г. Вологда |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А05-2963/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2021 года по делу N А05-2963/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес" (ОГРН 1192901009509, ИНН 2918012204; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Тульская, дом 31б; далее - общество, ООО "Няндома-Лес") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; далее - Управление лесничествами) о признании незаконным извещения от 22.12.2020 N 215 об отказе в приемке лесной декларации и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) и государственное казенное учреждение Архангельской области "Няндомское лесничество" (ОГРН 1072918001067, ИНН 2918008705; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Советская, дом 22; далее - Няндомское лесничество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Управление лесничествами в отзыве считает решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица свои отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент) и ОАО "Архангельсклеспром" заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2007 N 133, пунктом 7.1 которого срок его действия установлен по 18.01.2054.
ОАО "Архангельсклеспром" и ООО "Норд-лес" 14.02.2011 заключен договор перенайма N 1-02/2011, в соответствии с которым ОАО "Архангельсклеспром" передало ООО "Норд-лес" свои права и обязанности арендатора по договору аренды от 13.12.2007 N 133.
Министерство (правопреемник Департамента) и общество заключили соглашение о внесении изменений и дополнений N 5 в договор аренды лесного участка от 13.12.2007 N 133, которым произведена замена арендатора в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме разделения с ООО "Норд-лес" на общество.
Общество (арендатор) 15.12.2020 направило Управлению лесничества лесную декларацию по заготовке древесины на лесных участках на 2021 год, предоставленных по указанному договору, согласно которой просило ее принять на объем заготовки 3 420 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 1 200 куб. м, по лиственному хозяйству - 2 220 куб. м: сплошные рубки - 2 220 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 0 куб. м, по лиственному хозяйству - 2 220 куб. м; выборочные рубки - 1 200 куб. м, в том числе по лиственному хозяйству - 0 куб. м; рубки ухода - 0 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 0 куб. м, по лиственному хозяйству - 0 куб. м.
По результатам ее рассмотрения Управление лесничества направило обществу извещение от 22.12.2020 N 215 об отказе в приемке лесной декларации, который мотивирован несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов. Отмечено, что в лесосеках кварталов N 122, 144 и 140 Шожемского участкового лесничества проектом освоения лесов при добровольно-выборочной рубке предусмотрено назначение насаждения в рубке при полноте насаждений 0,6 и более.
Не согласившись с этим, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным Кодексом (часть 8).
В статье 26 указанного Кодекса определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в том числе лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 этого Порядка).
В силу пункта 3 Порядка N 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В пункте 6 названного Порядка установлено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа.
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.11.1 Регламента одним из оснований для отказа в приеме лесных деклараций является несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
В рассматриваемом случае согласно представленному в материалы дела проекту освоения лесов по договору аренды от 13.12.2007 N 133 в таблице "Ведомость лесотаксационных выделов, назначаемых в рубку" предусмотрена заготовка древесины - проведение выборочных рубок, в том числе в квартале 122 (выдел 41), в квартале 140 (выдел 29), в квартале 144 (выдел 32) Шожемского участкового лесничества Няндомского лесничества.
При этом данная таблица содержат примечание напротив указанных участков, в силу которого насаждение может быть назначено в рубку после того, как достигнет полноты 0,6 и более.
Однако согласно материалам лесоустройства 2012 года полнота насаждений в квартале 140 (выдел 29) составляет - 0,5, в квартале 122 (выдел 41) и в квартале 144 (выдел 32) - 0,4.
В соответствии с пунктом 3.4.1 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Согласно пункту 3.4.3 договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Проект освоения лесов по лесным участкам, переданным в аренду обществу по договору от 13.12.2007, с учетом подписанных сторонами соответствующих соглашений о внесении изменений и дополнений, для заготовки древесины в Няндомском лесничестве Архангельской области, разработан в 2019 году, получил положительное заключение государственной экспертизы от 21.02.2019 N 132, утвержден распоряжением Министерства от 21.02.2019 N 166р.
В период подачи обществом спорной лесной декларации действовали Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), согласно пункту 33 которых заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 34 Правил с учетом объема вырубаемой древесины за один прием (интенсивность рубки) выборочные рубки подразделяются на следующие виды: очень слабой интенсивности - объем вырубаемой древесины достигает 10 процентов от общего ее запаса, слабой интенсивности - 11-20 процентов, умеренной интенсивности - 21-30 процентов, умеренно высокой интенсивности - 31-40 процентов, высокой интенсивности - 41-50 процентов; очень высокой интенсивности - 51-70 процентов.
Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста. Ко второму ярусу относится часть деревьев древостоя, высота которых составляет от 0,5 до 0,8 высоты первого яруса. Отставшие в росте (старые) деревья первого яруса не относятся ко второму ярусу и подросту (пункт 35 Правил).
При добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5 (пункт 36 Правил).
Следовательно, при полноте насаждений на спорных участках 0,4 и 0,5 даже при минимальной интенсивности рубки в 10 % невозможно соблюсти нормативные показатели, установленные Правилами, и обеспечить полноту после проведения рубок не ниже 0,5.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным извещения от 22.12.2020 N 215 об отказе в приемке лесной декларации.
Все заявленные обществом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе общества аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2021 года по делу N А05-2963/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2963/2021
Истец: ООО "Няндома-Лес"
Ответчик: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Няндомское лесничество", Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области