.д. 28).
Считая незаконным отказ в предоставлении субсидии, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Порядок предоставления субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.
В статье 28 БК РФ отражено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 Правил N 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576;
г) получатель субсидии-организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Таким образом, при определении наличия права у юридического лица на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, а не фактическое осуществление деятельности Обществом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 576, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Согласно действующему законодательству, основной вид деятельности индивидуального предпринимателя определяется согласно данным из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Из материалов настоящего дела следует, что в качестве основного вида деятельности ИП Ростовцева А.И. в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020 была указана "Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи" (код ОКВЭД 61.10.1) (т. 1 л.д. 49)
Как было указано ранее, на основании пункта 1 Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.
В силу пункта 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576, что предполагает предварительный расчет указанных лимитов.
В Правилах N 576 Правительство Российской Федерации прямо указало источник сведений о виде экономической деятельности - Единый государственный реестр юридических лиц и дату, на которую основный вид деятельности юридического лица должен быть включен в Единый государственный реестр юридических лиц - 01.03.2020.
Предоставление субсидии направлено на поддержку организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Оспариваемые Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (абзац первый пункта 1). Согласно абзацу третьему пункта 1 Правил целью предоставления субсидии является частичная компенсация затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Вид деятельности код ОКВЭД 61.10.1 "Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи" в утвержденном Перечне N 434 не поименован.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности в сфере, отнесенной к наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в соответствующем реестре, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в Едином государственном реестре юридических лиц кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами N 434 не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности, отнесенной к наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в соответствующем реестре, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки. Каких-либо исключений в отношении фактического осуществления иных видов деятельности, отличных от включенного в Единый государственный реестр юридических лиц / Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей основного кода ОКВЭД, Правилами не предусмотрено.
Более того, предприниматель в апелляционной жалобе утверждает, что не вносил изменения в реестр в части основного вида деятельности.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2021 по делу N А53-3763/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3763/2021
Истец: Ростовцев Александр Ильич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ