г. Саратов |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А12-32788/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2021 года по делу N А12-32788/2020,
по иску унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875)
к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082)
о взыскании задолженности,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда, департамента финансов администрации Волгограда;
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 N 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 в размере 28433988 рублей 43 копеек (с учетом уточненных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковых требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2021 года по делу N А12-32788/2020 иск удовлетворен: с департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в пользу унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 N 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 в размере 28433988 рублей 43 копеек, а также 90966 рублей 70 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Апеллянт считает, что сумма задолженности, предъявленная региональным оператором ко взысканию, определена с нарушением условий договора, некорректна, не доказана представленными в материалы дела документами, в связи с чем не подлежит взысканию с департамента в заявленном размере; на текущую дату бюджет Волгограда сформирован, денежных средств на оплату по взносам за капитальный ремонт за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 департаменту не выделено.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от истца и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не представлены отзывы на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции, и суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено судебной коллегий в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией Волгограда (собственник), департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (плательщик 1), департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (плательщик 2) и унитарной некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (региональный оператор) заключен договор от 18.12.2014 N 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2015 к договору от 18.12.2014 N 203) предметом настоящего договора является формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющих в наличии помещения, находящиеся в собственности городского округа город-герой Волгоград, согласно прилагаемому к договору перечню помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - перечень муниципальных жилых и нежилых помещений) (Приложение 1), которое влечет за собой обязанность собственника осуществлять уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в рамках бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1.6 вышеупомянутого договора функции плательщика по исполнению прав и обязанностей по настоящему договору от имени собственника возложены: до 31 декабря 2014 года на департамент муниципального имущества администрации Волгограда, с 1 января 2015 года - на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
20 мая 2015 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, согласно которому неисполненные функции плательщика 1 по исполнению прав и обязанностей от имени собственника, возникшие по договору в период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года, возлагаются с 01 января 2015 года на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
Согласно пункту 5.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2015 к договору от 18.12.2014 N 203) ежеквартально в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, плательщик 1 и региональный оператор осуществляют сверку жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности городского округа город-герой Волгоград, по итогам которой плательщиком 1 формируются перечень муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключенных из реестра муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, по форме, согласно Приложению 3 к настоящему договору. Перечень помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, включенных в реестр муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, по форме, согласно Приложению 4 к настоящему договору, с указанием даты возникновения или прекращения права муниципальной собственности на помещения, являющейся основанием для корректировки суммы взносов на капитальный ремонт, и перечень помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененных в реестре муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград за прошедший квартал, по форме, согласно Приложению 5 к настоящему договору.
Перечень помещений, исключенных из реестра муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, перечень муниципальных жилых и нежилых помещений, включенных в реестр муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград и перечень муниципальных жилых и нежилых помещений, измененных в реестре муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград за прошедший квартал подписываются плательщиком 1, плательщиком 2 и региональным оператором.
В соответствии с пунктом 4.1 собственник обязан ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании платежных документов, представляемых региональным оператором, в полном объеме уплачивать взнос на капитальный ремонт.
Вместе с тем департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда условия договора не исполняются, за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 28433988 рублей 43 копеек.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что департамент несет договорную ответственность за неоплату суммы взносов на капитальный ремонт, указанную в платежных документах.
Апелляционная коллегия судей, пересматривая решение суда повторно, руководствуется следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности задолженности, предъявленной региональным оператором ко взысканию, апелляционным судом признан несостоятельным ввиду следующего.
Как правильно установлено судом, задолженность по спорному договору от 18.12.2014 N 203 по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 составляет 28433988 рублей 43 копейки.
Представленный истцом расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен в соответствии с условиями договора и с учетом корректировок, внесенных в вышеуказанные перечни помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда. Расчет ответчиком не оспаривался, не заявил о наличии арифметических ошибок в расчете истца, не оспорил период расчета задолженности, не представил контррасчет, не указал, какие конкретно жилые или нежилые помещения не принадлежат городскому округу "Город-герой Волгоград" на праве собственности, оперативного управления или ином вещном праве, по которым обязанность внесения взносов на капитальный ремонт возложена на иных лиц.
Бремя доказывания надлежащего исполнения обязательства по оплате и отсутствия задолженности лежит на ответчике (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств исполнения обязательств по оплате в полном объеме в порядке, установленном законом, в материалы дела ответчиком не представлено. Доказательств обратного апеллянтом не представлено.
В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Иного ответчиком не доказано (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункты 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2.2.10. положения о департаменте жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393 (ред. от 17.07.2019), департамент осуществляет от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград полномочия собственника в части внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, имеющих в своем составе жилые и нежилые помещения, относящиеся к муниципальному имуществу Волгограда, в порядке, установленном постановлением администрации Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 31.03.2016 N 454 утвержден Порядок взаимодействия отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгограда, в части жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (далее - Порядок N 454).
Согласно пункту 2 Порядка N 454 департамент определен уполномоченным органом по оплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка уполномоченный орган осуществляет уплату взносов исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома и общей площади муниципальных жилых и (или) нежилых помещений в таком доме, с учетом количества календарных дней владения в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Волгограда на текущий финансовый год.
В соответствии с условиями договора от 18.12.2014 N 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на департамент возложены функции плательщика по исполнению прав и обязанностей по настоящему договору (пункт 1.6. договора).
Согласно пункту 6.3. договора собственник несет ответственность за несвоевременную или неполную оплату суммы взносов на капитальный ремонт, указанную в платежных документах.
Обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, отличного от поименованных в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, не подлежат применению положения названной нормы, регламентирующей порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Отсутствие бюджетного финансирования по взносам за капитальный ремонт, на что ссылается податель апелляционной жалобы, не является основанием для освобождения ответчика от оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Поскольку департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда является стороной заключенного договора, то в силу разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21, в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства, суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда об удовлетворении требований истца о взыскании с департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 N 203 за спорный период является законным и обоснованным.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2021 года по делу N А12-32788/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32788/2020
Истец: УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА