г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А41-77937/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от АО "Шереметьево-Карго" - Ушаков В.В. по доверенности N ДР-48-21-ПО от 17.08.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Шереметьевской таможни ФТС России - Чернышева Д.А. по доверенности N 05-11/05017 от 01.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Шереметьево-Карго"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 мая 2021 года по делу N А41-77937/20
по заявлению акционерного общества "Шереметьево-Карго"
к Шереметьевской таможне ФТС России
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Шереметьево-Карго" (далее - заявитель, АО "Шереметьево-Карго", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 N 10005000-3352/2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-77937/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 52-55).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Шереметьево-Карго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Шереметьево-Карго" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Шереметьевской таможни возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Шереметьево-Карго" является владельцем склада временного хранения.
01.10.2020 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) прибыли товары по авианакладной N 580-24916942 в количестве двух мест весом 194 кг.
В таможенный орган представлены товаросопроводительные документы:
- 2 карго-манифеста (авиакомпания AirBridgeCargo) от 01.10.2020; - авианакладная 580-24916942 от 29.09.2020;
- 2 eShopWorid Manifest "MAWB 580-00043938, MAWB 580-00043939" от 01.10.2020.
02.10.2020 АО "Шереметьево-Карго" подан отчет по форме ДО-1 N 111928 (Регистр. номер 10005020/021020/0214276) о принятии товаров на хранение по средствам Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов "Комплекс программных средств учета и контроля за товарами, находящимися на временном хранении" (ЕАИС КПС "Учет и контроль товаров на ВХ").
По результатам проверки сведений содержащихся в отчете по форме ДО-1 N 111928 таможенным органом установлено, что в графе 3 отчета (наименование товара) указано: "груз для личного пользования".
Согласно сведениям, указанным в графе "Shpt Info - информация о товаре" (следует после получателя Receiver) eShopWorld Manifest "MAWB 580-00043938, MAWB 580-00043939" от 01.10.2020 товары представляют собой экспресс посылки, получателями которых являются физические лица.
Данные сведения подтверждаются указанием в eShopWorld Manifest "MAWB 580-00043938, MAWB 580-00043939" от 01.10.2020 слова "POSTAL", в левой колонке на латинице русских фамилий и имен конкретных физических лиц - заказчиков (декларантов), а в колонке Shpt Info в разделе Goods неполных наименований товаров на английском языке.
Кроме того, к eShopWorld Manifest "MAWB 580-00043938, MAWB 580-00043939" от 01.10.2020 при ввозе товаров прилагаются иностранные индивидуальные накладные на каждый заказ, номера которых указаны во второй графе Карго-манифестов, содержащие подробные сведения о товаре каждого физического лица (л.д. 62-68).
26.10.2020 по факту выявления в действиях заявителя признаков административного правонарушения, выразившегося в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, уполномоченным лицом таможенного органа в отношении АО "Шереметьево-Карго" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ.
10.11.2020 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом Шереметьевской таможни, в отношении АО "Шереметьево-Карго" вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Шереметьево-Карго" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и (формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно статьи 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Формы отчетности, а также порядок и сроки ее представления таможенным органам установлены, в том числе, приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее приказ ФТС России от 18.03.2019 N 444).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
Как следует из п. 3 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с п. 5 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу. Сведения о наименовании, количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Пунктом 4 приложения N 2 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения (далее - СВХ) (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Пунктом 9 приложения N 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что если в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляется разделение товарной партии и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), указанным в транспортных или коммерческих документах, или в случае прибытия товаров воздушным транспортом без транспортных документов владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно- дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.
В силу статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом (владельцем СВХ) на таможенный пост представлен отчет по форме ДО-1 от 02.10.2020 N 111928, который содержал недостоверные сведения в графе 3 отчета (наименование товара), а именно вместо наименований товаров на английском языке, указанных в колонке Shpt Info в разделе Goods и фамилий и имен конкретных физических лиц - заказчиков (декларантов), заявителем указано: "груз для личного пользования".
Таким образом, рассматриваемый отчет по форме ДО-1 общества не содержит наименования товаров и его невозможно идентифицировать с товарами, указанными в товаросопроводительных документах.
Доводы заявителя об отсутствии события вменяемого правонарушения обоснованно отклонены судом первой инстанции как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что вся необходимая информация относительно наименования товара на момент подачи отчета по форме ДО-1 от 02.10.2020 N 111928 имелась в распоряжении заявителя, что подтверждается содержанием eShopWorld Manifest "MAWB 580-00043938, MAWB 580-00043939" от 01.10.2020 (л.д. 62-68).
В процессе временного хранения информации о внесении изменений в отчет по форме ДО-1 N 111928 от 02.10.2020 о принятии товаров на хранение по средствам ЕАИС КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" и обращений от владельца СВХ АО "Шереметьево-Карго" на таможенный пост не поступало и изменения не вносились, что подтверждается следующими документами:
1. скриншотом (КПС "Учет и контроль товаров на ВХ"),
2. служебными записками от 12.10.2020 N 42-01-12/0348 ОДО т/п Аэропорт Шереметьево (грузовой), от 13.10.2020 N 01-20/0411 ОДО Шереметьевской таможни.
Следовательно, имеющаяся в распоряжении заявителя информация о наименовании товаров не отражена в отчетности ДО-1, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств обратного, заявителем арбитражному суду представлено не было.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 16.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены, проверка проведена и оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах его полномочий, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Вместе с тем, суд первой инстанции счел, что таможенным органом при рассмотрении дела об административных правонарушениях и вынесении оспариваемого постановления учтены не все обстоятельства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения относительно наличия отягчающих обстоятельств.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мера ответственности в виде административного штрафа нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит изменению путем замены административного штрафа на предупреждение.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-77937/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77937/2020
Истец: ООО "Шереметьево-Карго"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня