г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А41-62994/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ФГУП "ВНИИФТРИ": Куракин А.А., представитель по доверенности от 17.08.2021;
от Министерства жилищной политики Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Прокуратуры Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2021 года по делу N А41-62994/20, принятое по исковому заявлению ФГУП "ВНИИФТРИ" к Министерству жилищной политики Московской области, третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Прокуратура Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения министерства от 27.07.2020 об отказе во внесении изменений в разрешение от 27.12.2018 N RU 50-9-12621-2018 на строительство объекта "Реконструкция и техническое перевооружение специального многофункционального метрологического бассейна (в целях внедрения технологии N 2.6.5.42)"; об обязании министерства внести изменения в разрешение от 27.12.2018 N RU 50-912621-2018 на строительство объекта "Реконструкция и техническое перевооружение специального многофункционального метрологического бассейна (в целях внедрения технологии N 2.6.5.42)".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.04.2021 года по делу N А41-62994/20 требования ФГУП "ВНИИФТРИ" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство жилищной политики Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство сослалось на то, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Представитель ФГУП "ВНИИФТРИ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ФГУП "ВНИИФТРИ", рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, министерством предприятию выдано разрешение от 27.12.2018 RU50-9-12621-2018 на строительство объекта "Реконструкция и техническое перевооружение специального многофункционального метрологического бассейна (в целях внедрения технологии N 2.6.5.42)", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0100101:68 площадью 542700 кв.м. Срок действия разрешения на строительство - до 27.10.2020.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 20.12.2019 N 725-Р земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:68 разделен на три земельных участка, в том числе, земельный участок площадью 232666 кв.м с кадастровым номером 50:09:0100101:4143, на котором осуществляется строительство указанного объекта.
В связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство от 27.12.2018 N RU 50-9-12621-2018, а также произведенным разделом земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68, предприятие обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство.
Решением от 27.07.2020 министерство отказало предприятию в продлении срока разрешения на строительство от 27.12.2018 N RU 50-9-12621-2018.
В качестве основания для отказа министерство указало на несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство. В качестве разъяснения причины отказа в предоставлении государственной услуги министерство сослалось на отсутствие у него полномочий по внесению изменений в разрешение на строительство.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
Согласно части 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством.
Частью 21.14 статьи 51 ГрК РФ установлено, что продление срока действия разрешения на строительство, а также внесение в него иных изменений осуществляется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органами исполнительной власти на основании заявления застройщика.
Исчерпывающие основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство закреплены в части 21.15 статьи 51 ГрК РФ. Одним из таких оснований является несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, то есть в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с ГрК РФ выдано разрешение на строительство.
Аналогичное основание для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство закреплено в пункте 13.1.3.6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)", утвержденного распоряжением Министерства жилищной политики Московской области от 15.02.2019 N 20 (действующего на момент выдачи оспариваемого отказа).
Приведенное в решении об отказе разъяснение причин его принятия противоречит указанному основанию. В данном разъяснении указано, что внесение изменений в разрешение на строительство объекта "Реконструкция и техническое перевооружение специального многофункционального метрологического бассейна (в целях внедрения технологии N 2.6.5.42)" не входит в полномочия министерства.
Между тем в соответствии с пунктами 12.1 и 12.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)", утвержденного распоряжением министерства от 15.02.2019 N 20, обращение за предоставлением государственной услуги, не предоставляемой министерством, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а не для отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, приведенное министерством в решении от 27.07.2020 об отказе предприятию во внесении изменений в разрешение на строительство от 27.12.2018 N RU50- 9-12621-2018 не может являться основанием отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
В соответствии с Генеральным планом городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10.12.2019 N 227/14, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 расположен в границах зоны режимных территорий, функциональное использование которой в соответствии с положениями Генерального плана сохраняется с существующими параметрами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10 декабря 2019 г. N 228/14, участок расположен в границах территориальной зоны СП-3 - зона иного специального назначения, которая установлена для обеспечения условий использования земельных участков, предназначенных для специализированного назначения - размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управлений ими (размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота), проведение воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей; размещение зданий военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий; размещение объектов, обеспечивающих осуществление таможенной деятельности; размещение объектов, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий; размещение объектов капитального строительства для создания мест лишения свободы (следственные изоляторы, тюрьмы, поселения).
Основными видами разрешенного использования, установленными в градостроительном регламенте территориальной зоны СП-3, является в том числе обеспечение космической деятельности, автомобильный транспорт, обеспечение обороны и безопасности, обеспечение вооруженных сил, охрана Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, министерство, принимая решение от 27.07.2020 об отказе предприятию во внесении изменений в разрешение на строительство от 27.12.2018 N RU50- 9-12621-2018 по указанному в нем основанию, должно было руководствоваться градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий предприятию земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 и установить, что реконструируемый объект не соответствует определенному в регламенте виду разрешенного использования земельного участка либо нарушает установленные им ограничения.
Указанное послужило основанием для удовлетворения судом первой инстанции заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства в апелляционном суде ФГУП "ВНИИФТРИ" представлены Решения Министерства жилищной политики Московской области от 29.04.2021 и 06.08.2021, свидетельствующие об исполнении обжалуемого решения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2021 года по делу N А41-62994/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62994/2020
Истец: ФГУП "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области, Прокуратура Московской области
Третье лицо: Министерство строительного комплекса МО, Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства РФ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ