город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2021 г. |
дело N А53-5702/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Погореловой О.Б., Конышева М.В., представитель по доверенности от 14.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Погореловой Оксаны Борисовны
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-5702/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Погореловой Оксаны Борисовны (ИНН 615108899650, ОГРНИП 311617602100037)
к судебному приставу-исполнителю Красносулинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Кирилловой Наталье Рамазановне
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Глава КФХ Меркулов Александр Павлович
об оспаривании действий (бездействие),
об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Погорелова Оксана Борисовна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Красносулинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Кирилловой Наталье Рамазановне по исполнению требований исполнительного листа от 08.05.2018 серии ФС N 020553174, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-2377/2018 о взыскании 123596 руб. 05 коп.;
- об обязании судебного пристава-исполнителя Красносулинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Кирилловой Н.Р. устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Предпринимателя, наложив арест на счёт и другое имущество.
Определением от 30.03.2021 Арбитражный суд Ростовской области привлёк к участию в деле:
- в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области;
- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Главу К(Ф)Х Меркулова Александра Павловича.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 в удовлетворении заявления Предпринимателя было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что постановление о возбуждение исполнительного производства не направлялось. Судебным приставом-исполнителем не представлены доказательства реально проделанной работы по исполнительному производству (направленные запросы, ответы на запросы).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Судебный пристав-исполнитель Кирилловой Н.Р., индивидуальный предприниматель Глава КФХ Меркулов А.П., УФССП России по Ростовской области, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие судебного пристава-исполнителя Кирилловой Н.Р., индивидуального предпринимателя Глава КФХ Меркулова А.П., УФССП России по Ростовской области, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
08.06.2018 судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. на основании исполнительного листа от 08.05.2018 серии ФС N 020553174, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N 53-2377/2018 о взыскании с индивидуального предпринимателя Глава КФХ Меркулова А.П. в пользу Предпринимателя 129750 руб., вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 15755/18/61055-ИП.
На исполнении судебного пристава-исполнителя Красносулинского районного отделения судебных приставов Кирилловой Н.Р. находится сводное исполнительное производство N 35606/17/61055-СД на общую сумму 2865566 руб. 38 коп., в состав которого входит исполнительное производство N 15755/18/61055-ИП.
Движимого и недвижимого имущества у должника не было выявлено.
14.06.2018 судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника. В счёт задолженности было удержано 1596 руб. 94 копейки.
22.06.2020 судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Полагая, что судебным приставом-исполнителем Кирилловой Н.Р. допущено незаконное бездействие, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Федерального закона N 229-ФЗ установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов, как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога (часть 14.1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определенная в качестве одного из принципов исполнительного производства (статья 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 64 Федерального закона N 229-ФЗ в рамках исполнительного производства судебный пристав вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребёнка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества и т.д.
В силу статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств.
Часть 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривает перечень мер принудительного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьём фактическом владении и (или) пользовании оно находится (часть 4 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава или его заместителя. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Частью 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчётных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учёт прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Как следует из материалов дела, 08.06.2018 на основании исполнительного листа от 08.05.2018 серии ФС N 020553174, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N 53-2377/2018 о взыскании с индивидуального предпринимателя Глава КФХ Меркулова А.П. в пользу Предпринимателя 129750 руб., было возбуждено судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. исполнительное производство N 15755/18/61055-ИП.
В рамках которого судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. было обращено взыскание на пенсию и денежные средства должника 14.06.2018 и 22.06.2018.
В результате принятых судебным приставом-исполнителем Сысоевой Т.В. мер принудительного исполнения в пользу Предпринимателя было взыскано 1594 руб. 94 копейки.
Согласно части 1 и 2 статьи 111 Федерального закона N 229-ФЗ, в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очерёдности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причинённого преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвёртую очередь удовлетворяются все остальные требования.
При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объёме.
Согласно материалам дела исполнительное производство N 15755/18/61055-ИП, входит в состав сводного исполнительного производства N 35606/17/61055-СД на общую сумму 2865566 руб. 38 коп., находящееся на исполнении судебного пристава-исполнителя Красносулинского районного отделения судебных приставов Кирилловой Н.Р..
Таким образом, взысканные с должника средства, распределялись судебным приставом-исполнителем Кирилловой Н.Р. в соответствии с очерёдностью требований исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 35606/17/61055-СД, в состав которого входило и требование по исполнительном производству N 15755/18/61055-ИП.
Доказательства не совершения судебным приставом-исполнителем Кирилловой Н.Р. каких либо исполнительных действий, или не применения мер принудительного исполнения, которые привели к исполнению требований исполнительного документа по исполнительному производству N 15755/18/61055-ИП, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу об отсутствии доказательств бездействия судебным приставом-исполнителем Кирилловой Н.Р. в рамках исполнительного производства N 15755/18/61055-ИП.
Доводы апелляционной жалобы Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.
Предпринимателем по платёжному поручению от 14.07.2021 N 16 произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей.
С учётом изложенного, излишне уплаченная по платёжному поручению от 14.07.2021 N 16 государственная пошлина, подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-5702/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Погореловой Оксане Борисовне (ИНН 615108899650, ОГРНИП 311617602100037) из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 14.07.2021 N 16 государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5702/2021
Истец: Погорелова Оксана Борисовна
Ответчик: РОСП КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА ПО РО, Судебный пристав-иполнитель Красносулинского районного отделения судебных приставов УФССП России по РО Кириллова Наталья Рамазановна, Судебный пристав-исполнитель Красносулинского РОСП УФССП России по Ростовской области Кириллова Н.Р.
Третье лицо: Глава К(Ф)Х Меркулов Александр Павлович, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, УФССП по РО