г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А41-31451/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "НЕРУДЪ" - Чистякова А.А. представитель по доверенности от 16.08.2021 года,
от административного органа по делу - Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиев Р.А. представитель по доверенности от 16.12.2020 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-31451/21 по заявлению ООО "НЕРУДЪ" к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЕРУДЪ" (далее - общество, заявитель, ООО "НЕРУДЪ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо, административный орган) с требованием:
- Восстановить срок для подачи жалобы на постановление Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.03.2021 N 03/08/0408/2021;
- Постановление от 19.03.2021 N 03/08/0408/2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Министерство экологии и природопользования Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "НЕРУДЪ" возражал по доводам апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что обществу на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 24.12.2019 N 1198-РМ "О переоформлении лицензии на пользование недрами" выдана Лицензия на пользование недрами серии МСК N 80377 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке "Журавки-2", площадью 33, 3 га. Участок недр расположен в 0,5 км северо-северо-западнее д. Апальщино Рузского городского округа Московской области, имеет статус горного отвода.
Указанная Лицензия выдана в порядке переоформления Лицензии на пользование недрами МСК N 80183 ТЭ, выданной ООО "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов".
Лицензия на пользование недрами серии МСК N 80377 ТЭ Министерством зарегистрирована 25.12.2019 в реестре за N 435/МСК 80377ТЭ.
Пунктом 5.2 Приложения 1 к Лицензии МСК N 80377ТЭ "Условия пользования недрами" (далее - Условия пользования недрами) предусмотрено, что ежегодный (в календарном году) уровень добычи полезного ископаемого устанавливается недропользователю с 2018 года в объеме от 650 тыс. м3 до 750 тыс. м3.
Как видно из материалов административного дела, в Управление государственного экологического надзора министерства из управления по рациональном недропользованию министерства поступило информационное письмо от 03.02.2021 N СЗ-487/06.2 о нарушении ООО "НЕРУДЪ" условий пользования недрами.
Согласно отчетности по форме 5-гр обществом на участке "Журавки-2" в 2020 году добыто полезных ископаемых в объеме 0 тыс. м3, пользователем недр не соблюден ежегодный уровень добычи полезного ископаемого.
Проанализировав изложенные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) и наличии в деянии последнего признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 05.03.2021 N 03/80/0408/2021.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы административного дела, Министерство вынесло постановление от 19.03.2021 N 03/08/0408/2021, которым привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 310 000, 00 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в Арбитражный суд Московской области, обратившись с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Отношения по геологическому изучению, использованию и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона N 2395-1). В настоящем деле выданная ООО "НЕРУДЪ" Лицензия на пользование недрами серии МСК N 80377 ТЭ Министерством в реестре за N 435/МСК 80377ТЭ зарегистрирована 25.12.2019.
Статьей 6 Закона N 2395-1 установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлено, что лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных - отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 10 Закона N 2395-1).
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды, и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, предоставляется отчетность по форме N 5-ГР в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным. Соответствующая отчетность по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений представляется органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные (статья 12 Закона N 2395-1).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы, объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Указанные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий пользования недрами по предоставленной лицензии, по мнению административного органа образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона N 2395-1) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Исходя из представленных в дело материалов право пользования участком недр Журавки-2 первоначально было предоставлено ООО "ОКНСМ" и 25.12.2019 года по результатам рассмотрения заявления недропользователя переоформлено на ООО "НЕРУДЪ" согласно распоряжения Минэкологии МО N 1198-РМ от 24.12.2019 г.
На момент перехода к Обществу права пользования недрами участок недр Журавки-2 был уже частично изучен и разработан прежним недропользователем ООО "ОКНСМ".
Неразработанной осталась часть участка недр, расположенная в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24556, входящего в состав лесного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Условиями Лицензии МСК 80377 ТЭ (п.3.4) и нормами лесного законодательства до начала работ по изучению и добыче полезных ископаемых на лесном участка Недропользователь обязан оформить договор аренды лесного участка, подготовить и согласовать в Комитете лесного хозяйства Московской области Проект рекультивации участка Журавки-2, получить положительное заключение экспертизы на Проект освоения леса участка Журавки-2 и подать лесную декларацию в Комитет лесного хозяйства Московской области.
На момент перехода к ООО "НЕРУДЪ" права пользования недрами прежним собственником было лишь направлено заявлением в Комитет лесного хозяйства РФ о предоставлении лесного участка в аренду в целях недропользования.
Согласно пп. "а" п. 3.3. договора аренды арендатор (недропользователь) имеет право приступить к использованию земельного участка после заключения договора аренды, подписания сторонами акта приема-передачи, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
В соответствии с лесным законодательством составной частью проекта освоения лесов, подлежащего государственной и муниципальной экспертизе в Комитет лесного хозяйства Московской области, является проект рекультивации.
Таким образом, для начала добычных работ ООО "НЕРУДЪ" обязано было получить положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, проекта рекультивации и подать лесную декларацию.
В целях выполнения указанных условий и оформления документации, необходимой для начала добычных работ, ООО "НЕРУДЪ" неоднократно направлялсяв Комитет лесного хозяйства на согласование "Проект рекультивации нарушенных земель (земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24556 в Рузском городском округе Московской области) (далее - Проект): Письмо-отказ Комитета в согласовании Проекта рекультивации от 13.03.2020 г. вх.13.03.2020; Письмо о направлении Проекта Исх.N 12 от 18.06.2020 - ответ Комитета вх.N 12 от 23.07.2020; Письмо о направлении Проекта исх.N 16 от 20.07.2020, ответ Комитета вх.N 16 от 07.12.2020 г.
Отказывая в согласовании Проекта Комитет ссылался, в частности, на следующее: "Срок действия договора аренды лесного участка (до 22.12.2020 г.) не позволяет полноценно, с соблюдением лесохозяйственных требований, провести биологический этап рекультивации, в том числе посадку лесных культур."
В целях устранения препятствий, послуживших основанием для отказа в согласовании Проекта Общество обратилось в Комитет с заявлением о продления договора аренды лесного участка N 50-0361-14-11-07 от 24.01.2020 г.на срок продления Лицензии согласно Распоряжения Министерства от 21.08.2020 N 1084-РМ, в соответствии с которым срок действия лицензии ООО "НЕРУДЪ" продлен до 25.12.2021 года (письмо от 15.10.2020 г. исх.N 20).
Однако, Комитетом было отказано в продлении договора аренды по причине истечения срока действия Лицензии МСК 80377 ТЭ. Комитет не принял во внимание Распоряжение Министерства от 21.08.2020 N 1084-РМ о продлении срока действия лицензии ООО "НЕРУДЪ" до 25.12.2021 года.
Вышеуказанные действия Недропользователя свидетельствуют о том, что на протяжении всего 2020 года ООО "НЕРУДЪ" были предприняты все возможные меры для начала пользования оставшейся неразработанной частью участка недр и соблюдения Условий лицензии (Общество неоднократно обращалось в Комитет за получением положительного заключения Проекта освоения лесного участка и Проекта рекультивации нарушенных земель).
Без оформления правоустанавливающей документации, предшествующей фактическому проведению работ по недропользованию ООО "НЕРУДЪ" не имело возможности осуществлять и не осуществляло пользование недрами, а соответственно и не могло выполнить установленные Условиями Лицензии требования по соблюдению уровня добычи полезных ископаемых.
Общество также не имело возможности воспользоваться предоставленным Недропользователю правом и обратится в Минэкологии МО с заявлением об уменьшении уровня добычи полезных ископаемых на 2020 года.
Согласно абзацев 6 и 7 пункта 5.2. Приложении N 1 к Лицензии МСК 80377 ТЭ уменьшение в текущем году уровня добычи полезных ископаемых, установленного Недропользователем, не допускается. Уменьшение на очередной год уровня добычи полезных ископаемых допускается в установленном порядке при условии подачи заявления не позднее 01 декабря текущего года.
Для изменений показателя уровня добычи на 2020года, в целях недопущения нарушения Условий Лицензии МСК 80377 ТЭ, заявлением об уменьшении уровня добычи на 2020 год должно было быть подано недропользователем в Минэкологии МО в срок не позднее 01.12.2019 года.
По состоянию на 01.12.2019года ООО "НЕРУДЪ" еще не являлся недропользователем участка недр Журавки-2.
Право пользования участком недр Журавки-2 перешло к Обществу лишь 25.12.2019 года в день государственной регистрации Лицензии МСК 80377 ТЭ.
Соответственно, не обладая правом пользования недрами ООО "НЕРУДЪ" не имело возможности подать до 01.12.2019года заявления о внесении изменений в Условия лицензии в части уменьшения уровня добычи полезных ископаемых.
Таким образом, исходя из смысла ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ ООО "НЕРУЛЪ" не может быть признано виновным, в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении условий пользования недрами, а именно несоблюдении установленного уровня добычи полезных ископаемых.
У ООО "НЕРУД" не имелась возможность соблюдения уровня добычи, установленного Условиями Лицензии МСК 80377 ТЭ (в виду невозможности фактического осуществления добычных работ в связи с затягиванием процедуры согласования проектной документации).
ООО "НЕРУД" были предприняты все зависящие от него меры по согласованию проектной документации, необходимой для начала работ по фактической добыче недр и соблюдения уровня добычи
Материалы дела не содержат иных доказательств того, что Общество осуществляло или могло осуществлять пользование спорным участком недр по Лицензии МСК 80377 ТЭ в 2020 году.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неосуществлении обществом деятельности, на которую получена лицензия, поэтому данные действия не образует состав правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда от 04.09.2015 N 302-АД15-7515 по делу N А33-20088/2014 и от 28.09.2015 N 302-АД15-9018 по делу N А33-20084/2014, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2018 по делу N А12-46289/2017.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал заявленные требования обоснованными, а заявление - подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-31451/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31451/2021
Истец: ООО "НЕРУДЪ"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области