город Ростов-на-Дону |
|
25 августа 2021 г. |
дело N А32-13883/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курипко В.А.
при участии:
от ответчика - представитель Нестроевой Д.А. по доверенности от 12.05.2021;
от третьего лица - представитель Резников Д.М. по доверенности от 07.10.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фактореал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-13883/2021
по иску ООО "Фактореал"
к ответчику - министерству топливно-энергетического комплекса, ЖКХ Краснодарского края
при участии третьего лица - АО "Мусороуборочная компания"
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фактореал" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконными действий при проведении открытого конкурсного отбора и признании результатов открытого конкурсного отбора недействительными.
Определением от 31.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "Мусороуборочная компания".
Решением от 03.06.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истец не является заинтересованным лицом, чьи субъективные права нарушены и которое вправе оспаривать торги. В деле отсутствуют доказательства того, что при проведении конкурса с учетом предписания ФАС России от 03.11.2020, допущены существенные нарушения процедуры конкурсного отбора.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Фактореал" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что конкурсная документация не соответствует Правилам проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881. В конкурсной документации установлены требования к оформлению заявки, не предусмотренные Правилами проведения конкурсного отбора. В конкурсной документации отсутствует описание границы зоны деятельности регионального оператора, отсутствуют сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов, сведения о земельных участках, на которых складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этого, сведения о расположении, технических характеристиках используемых и планируемых к использованию объектов обработки, утилизации, хранению, захоронению твердых коммунальных отходов. Ссылка на государственную программу в пункте 1.7 не активна. Обязанности регионального оператора не соответствуют обязанностям, установленным подпунктом "з" пункта 12 Правил. Отсутствует информация о порядке расчета единого тарифа на услуги регионального оператора. Отсутствуют сведения об объеме расходов регионального оператора, финансируемых за счет средств бюджетов.
Судом не принято во внимание решение Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N 04/10/18.1-175/2020 от 09.11.2020 о признании жалобы ООО "Фактореал" обоснованной, ответчику выдано предписание, которое не исполнено. Приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 18.11.2020 N 654 о внесении изменений в конкурсную документацию не устраняет допущенные нарушения и не свидетельствует об исполнении предписания ФАС России. В связи с тем, что допущенные нарушения не были устранены, истец был лишен возможности участия в конкурсе. Поскольку конкурс проведен с существенными нарушениями порядка проведения торгов, конкурс должен быть признан недействительным.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Фактореал" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
По ходатайству ответчика и третьего лица судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания.
Представители ответчика и третьего лица в заседании доводы жалобы не признали по основаниям, изложенным в письменном отзывах.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.09.2020 N 532 утверждена конкурсная документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Абинской зоне деятельности.
Конкурсная документация и извещение о проведении торгов опубликованы Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на сайте torgi.gov.ru 15.09.2020.
Полагая, что конкурс проведен с существенными нарушениями порядка проведения торгов, в связи с чем, подлежит признанию недействительным, ООО "Фактореал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 информационного письма).
Данные разъяснения могут быть применены в рассматриваемом случае по аналогии, поскольку относятся к порядку проведения публичных торгов.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что конкурсная документация не соответствует Правилам проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
Как отмечено выше, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.09.2020 N 532 утверждена конкурсная документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Абинской зоне деятельности.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Фактореал" заявку на участие в открытом конкурсе не подавало, участие в конкурсе не принимало, лицензия на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов у ООО "Фактореал" отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Фактореал" не является заинтересованным лицом, чьи права нарушены и которое вправе оспаривать торги.
Доводы о том, что судом не принято во внимание решение Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N 04/10/18.1-175/2020 от 09.11.2020 о признании жалобы ООО "Фактореал" обоснованной, ответчику выдано предписание, которое не исполнено, Приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 18.11.2020 N 654 о внесении изменений в конкурсную документацию не устраняет допущенные нарушения и не свидетельствует об исполнении предписания ФАС России, отклоняются апелляционным судом.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Фактореал" ФАС России 03.11.2020 принято решение N 04/10/18.1-175/2020 о признании жалобы обоснованной в части отсутствия в конкурсной документации сведений о направлении транспортирования отходов, о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 2 л.д. 60-71), министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выдано предписание N 04/10/18.1-175/2020 от 03.11.2020 (т. 2 л.д. 72) о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 18.11.2020 N 654 внесены изменения в приказ министерства от 14.09.2020 N 532 (т. 1 л.д. 66-70).
Довод о том, что конкурс проведен с существенными нарушениями порядка проведения торгов, отклоняется по следующим основаниям.
Порядок конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
В соответствии с пунктом Правил, документация об отборе содержит:
а) ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - схема обращения с отходами);
б) описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами;
в) сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);
г) сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора;
д) сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;
е) сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;
ж) ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами (при наличии такой программы);
з) обязанности регионального оператора, в том числе:
обязанности по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами (далее - операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами);
обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости);
обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости);
иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
и) критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором;
к) величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок;
л) информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов;
м) информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине;
н) объем расходов регионального оператора, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
о) срок, на который присваивается статус регионального оператора;
п) требования к участникам конкурсного отбора;
р) срок, место и порядок подачи заявок;
с) срок, место и порядок подачи участниками конкурсного отбора уведомления об участии во втором этапе (при необходимости);
т) состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки;
у) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками;
ф) место, дату и время вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе (при необходимости);
х) порядок оценки и сопоставления заявок;
ц) размер, порядок и срок предоставления обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора обязательств по соглашению;
ч) срок подписания протокола о результатах проведения конкурсного отбора;
ш) срок подписания соглашения;
щ) проект соглашения.
Решением ФАС России N 04/10/18.1-88/ от 30.03.2021 (т. 2 л.д. 81-86) жалоба ООО "Фактореал" на действия организатора торгов - министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Абинской зоне деятельности (извещение N 150920/11426559/05) признана необоснованной.
Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края N 147 от 12.04.2021 АО "Мусороуборочная компания" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Абинской зоне деятельности.
В соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 17.03.2021 N 2, между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Мусороуборочная компания" 12.04.2021 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Абинской зоне деятельности.
В деле отсутствуют доказательства того, что при проведении конкурса допущены существенные нарушения процедуры конкурсного отбора.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-13883/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Фактореал" (ОГРН 1062330008322, ИНН 2330033128) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13883/2021
Истец: ООО "ФАКТОРЕАЛ"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Третье лицо: АО "МУСОРОУБОРОЧНАЯ КОМПАНИЯ", Федеральная антимонопольная служба