г. Киров |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А28-14089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2021 по делу N А28-14089/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1124345016290, ИНН 4345334273)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124)
третье лицо: временный управляющий Скрипин Александр Леонидович,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - заявитель, ООО "УК Ленинского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 27.10.2020 N 710, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2021 заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на неправильное применение судом норм материального права. Поясняет, что поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили поступившие в Инспекцию из различных источников обращения граждан, отдельно в отношении каждого многоквартирного дома. Какие-либо мероприятия в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в отношении Общества Инспекцией не проводились. Подробно позиция административного органа изложена в апелляционной жалобе.
ООО "УК Ленинского района" в кратком отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 27.07.2021 судебное разбирательство по делу откладывалось до 24.08.2021.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ООО "УК Ленинского района" ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 14.09.2020, 21.09.2020, 24.09.2020 в Инспекцию поступили обращения граждан, содержащие данные о неправомерном начислении Обществом платы за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 153. К обращениям были приложены платежные документы за август 2020 года.
При рассмотрении обращений Инспекцией установлено, что Общество в период с 20.04.2015 до 01.03.2019 осуществляло управление указанным многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом от 18.03.2014 N У538/14, с 01.03.2019 управляющей организацией является общество с ограниченной ответственностью "Рассвет".
Между тем в единых платежных документах за август 2020 года Общество произвело доначисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с января 2017 года по январь 2018 года собственникам (нанимателям) помещений в спорном многоквартирном доме и предъявило их к оплате в бесспорном порядке. Основанием перерасчета указано решение Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-6244/2018.
Проанализировав изложенные обстоятельства, Инспекция признала, что Общество в нарушение части 7 статьи 155, части 9 статьи 161, части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) после исключения сведений об указанном доме из реестра лицензий произвело перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам (нанимателям) помещений.
29.09.2020 в связи с выявленным нарушением Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 20/4550/20ПР по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения данного процессуального действия.
27.10.2020 Инспекция, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление N 710 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "УК Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
На основании подпунктов "а", "б", "г" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом регламентированы Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно подпункту "ж" пункта 4 данных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается посредством организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 24 Правил N 416 в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что Общество осуществляло управление многоквартирным домом N 153 по Октябрьскому проспекту г. Кирова до 01.03.2019, с 01.03.2019 управляющей организацией в отношении данного дома является общество с ограниченной ответственностью "Рассвет".
Соответственно, в силу изложенных выше норм ООО "УК Ленинского района" вправе было производить начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в названном многоквартирном доме и коммунальных услуг, и направлять платежные документы собственникам и пользователям помещений в доме в срок до 01.03.2019. С исключением многоквартирного дома из реестра лицензий Общества законные основания для совершения последним таких отсутствуют.
Между тем из материалов дела следует, что Общество, осуществлявшее деятельность по управлению спорным домом до 01.03.2019, произвело доначисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в доме за период с января 2017 года по январь 2018 года и предъявило ее к оплате едиными платежными документами за август 2020 года.
Указанные действия Общества как лицензиата нарушают установленные жилищным законодательством лицензионные требования, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств и заявителем по существу не оспариваются, что свидетельствует о наличии в деянии последнего события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "УК Ленинского района" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал постановление незаконным и подлежащим отмене. Суд исходил из того, что аналогичные рассматриваемому нарушению имели место и в отношении иных домов, что было выявлено Инспекцией в рамках одной проверки. При этом Общество уже было привлечено к ответственности постановлением, которое признано законным вступившим в законную силу решением суда (дело N А28-14018/2020), вынесение административным органом по результатам этой же проверки оспариваемого постановления свидетельствует о повторном привлечении заявителя к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Вместе с тем, оценивая фактические обстоятельства данного дела, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда о том, что Общество было повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что проверка в отношении Общества ни Инспекцией, ни иным административным органом не проводилась.
Информация о нарушении Обществом лицензионных требований поступила в Инспекцию от граждан, жителей спорного многоквартирного дома 14.09.2020, 21.09.2020, 24.09.2020, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является достаточным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
По смыслу названной нормы правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное противоправное действие (бездействие), образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой КоАП РФ.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Выполнение установленной частью 5 статьи 4.1 гарантии обеспечивается закрепленным в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ правилом.
Согласно данному правилу при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что Обществом совершено несколько однородных правонарушений, ответственность за каждое из которых предусмотрена одной и той же нормой - частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выявленных Инспекцией в результате рассмотрения различных обращений граждан, поступивших в разное время в отношении разных домов, что явилось основанием для составления нескольких протоколов об административных правонарушениях.
Поскольку заявителем допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений применительно к различным многоквартирным домам, он подлежит привлечению к ответственности за каждое из этих административных правонарушений согласно правилу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сформированная Верховным Судом Российской Федерации в деле N А82-12352/2019 правовая позиция не подлежала применению в рассматриваемом деле, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления об административном правонарушении не пропущен.
Назначенный Обществу административный штраф в размере 125 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Обстоятельств карательного характера назначенного заявителю наказания не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Общества.
Таким образом, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2021 - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не имеется.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2021 по делу N А28-14089/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области от 27.10.2020 N 710 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14089/2020
Истец: ООО "Управляющая компания Ленинского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: Временный управляющий Скрипин А.Л., Представитель истца: Лагунов Илья Владимирович