г. Самара |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А72-15391/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Николаевой С.Ю., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Город Новоульяновск"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2021 года по делу N А72-15391/2020 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" (ОГРН: 1117325005500, ИНН: 7325106404), г. Ульяновск
к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" (ОГРН: 1047300810424, ИНН: 7321307741), г. Новоульяновск
третьи лица: - Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным
имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" (ОГРН: 1047300811051, ИНН: 7321307854),
- Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ОГРН: 1137327001085, ИНН: 7327067503),
- Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" (ИНН: 7325048632, ОГРН: 1047300995169), г. Ульяновск,
об оспаривании решений Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" об отказе в выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, выраженных в письмах от 09.10.2020 N 3914, N 3913,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск":
- о признании незаконным отказа Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск", выраженного в письме от 09.10.2020 N 3914, в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, юго-восточнее д.5 по ул. Ульяновская; об обязании Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать ООО "ЭнергоХолдинг-Н" разрешение на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, юго-восточнее д.5 по ул. Ульяновская с кадастровым номером 73:19:111301 :ЗУ1, площадью 31 кв.м.;
- о признании незаконным отказа Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск", выраженного в письме от 09.10.2020 N 3913, в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская; об обязании Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать ООО "ЭнергоХолдинг-Н" разрешение на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская с кадастровым номером 73:19:111301 :ЗУ1, площадью 258 кв.м. (с учетом последующего уточнения адресов участков).
Определением от 17.02.2021 суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований в части уточнения адреса земельных участков; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск", Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети".
Определением от 11.03.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг-Н" в выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровым номером 73:19:111301 :ЗУ1, расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пос.Меловой, юго-восточнее д.5 по ул.Ульяновская и г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская, выраженных в письмах от 9 октября 2020 года N N 3913, 3914. Суд обязал Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области выдать в установленном законом порядке Обществу с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг-Н" разрешение на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельных участках с кадастровым номером 73:19:111301:ЗУ1, расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пос.Меловой, юго-восточнее д.5 по ул.Ульяновская (площадью 31 кв.м) и г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская (площадью 258 кв.м).
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2021 года по делу N А72-15391/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Кроме того, ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО "ЭнергоХолдинг-Н" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2020 года по делу N А65-18481/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг-Н" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
01.06.2018 между МУ КУМИЗО МО "город Новоульяновск" и ООО "Объединенные электрические сети" заключен договор N 9, в соответствии с которым ООО "Объединенные электрические сети" были переданы в аренду объекты электроэнергетики, расположенные на территории с. Криуши, п. Липки, п. Меловой Ульяновской области.
На основании договора субаренды от 07.09.2018 N 3/18-06, заключенного между ООО "Объединенные электрические сети" и ООО "ЭнергоХолдинг-Н", ООО "Объединенные электрические сети" по согласованию с МУ КУМИЗО МО "город Новоульяновск" передало в субаренду ООО "ЭнергоХолдинг-Н" объекты электроэнергетики, расположенные на территории с. Криуши, п. Липки, п. Меловой Ульяновской области, для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области - с. Криуши, п. Липки, п. Меловой.
02.07.2018 между ООО "ЭнергоХолдинг Н" и ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" заключен Договор N 244/072018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО "ЭнергоХолдинг-Н", согласно которому, сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - энергопринимающие устройства фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская (кадастровый номер 73:19:111301:731).
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям N 03/18-ТП от 07.02.2018, сетевая организация в целях электроснабжения фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) осуществляет строительство воздушной линии эоектропередач ВЛ-0,4 кВ от точки присоединения до границы участка заявителя.
Как указывает заявитель, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием ЗТП-1 - закрытой трансформаторной подстанции N 1 6/0,4 кВ 400 кВА по адресу: г. Новоульяновск, поселок Меловой, вблизи л.5 по ул. Ульяновская (далее по тексту - ЗТП-1), а также в связи с необходимостью исполнения Договора об осуществлении технологического присоединения с ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" и отсутствия свободной мощности, не позволяющей осуществить технологическое присоединение к ЗТП-1 новых энергопринимающих устройств потребителя, ООО "ЭнергоХолдинг Н" обратилось в Администрацию с заявлениями от 05.10.2020 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельных участках по адресам: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пос.Меловой, юго - восточнее д.5 по ул.Ульяновская (площадью 31 кв.м, для размещения Комплектной трансформаторной подстанции) и г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская (площадью 258 кв.м, для размещения линий электропередач).
К заявлениям были приложены Схемы расположения земельных участков с условными номерами 73:19:111301:ЗУ1 на кадастровом плане территории 73:19:111301, по адресам: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пос.Меловой, юго - восточнее д.5 по ул.Ульяновская и г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская, документы, подтверждающие личность и полномочия директора ООО "ЭнергоХолдинг Н", выписки из ЕГРЮЛ.
Письмами от 09.10.2020 N 3914, 3913 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешений на использование испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в представленном заявлении указана цель использования земель, не соответствующая размещению нового объекта.
Со ссылкой на пп.1 п. 13 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П "Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", Администрация указала, что с ООО "Объединенные электрические сети" заключен договор аренды электросетевого комплекса г.Новоульяновска, по которому ООО "ОЭС" арендует ЗТП-1; в строительстве новой подстанции и линии электропередач необходимости не имеется.
Кроме того, Администрацией указано, что в границах испрашиваемого земельного участка (г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская), расположены здания, сооружения (Контейнерная площадка по ул. Ульяновская 1Б, нежилое здание с ограждением по ул. Ульяновская 1А, забор, а также элементы спортивных сооружений по ул. Ульяновская, 3), новое строительство несет угрозу жизни и здоровью населению. Расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 2-м- для ВЛ до 20 кВ, 4-м- для ВЛ 35- 110кВ, 5 м- для ВЛ 150 кВ и 6-м - для ВЛ 220 кВ.
Полагая, что данные действия Администрации привели к нарушению прав и законных интересов ООО "ЭнергоХолдинг Н", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что электросетевое хозяйство муниципального образования "Город Новоульяновск" пос.Криуши, Меловой и Липки находится у ООО "ЭнергоХолдинг Н" в пользовании на основании договора субаренды. Обществу как территориальной сетевой организации получение разрешения на использование спорных земельных участков необходимо для исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии муниципального образования "Город Новоульяновск" по обеспечению электрической энергией надлежащего качества и в непрерывном режиме, поскольку ЗТП-1 находится в неудовлетворительном техническом состоянии, и отсутствие свободной мощности не позволяют осуществить технологическое присоединение к ней энергопринимающих устройств потребителя, которому сетевая организация не вправе отказать в заключении договора по Правилам N 861.
Принимая во внимание, что условиями договора аренды N 8 от 01.06.2018 предусмотрена обязанность именно арендодателя (Комитета) выполнять капитальный ремонт арендуемого заявителем имущества, и при этом ограничено право заявителя на проведение ремонта (реконструкции) путем согласования арендодателем таких действий, ООО "ЭнергоХолдинг Н" как сетевая организация, отвечающая за качество электроснабжения и эксплуатацию особо опасного объекта в соответствии с обязательными требованиями и техническими регламентами, не находит иного выхода из сложившейся ситуации как лишь осуществление строительства новой подстанции, в связи с чем, подано заявление в Администрацию.
Само строительство и монтаж новой трансформаторной подстанции, обусловлено техническим состоянием ЗТП-1, а также отсутствием свободной присоединенной мощности к данной подстанции и необходимостью реализации мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик"
Кроме того, Общество отмечает, что строительство новой подстанции осуществляется за счёт средств заявителя, тем самым ущерб ответчику не наносится, ввод данной подстанции в эксплуатацию не сопряжен с изменением состава арендуемого имущества, тем самым права Комитета как арендодателя или Администрации как собственника не могут быть нарушены или затронуты.
Ответчик требования не признает в полном объеме, указывает, что между Комитетом и ООО "Объединенные электрические сети" 01.06.2018 был заключен Договор аренды на пользование электросетевым комплексом муниципального образования "Город Новоульяновск" для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО "Город Новоульяновск" Ульяновской области N 8, сроком действия до 28.08.2021, в соответствии с которым заявителю передана ЗТП N1 по адресу: г. Новоульяновск, п. Меловой. На основании договора субаренды от 07.09.2018 N3/18-06, заключенного между ООО "Объединенные электрические сети" и ООО "ЭнергоХолдинг-Н", ООО "Объединенные электрические сети" по согласованию с МУ КУМИЗО МО "город Новоульяновск" передало в субаренду ООО "ЭнергоХолдинг-Н" объекты электроэнергетики, расположенные на территории с. Криуши, п. Липки, п. Меловой Ульяновской области для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области - с. Криуши, п. Липки, п. Меловой. В строительстве новой подстанции и линии электропередач не имеется необходимости. По мнению Ответчика, строительство новой подстанции приведет к выводу из состава муниципального имущества подстанции МО "Город Новоульяновск" и переводу абонентов на новое имущество, не принадлежащее муниципалитету. Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка (г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская), расположены здания, сооружения, в связи с чем новое строительство несет угрозу жизни и здоровью населению, поскольку расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей административно-бытовых и общественных зданий составляет менее 2-м.
Третье лицо ООО "Объединенные электрические сети", просит удовлетворить требования заявителя, указывает, что 01.06.2018 года между МУ КУМИЗО МО "город Новоульяновск" и ООО "ОЭС" был заключен договор N 9 в соответствии с которым ООО "ОЭС" были переданы в аренду объекты электроэнергетики, расположенные на территории с. Криуши, п. Меловой, п. Липки Ульяновской области. 07.09.2018 вышеуказанные объекты электроэнергетики с письменного согласования МУ КУМИЗО МО "Город Новоульяновск" были переданы в субаренду ООО "ЭнергоХолдинг-Н" по договору N 3/18-06, в связи с чем фактически в настоящее время ООО "ЭнергоХолдинг-Н" является сетевой организацией, которая осуществляет передачу электрической энергии потребителям, расположенным на территории с. Криуши, п. Меловой, п. Липки Ульяновской области. В настоящее время выявлены аварийно-опасные дефекты и повреждения арендуемых объектов электроэнергетики, в связи с чем, ООО "ЭнергоХолдинг-Н" письмом от 02.10.2020 N 244 уведомило ООО "Объединённые электрические сети" в рамках договора субаренды от 07.09.2018 N 3/18-06, ООО "ОЭС" в свою очередь в последующем данное уведомление письмом от 05.10.2020 N 451 переадресовало в адрес арендодателя МУ КУМИЗО МО "город Новоульяновск". Для обеспечения надежности и качества электрической энергии жителей, проживающих на территории п. Меловой Ульяновской области и во исполнение п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетики ООО "ЭнергоХолдинг-Н", как сетевая организация, предусмотрело ряд мероприятий, которые включали в себя установку трансформаторной подстанции напряжением до 35 кВ, которая обеспечит надежность и качество электроснабжения жителей, проживающих на территории п. Меловой Ульяновской области.
Третье лицо, ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" в письменных пояснениях удовлетворение заявления оставляет на усмотрение суда, указало, что Распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 31.07.2017 N 3056-р ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 73:19:111301:731, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская, разрешенное использование - амбулаторно-поликлинические учреждения. 22.01.2018 между ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" и ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" был заключен договор N 3 на выполнение функций Технического заказчика от 22.01.2018 в отношении объекта "Фельдшерско-акушерский пункт в п. Меловой г. Новоульяновска Ульяновского района Ульяновской области, адрес объекта: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская.
В целях разработки проектной документации по строительству объекта "Фельдшерско-акушерский пункт в п. Меловой (государственный контракт N 128/062018 от 22.06.2018) были получены технические условия для присоединения к электрическим сетям N 03/18-ТП от 07.02.2018. Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО "ЭнергоХолдингН" N 244/072018 был заключен 02.07.2018. Контейнерная площадка ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт" расположена за границами земельного участка с кадастровым номером 73:119:111301:731. В срок до 01.08.2021 указанная площадка будет демонтирована.
Определением от 17.02.2021 суд обязывал стороны провести осмотр земельного участка по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, юго-восточнее д.5, по предполагаемому месту расположения КТП и размещения ВЛ, для замера расстояний до строений, сооружений.
Согласно акту осмотра от 05.03.2021, проведенного с участием обеих сторон и представленного суду, ВЛ-0,4 кВ, расположенная по адресу п.Меловой, ул.Ульяновская, смонтированная во исполнение договора технологического присоединения от 2.07.2018 N 244/072018 для электроснабжения ФАП, имеет протяженность 200-м, и проходит вдоль следующих объектов недвижимости:
- одноэтажное нежилое здание по адресу п.Меловой, ул.Клубная, 2; расстояние от крайних проводов ВЛ до здания 1,6 м;
- гаражные боксы; ; расстояние от крайних проводов ВЛ до гаражей 6 м;
- многоквартирный жилой дом и индивидуальный жилой дом - расстояние от крайних проводов ВЛ до зданий 11 и 13 м соответственно;
- под линией электропередачи, в охранной зоне, расположена контейнерная площадка ФАП.
Согласно повторному осмотру, проведенному с участием представителя заявителя и ответчика, установлено, что воздушная линия электропередачи не выходит за пределы образуемого земельного участка 73:19:111301:ЗУ, расстояние от ВЛ-0,4 кВ до одноэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: п. Меловой, ул. Клубная, 2 на момент осмотра составило более 2-м, что подтверждается Актом осмотра электроустановок от 31.05.2021.
Таким образом, по результатам осмотров и по пояснениям представителей сторон в судебных заседаниях, испрашиваемый земельный участок площадью 258 кв.м сформирован с учетом требований законодательства, капитальные строения на участке отсутствуют, граница участка сформирована с обеспечением соблюдения расстояния от строений до линии электропередачи не менее 2 м (что требуется в соответствии с Правилами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160).
Фактическое отклонение ВЛ за пределы образуемого земельного участка в сторону нежилого здания по ул.Клубная,2, установленное при осмотре в марте 2021, устранено заявителем, что подтверждается актом осмотра от 31.05.2021.
Таким образом (и это не оспаривалось ответчиком), единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков является отсутствие по мнению Администрации необходимости в строительстве новой подстанции и линии электропередач.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пп.6 п.1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
К таким объектам в силу п. 5 Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кв, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Таким образом, в силу норм федерального земельного законодательства и нормативного правового акта Ульяновской области допускается выдача разрешений на временное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кв, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенных для осуществления передачи электрической энергии оборудования, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками;
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в подпункте 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в пунктах 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в пункте 13 Порядка:
1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Перечень оснований отказа в использовании земельных участков является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что Общество, являясь территориальной сетевой организацией, на основании заключенного договора субаренды, обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении разрешения на использование вышеназванных земельных участков для строительства (размещения) трансформаторной подстанции и линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, что предусмотрено Перечнем N 1300, с приложением необходимых согласно Порядку N 682 документов.
Оспариваемые отказы в предоставлении разрешения на использование земельного участка мотивированы ответчиком пп. 1 п. 13 Постановления N 682-П, согласно которому решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимается в случае, если в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов.
По мнению ответчика, поскольку имеется действующая ЗТП N 1, находящаяся в муниципальной собственности и переданная заявителю в субаренду, в строительстве новых подстанций необходимости не имеется; ежегодно в течение действия договоров аренды Общество получало паспорта готовности электросетевого комплекса к осеннее-зимнему периоду, что подтверждает надежность и эффективность работы оборудования.
Как установлено судом, 01.06.2018 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" и Обществом с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" заключен договор аренды на пользование электросетевым комплексом муниципального образования "Город Новоульяновск" для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО "Город Новоульяновск" Ульяновской области N 8 (далее - договор) сроком действия до 28.08.2021.
Согласно Договору субаренды от 7.09.2018 ООО "Объединенные электрические сети" с согласия арендодателя передано в субаренду электрооборудование (объекты электроэнергетики, находящиеся в муниципальной собственности), в том числе ЗТП-1.
В силу п.2.1.1 договора аренды и п.2.2.1 договора субаренды арендодатель передает арендатору имущество в его фактическом состоянии. Согласно п. 2.3.6 договора аренды и п.2.4.6 договора субаренды Арендатор своевременно за счет собственных средств должен производить текущий ремонт арендованного имущества, устранять аварии на арендованном имуществе.
Согласно п. 2.3.8 договора аренды и п.2.4.8 договора субаренды в течение всего срока действия настоящего договора Общество должно поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии, эксплуатировать его с выполнением требований пожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических требований, требований по охране труда, соблюдением требований и норм по охране окружающей среды, требований иных норм и правил, за счет собственных средств производить его текущий ремонт.
Также согласно п. 2.3.23 договора аренды и п.2.4.23 договора субаренды Арендатор обязан производить ремонтные работы (включая реконструкцию, текущий ремонт, капитальный ремонт) с письменного согласия Арендодателя.
Как считает ответчик, подписав договор субаренды, приняв имущество в фактическом состоянии, Общество согласилось содержать его в надлежащем состоянии; Общество является субарендатором данного муниципального имущества, при подписании актов приема-передачи имущества сторонам было известно о его техническом состоянии и разногласий не вызывало.
Общество строит новые объекты, взамен вышедшего из строя муниципального имущества. Впоследствии эти объекты принадлежат заявителю.
Суд правильно поддержал доводы заявителя о том, что обязанность по проведению капитального ремонта и реконструкции арендуемого имущества в силу закона и заключенного сторонами договора возложена не на Общество, а на арендодателя.
Указывая на ненадлежащее исполнение заключенного договора аренды электросетевого комплекса в виде ненадлежащего содержания арендуемого имущества, ответчик доказательств данного утверждения в нарушение ст.65 АПК РФ суду не представил, при этом заявитель представил суду Заключение о техническом состоянии несущих конструкций здания ЗТП-1, составленное АНО ОС "Ульяновскстройсертификация", дефектную ведомость N 1-М/20, согласно которым ЗТП-1 введена в эксплуатацию в 1980 г., силовой трансформатор ТМ-320 кВА 6/0,4 кВ выпущен и введен в эксплуатацию в 1983 году, таким образом, срок службы трансформаторной подстанции составляет 37 лет при нормативном сроке службы 25 лет. На данный момент ресурс энергетического оборудования ЗТП-1 исчерпан и находится в физически и технически изношенном состоянии, а также является морально устаревшим и не отвечает современным требованиям надежности, безопасности, энергетической эффективности. Несущие конструкции здания ЗТП-1 находятся в аварийном состоянии, требования безопасности не обеспечены, объект подлежит демонтажу.
В соответствии с Протоколами испытания изоляции электрооборудования выше 1000В N 488/1 -Э, N 488/2-Э, N 488/3-Э электрооборудование ЗТП-1 РУ-6кВ к эксплуатации в электроустановках 6кВ не пригодно. Согласно представленному в материалы дела Протоколу контроля сопротивления заземлителей и заземляющих устройств N 488/5-Э от 31.07.2020, сопротивление растекания тока заземлющего устройства ЗТП-1 не соответствует требованиям для электроустановок выше 1000В с глухозаземленной нейтралью и до 1000В с изолированной. В соответствии с Протоколом испытания силовых трансформаторов напряжением до 35 кВ N 488/4-Э силовой трансформатор ТМФ-400/6 N 1883261, У/У-0 ЗТП-1 к эксплуатации не пригоден. Согласно Протоколу N 488/6-Э от 31.07.2020 контроля состояния цепи между заземлителями и заземляющими элементами, цепи между заземлителями и заземляющими элементами ЗТП не соответствует требованиям для электроустановок выше 1000В с глухозаземленной нейтралью и до 1000В с изолированной.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
К данной категории лиц согласно пункта 12.1 Правил N 861 относятся юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
В силу п.14 (1) Правил N 861, отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Согласно Договору N 244/072018 об осуществлении технологического присоединения, заключенному 02.07.2018 между ООО "ЭнергоХолдинг Н" и ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик", технологическое присоединение необходимо для электроснабжения фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой, ул. Ульяновская (кадастровый номер 73:19:111301:731); категория надежности - 3.
Таким образом, ООО "ЭнергоХолдинг Н" как сетевая организация в силу Правил N 861 не имеет права отказать ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик" в технологическом присоединении независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, при этом технической возможности присоединения потребителя с мощностью согласно его заявки к существующей ЗТП-1 в силу объективных причин, вызванных техническим состоянием данной трансформаторной подстанции, не имеется.
Довод Администрации об обратном - о том, что в строительстве новой подстанции и линии электропередач необходимости не имеется, указанный в оспариваемых отказах фактически установленным судом обстоятельствам не соответствует, и противоречит Порядку N 862-П.
То обстоятельство, что сетевая организация ежегодно получала паспорта готовности электрооборудования к отопительному сезону, выводов специалистов (АНО ОС "Ульяновскстройсертификация", подготовившего заключения о техническом состоянии несущих конструкций ЗТП, а также Электротехнической лаборатории ООО "Энергетическая промышленная группа", составивших протоколы испытания электрооборудования ЗТП) о необходимости демонтажа и замены оборудования ЗТП -1 не отменяют.
Доводы оспариваемого отказа N 3913, что в границах испрашиваемого земельного участка (г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская), расположены здания, сооружения, и новое строительство несет угрозу жизни и здоровью населению, опровергнуты проведенными сторонами осмотрами, которыми установлено, что граница участка сформирована в соответствии с требованиями законодательства, а расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до здания приведены в соответствие Правилам N 160 и составляют более 2-м, что соответствует нормам для ВЛ до 20 кВ.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что материалами дела подтверждается ненадлежащее техническое состояние здания и оборудования действующей ЗТП-1, а что явилось этому причиной - ненадлежащее содержание имущества арендатором (как утверждает ответчик), или естественный износ (как утверждает истец), в предмет доказывания рассматриваемых требований не входит; споры о ненадлежащем исполнении обязательств по договору аренды подлежат рассмотрению в общеисковом порядке, а не в порядке оспаривания решений административного органа в порядке главы 24 АПК РФ.
Кроме того, такое основание для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка как отсутствие необходимости в строительстве новой подстанции и линии электропередач, противоречит не только установленным судом обстоятельствам, но и Порядку N 862-П, которое таких оснований для отказа не содержит.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к верному выводу, что оспариваемые решения об отказе Обществу в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута, расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пос.Меловой, юго - восточнее д.5 по ул.Ульяновская и г. Новоульяновск, пос.Меловой, ул.Ульяновская, выраженных в письмах от 09.10.2020 N 3914 и N 3913, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как сетевой организации, а также не соответствует вышеназванным требованиям Порядка N 862-П и нормам земельного законодательства, предусматривающих использование земель без предоставления земельных участков для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кв, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судом необоснованно взысканы с нее расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. в пользу заявителя.
Указанный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае имело место возмещение истцу понесенных судебных расходов по правилам статьи 110 АПК РФ. Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
Положения пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождают государственный орган от возмещения расходов по уплате государственной пошлины, фактически понесенных истцом при обращении в суд.
Таким образом, правовых оснований для освобождения ответчика от возмещения расходов заявителя по уплате государственной пошлины по иску, не имеется.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).
Иные доводы жалобы были предметом подробного рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для признания оспариваемых решений ответчика незаконными, подтверждены материалами настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2021 года по делу N А72-15391/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15391/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОХОЛДИНГ-Н"
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУ "Администрация МО "г.Новоульяновск" Ульяновской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК", МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "г.Новоульяновск" Ульяновской области, ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик", ОГУ Ульяновскоблсройзаказчик, ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ООО "ОЭС"