г. Санкт-Петербург |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А26-9345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от 3-его лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22517/2021) общества с ограниченной ответственностью "Шашлычная "Кавказ"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2021 по делу N А26-9345/2020,
принятое по иску акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Шашлычная "Кавказ"
3-е лицо: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Елена Георгиевна
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы Водоканал" (далее - АО "Петрозаводские коммунальные системы Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шашлычная "Кавказ" (далее - ООО "Шашлычная "Кавказ") о взыскании 13 615,48 руб., в том числе 13 402,37 руб. - задолженность по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за июль и август 2020 года и 213,11 руб. - пени, начисленные за период с 11.08.2020 по 13.10.2020, а также неустойки, начисленной на сумму долга 13 402,37 руб., начиная с 14.10.2020 по дату фактического исполнения обязательства, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты, за каждый день просрочки.
Определением суда от 09.10.2020 суд привлек Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётову Елену Георгиевну к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением суда от 26.05.2021 исковые требования удовлетворены, а также с ответчика суд взыскал 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, прекратить производство по делу.
Податель жалобы указывает, что истцом не проводился лабораторный контроль качества и состава сточных вод с 2007 года, превышение нормативов не установлено.
Лабораторный контроль качества и состава сточных вод не проводится по вине истца.
12.08.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения Петрозаводского городского округа на основании Постановления Администрации Петрозаводского городского округа N 3340 от 04.12.2019.
Между истцом и ответчиком (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 100-3-41-16220-01 от 15.08.2005 (далее - Договор).
11.12.2014 ОАО "ПКС" реорганизовано в форме выделения из него двух хозяйственных обществ:
- открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (далее - ОАО "ПКС - Водоканал");
- открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" (далее - ОАО "ПКС - Тепловые сети").
Правопреемником в спорном обязательстве по водоснабжению выступает ОАО "ПКС - Водоканал".
В связи с приведением учредительных документов в соответствие с требованиями действующего законодательства с 12.05.2016 открытое акционерное общество "ПКС - Водоканал" изменило организационно-правовую форму. Новое наименование истца - АО "ПКС - Водоканал".
Пунктами 3.1.5., 3.1.6. Договора предусмотрена обязанность Абонента соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод и своевременно производить оплату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации в установленные Договором сроки.
В нежилом помещении ответчика, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Андропова, 13, находится предприятие общественного питания "Шашалычная "Кавказ", среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у которого менее 30 куб. м, что подтверждается актами сверки показаний ХВС и стоков ответчика, подписанными обеими сторонами, и справкой об объемах сточных вод абонента за период с 01.07.2019 по 30.06.2020.
Соответственно, ООО "Шашлычная Кавказ" подпадает под категорию объектов абонентов, указанных в абзаце 2 п. 203 Правил N 644, на основании чего, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод и предъявил к оплате счета-фактуры N 122/319 от 15.07.2020 на сумму 6 761,02 руб. и N 122/1787 от 13.08.2020 на сумму 6 641,35 руб.
Оплата задолженности в размере 13 402,37 руб. ответчиком не произведена, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
Гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В части 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга", плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу взимается организацией ежемесячно. Размер указанной платы определяется с учетом показателей, содержащихся в декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления указанной декларации, а также в случае, предусмотренном в пункте 4.1 настоящего Порядка, размер указанной платы определяется с учетом результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Пунктом 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) установлено, что абонент обязан соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод; соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод (установлены разделом VI Правил N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения); принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Пунктом 119 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Пунктом 203 Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из следующих условий:
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов (абзац второй);
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (абзац третий);
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем (абзац четвертый);
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (абзац пятый).
ООО "Шашлычная Кавказ" относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, то есть осуществляет деятельность предприятия общественного питания и среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб. м/сутки, и ответчик данный факт не оспаривает.
Довод подателя жалобы о том, что истец обязан проводить лабораторный контроль качества и состава сточных вод на их объекте и производить расчет в соответствии с пунктом 120 Правил N 644 и, как следствие, у истца отсутствуют основания для применения положений пункта 203 Правил N644, отклоняется судом ввиду следующего.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение от 16.12.2020 N АКПИ20-722, оставленное в силе Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 16.03.2021 г., об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 и указано, что изменения, внесенные в Правила, регулирующего сходные правоотношения по взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае если абонентом и обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствуют поданная абонентом в установленном порядке декларация о составе и свойствах сточных вод и расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1., где: Т - тариф на водоотведение, действующий на для абонента без учета НДС, Qпр1.- объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Данным решением также отмечается, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ.
Согласно части 10 данной статьи в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Законодатель устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы определял иные условия для объектов абонентов при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, не имеется.
Представленные истцом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ доказательства осуществления ответчиком деятельности предприятия общественного и доказательства сброса сточных вод ответчиком в размере среднесуточного объема менее 30 куб. м. (акты сверки показаний ХВС и стоков, подписанных сторонами и Справка об объемах сточных вод абонента за период с 01.07.2019 г. по 30.06.2020) свидетельствуют об обоснованности применения в расчётах АО "ПКС - Водоканал" к ООО "Шашлычная Кавказ" формулы, установленной п. 203 Правил N 644.
Таким образом, предъявление АО "ПКС-Водоканал" ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июль и август 2020 года, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ответчика.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при начислении заявителем спорных плат не было допущено нарушений требований Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и Правил.
Достоверность представленных истцом доказательств ответчиком документально не опровергнута.
Доказательства надлежащего исполнения ответчиком предусмотренных договором обязательств в дело не представлены, равно как и не представлено доказательств оплаты.
Расчет долга проверен судом и признан соответствующим нормам действующего законодательства, условиям заключенного сторонами договора и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2021 по делу N А26-9345/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9345/2020
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
Ответчик: ООО "ШАШЛЫЧНАЯ "КАВКАЗ"
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Елена Георгиевна