г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А41-8697/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ИП Щербатых Д.А. - Синицына А.Н. представитель по доверенности от 05.04.2021 года,
от заинтересованного лица по делу - Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Лыкин А.Э. представитель по доверенности от 06.04.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и ИП Щербатых Д.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-8697/21 по заявлению ИП Щербатых Д.А. к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Щербатых Денис Анатольевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями:
- решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" от 14.01.2021 года иа транспортное средство КИА РИО легковой седан 2017 года выпуска VIN Z94CB41AAHR444021 с государственным регистрационным знаком У283ОМ750, отменить.
- обязать Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на транспортное средство КИА РИО легковой седан 2017 года выпуска с государственным регистрационным знаком У283ОМ750.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 заявленные требования частично удовлетворены: суд первой инстанции признал незаконным решение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 14.01.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги "выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на ТС с регистрационным знаком У 283-ОМ 750; обязал Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области рассмотреть заявление Щербатых Дениса Анатольевича о предоставлении разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на ТС с регистрационным знаком У 283-ОМ 750. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и ИП Щербатых Д.А. обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИП Щербатых Д.А. возражал против доводов апелляционной жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу ИП Щербатых Д.А. удовлетворить.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы ИП Щербатых Д.А., просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установлено судом, что индивидуальный предприниматель 29.12.2020 обратился в Министерство через региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ) по адресу в сети интернет https://uslugi.mosreg.ru за предоставлением государственной (муниципальной) услуги "Выдача разрешения такси" с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
14.01.2021 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области".
В обосновании своего отказа Министерство указало на несоответствие документов, указанных в подразделе 10 Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и Административного регламента
Не согласившись с указанным решением Министерства, считая его незаконным, нарушающим права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункту 2.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.
Как следует из части 1 статьи 23.1 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения.
Пункт 1.1 постановления Правительства Московской области от 15.07.2011 N 711/26 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" устанавливает, что Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
Распоряжением Министерства от 24.05.2019 N 317-Р утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" (далее - Административный регламент).
В пункте 10.1 Административного регламента (в редакции на момент подачи заявления) указан перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, подлежащих представлению Заявителем, независимо от категории и основания для обращения за предоставлением Государственной услуги, а именно: Заявление о предоставлении Государственной услуги по форме, приведенной в приложении 6 к указанному Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность Заявителя; документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя заявителя.
Пунктом 10.2 Административного регламента, указан Перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем в зависимости от основания для обращения за предоставлением Государственной услуги:
В случае обращения за получением разрешения в дополнение к документам, указанным в пункте 10.1 указанного Административного регламента:
а) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные Заявителем способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
б) копию договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора аренды), заверенную Заявителем;
в) копию договора лизинга транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга), заверенную Заявителем.
В пункте 10.3. Административного регламента указан перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем в зависимости от отнесения Заявителя к определенной категории:
В случае обращения за предоставлением Государственной услуги индивидуального предпринимателя в дополнение к документам, указанным в пунктах 10.1 и 10.2 указанного Административного регламента:
а) копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать Заявителем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Пунктом 13.2 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются: наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах; несоответствие документов, указанных в пункте 10 указанного Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента; заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы Заявителя, в нарушение пункта 10.1 Административного регламента; недостоверность сведений в свидетельстве о регистрации транспортного средства в части регистрационных данных транспортного средства; недостоверность информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, данным, полученным в результате межведомственного электронного взаимодействия; наличие в Реестре выданных разрешений сведений о выданном разрешении в отношении транспортного средства (в случае обращения для получения разрешения); отсутствие в Реестре выданных разрешений сведений о выданном разрешении в отношении транспортного средства (в случае обращения для получения дубликата разрешения, переоформления разрешения, признания разрешения недействующим).
Перечень оснований отказа в приеме заявления и документов, необходимых для получения разрешения, является исчерпывающим (пункт 13 Административного регламента).
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что Предприниматель обратился с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, к которому был приложен необходимый пакет документов в соответствии с пунктом 10 Административного регламента, данное заявление было принято к рассмотрению.
Министерство вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" по причине несоответствия документов, указанных в подразделе 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента (п. 13.2.3 Административного регламента).
Из доводов представителя Министерства, озвученных в ходе рассмотрения настоящего дела следует, что в ходе проверки министерством информации, указанной в заявлении, а также в комплекте поданных к заявлению документов была выявлена недостоверность предоставленных сведений, выразившаяся в следующем:
К заявлению ИП Щербатых Д.А. была приложена копия нотариально заверенной доверенности, выданной индивидуальному предпринимателю гр. Щербатых Денису Анатольевичу, согласно которой последнему представлено право от гр. Иванова М.Н. представлять его интересы в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области по всем вопросам, связанным с подготовкой и подачей заявления на получение разрешений, переоформление разрешений, выдачу дубликатов разрешений, аннулирование разрешений, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Москвы и Московской области., а также подавать и получать документы в государственном автономной учреждении "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ГАУ "МФЦ"), с правом подавать заявления, документы, получать готовые разрешения, совершать юридически значимые действия, с правом оплаты тарифов, сборов, пошлин, с правом давать согласие на обработку его персональных данных, расписываться за Иванова М.Н. и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
Указанная формулировка свидетельствует о том, что транспортное средство фактически не выбыло из владения собственника - Иванова М.Н., и о том, что заявления в отношении транспортного средства в Министерство может быть подано Щербатых Д.А. от имени Иванова М.Н. и лицом, в отношении которого Министерством должно быть принято решение о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении, должен являться Иванов М.Н.
Таким образом, представленная доверенность не позволяет однозначно установить, выдана ли указанная доверенность заявителю как индивидуальному предпринимателю, либо как физическому лицу, а также содержит ли полномочия по получению лицензии.
Указанные доводы обоснованно приняты и признаны обоснованными судом первой инстанции.
Между тем, из оспариваемого решения об отказе не следует, что он связан с отсутствием у обратившегося прав на получение разрешение, переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории МО, поскольку оспариваемый отказ содержит общие положения без конкретизации, что само по себе является нарушением прав предпринимателя и ограничивает его в получении государственной услуги, т.к. отказ органа в предоставлении государственной услуги касается деятельности по реализации функций соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку одним из основных принципов предоставления государственной и муниципальной услуг является ее правомерность, то заявитель при отказе в ее предоставлении вправе получить информацию обосновывающую его в полном объеме, что соответствует положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и показателям ее доступности и качества (раздел 20 Административного регламента).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения Министерства положениям постановления Правительства Московской области от 15.07.2011 N 711/26 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области", Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что указывает на нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, требование Предпринимателя о признании незаконным решения от 14.01.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения, переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" подлежит удовлетворению.
В части требований Предпринимателя об обязании Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на транспортное средство КИА РИО легковой седан 2017 года выпуска с государственным регистрационным знаком У283ОМ750, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
В рассматриваемом случае указанные доводы Министерства в отзыве подлежат проверке при выдаче разрешения, в связи с чем, суд не может подменять собой административный орган, согласно административной процедуре, предусмотренной Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Московской области от 15.07.2011 N 711/26 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области", утвердившим Порядок выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, то восстановление нарушенных прав заявителя подлежит восстановлению посредством возложения на Министерство обязанности рассмотреть заявление Щербатых Дениса Анатольевича о предоставлении разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на ТС с регистрационным знаком У 283-ОМ 750.
Довод апелляционной жалобы министерства о направлении мотивированного отказа в форме электронного документа подлежит отклонению, поскольку мотивированный отказ и доказательства его направления в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя подлежат отклонению, поскольку суд не вправе вторгаться в деятельность государственных органов.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-8697/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8697/2021
Истец: Щербатых Денис Анатольевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Синицына А.Н., МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ