г. Владивосток |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А51-534/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Брянский молочный комбинат",
апелляционное производство N 05АП-5027/2021
на решение от 15.06.2021
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-534/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Брянский молочный комбинат" (ИНН 3232000207, ОГРН 1023201060233)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН 2536153725, ОГРН 1052503032229)
о признании незаконными действий по размещению протокола лабораторных исследований N 5156 от 05.10.2020 в государственной автоматической системе контроля за оборотом подконтрольной продукции животного происхождения "Цербер" компонента "ВеТИС" (с учетом принятых судом уточнений),
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: Качесова Е.С. по доверенности от 24.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 1042);
от ОАО "Брянский молочный комбинат": не явилось, извещено,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянский молочный комбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - управление, Россельхознадзор) о признании незаконными действий по размещению протокола лабораторных исследований N 5156 от 05.10.2020 в государственной автоматической системе контроля за оборотом подконтрольной продукции животного происхождения "Цербер" компонента "ВеТИС" (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 15.06.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что представленные управлением в обоснование законности совершенных действий доказательства, содержали многочисленные нарушения. Ссылается на независимые протоколы лабораторных исследований, которые были отобраны из той же партии продукции и не содержали растительные масла и жиры. Полагает, что оспариваемые действия государственного органа создали возможность недобросовестной конкуренции путем дискредитации производителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Через канцелярию суда от управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, а от апеллянта поступили возражения на отзыв, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
17.08.2021 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 24.08.2021, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании до и после перерыва представитель управления поддержал свои возражения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительные пояснениям.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом оформлено ветеринарное свидетельство N 6423360459 от 12.08.2020 на продукцию "БМК молоко ультрапастеризованное 2,5% 1000 мл, TBA edge (гофра), 6 000 литров. Коробка (многооборотная) из общего фонда транспортировочного оборудования ЕС, Еврокоробка, 1 000 шт., Штука, 6 000 шт." в целях перевозки партии товара по ТТН N 159724 от 06.08.2020 в адрес грузополучателя ООО "Сахалинснабцентр".
В рамках выполнения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, являющегося средством государственного контроля (надзора) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственным инспектором Россельхознадзором на территории ПАО "Корсаковский морской торговый порт 14.09.2020 проведен отбор проб (образцов) продукции, сопровождаемой ветеринарным свидетельством N 6423360459 от 12.08.2020 (акт отбора проб (образцов) от 14.09.2020 N 1896232).
15.09.2020 отобранная проба - молоко ультрапастеризованное с массовой долей жира 2,5%, ГОСТ 31450-2013 доставлена в испытательную лабораторию Сахалинского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" для проведения исследования жирно-кислотного состава, наличия растительных жиров и масел.
Согласно протоколу испытаний от 30.09.2020 N 5156 в исследованной партии обнаружен брассикастерин, наличие которого нормативом не предусмотрено.
Поскольку при оформлении протокола от 30.09.2020 N 5156 в нем отсутствовала информация о том, на соответствие каким требованиям проводились исследования (отсутствовала ссылка на ТР ТС 021/2011 - Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и на ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое Технические условия") лабораторией оформлен протокол испытаний от 05.10.2020 N 5156 взамен протокола испытаний от 30.09.2020 N 5156, о чем сделана отметка в новом протоколе.
При оформлении протоколов от 30.09.2020 N 5156 и от 05.10.2020 N 5156 лабораторией не было указание о времени поступления пробы, в связи с чем 26.10.2020 оформлен протокол испытаний от 05.10.2020 N 5156, взамен протокола испытаний от 05.10.2020 N 5156.
Указанный протокол внесен в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии в компонент "Цербер".
Не согласившись с данными действиями, считая их незаконными, нарушающими права общества в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на недостатки протокола испытаний от 05.10.2020 N 5156, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого последним отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу части 2 статьи 3 указанного закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно пункту 1 статьи 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" изготовители, продавцы обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании пункта 7, 43 Технического регламента таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - TP ТС 033/2013) молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов таможенного союза, действие которых на них распространяется. Технологические процессы, применяемые при производстве молока и молочной продукции, должны обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 (далее - TP ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента согласно пункту 66, 67 TP ТС 033/2013.
В силу пункта 1 части 4.1 статьи 4 TP ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с пунктом 5 ТР ТС 033/2013 "молоко" - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него; "молокосодержащий продукт" - продукт переработки молока, произведенный на основе молока, и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов (за исключением жиров немолочного происхождения, вводимых в состав как самостоятельный ингредиент и (или) немолочных белков, используемых для замены молочного белка), которые добавляются не в целях замены составных частей молока, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20 процентов. Не допускается использование побочных продуктов переработки молока, полученных при производстве молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира; "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира" - продукт переработки молока, произведенный из молока, и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, по технологии производства молочного продукта или молочного составного продукта с замещением молочного жира в количестве не более 50 процентов от жировой фазы исключительно заменителем молочного жира и допускающей использование белка немолочного происхождения не в целях замены молочного белка, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20 процентов.
Из материалов дела следует, что продукция общества заявлена как молоко.
Между тем, в ходе лабораторных исследований выявлено содержание в продукции брассикастерина, что свидетельствует о добавлении в него растительных жиров, следовательно, данная продукция по смыслу ТР ТС 033/2013 не является молоком.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1, Закон о ветеринарии) Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях:
обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;
оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;
оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;
регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;
обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Согласно Приказ Россельхознадзора от 30.01.2018 N 53 утверждены "Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии" (далее -Методические указания).
В соответствии пункту 1.2.6. Методических указаний "Цербер", предназначенный для осуществления контроля и ведения учета юридически значимых действий в области ветеринарного надзора путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах, и формирования соответствующих документов и для поддержания базы данных об объектах ветеринарного надзора, где осуществляются производство (содержание), хранение, перемещение и оборот подконтрольных товаров.
Согласно пункту 1.3. Методических указаний ВетИС (информационная система) должен обеспечивать выполнение следующих действий:
прослеживаемость подконтрольных товаров;
оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме;
оформление в электронном виде разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;
регистрация данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;
обеспечение иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
сбор, обработка и хранение информации о предметах ветеринарного надзора (субъекты, объекты, процессы) и государственного контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения;
мониторинг основных отраслевых показателей и уведомление о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы;
информационное обеспечение оказания ветеринарных услуг и иных задач в сфере ветеринарии.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1140 (далее - Правила N 1140) данные правила устанавливают порядок создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее -информационная система), обеспечения доступа физических и юридических лиц к информации, содержащейся в информационной системе, внесения информации в нее, получения информации из нее, регистрации физических и юридических лиц в ней.
Согласно пункту 2 Правил N 1140 информационная система создается в целях:
а) обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;
б) оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;
в) оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;
г) регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;
д) обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
На основании пункта 3 Правил N 1140 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является оператором информационной системы, осуществляет деятельность по ее созданию, развитию и эксплуатации, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение информации, содержащейся в ее базах данных, а также предоставление этой информации заинтересованным лицам.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1140 в информационной системе подлежит размещению информация, указанная в пункте 3 статьи 4.1 Закона о ветеринарии, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил N 1140 субъекты информационной системы, физические и юридические лица, включая лаборатории (испытательные центры), входящие в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, иные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в национальной системе аккредитации, аттестованные специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, представляют в обязательном порядке информацию в информационную систему, в том числе необходимую для целей осуществления вывоза с территории Российской Федерации подконтрольных товаров, включая информацию об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов, о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований подконтрольных товаров, и получают информацию из нее. Порядок представления информации в информационную систему и получения информации из нее устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
На основании пунктов 7 - 9 Правил N 1140 доступ к информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается оператором информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
Доступ субъектов информационной системы и иных заинтересованных лиц, указанных в пункте 6 указанных Правил, к информации, содержащейся в информационной системе, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Доступ к информации, размещенной в форме открытых данных, осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 7.1 статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Информация, содержащаяся в информационной системе, предоставляется на безвозмездной основе.
С учетом вышеизложенных норм, размещение протокола испытаний от 05.10.2020 N 5156 в информационной системе являлось не правом, а обязанностью управления, поскольку данный протокол испытаний явился результатом отбора проб в рамках выполнения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, являющегося средством государственного контроля (надзора) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Довод апелляционной жалобы о том, что протоколы испытаний содержат существенные недостатки, а именно: при оформлении протокола от 30.09.2020 N 5156 в нем отсутствовала информация о том, на соответствие каким требованиям проводились исследования (отсутствовала ссылка на ТР ТС 021/2011 - Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и на ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое Технические условия"), в протоколах испытаний от 30.09.2020 N 5156 и от 05.10.2020 N 5156 лабораторией не было указано о времени поступления пробы, что по мнению общества не должно признаваться допустимым доказательством, коллегией отклоняется, поскольку все недостатки указанных протоколов были оформлены новыми протоколами, о чем имеются соответствующие отметки.
Кроме того, данные действия в части внесения изменений в протоколы от 30.09.2020, от 05.10.2020 не могли повлиять на результаты проведенных ранее испытаний.
Размещенные протоколы не относятся к информации, размещенной в информационной системе в форме открытых данных.
К открытым данным при положительных результатах лабораторных исследований относится информация о введении режимов Усиленный лабораторный контроль или Временные ограничения.
В соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, Управлением Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям издан приказ от 02.12.2020 N 706 "Об обеспечении режима усиленного лабораторного контроля" в отношении ОАО "Брянский молочный комбинат".
Приказ от 02.12.2020 N 706 Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям обществом не оспорен.
Режим усиленного лабораторного контроля был снят с общества 01.03.2021 после получения ряда лабораторных исследований с отрицательным результатом по показателю "брассикастерин".
При этом следует отменить, что 17.05.2021 Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-12500/2020 общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 350000 рублей за нарушение технических регламентов на том основании, что при выполнении государственного ветеринарного лабораторного мониторинга в нескольких субъектах, в том числе в спорной ситуации, в пищевой продукции общества обнаружены растительные масла и жиры на растительной основе, в том числе и брассикастерин.
Из чего следует, что само по себе размещение спорного протокола в информационной системе соответствует закону не могло нарушить права и законные интересы общества в экономической сфере.
Утверждение заявителя, что действия управления создали возможность недобросовестной конкуренции путем дискредитации производителя, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку управление при размещении спорного протокола, действовало исключительно на основании требований закона, не преследуя цель каким либо образом дискредитировать общество, информация была размещена на информационном ресурсе, созданном в соответствии с Законом N 4979-1 и исключительно в рамках и объемах действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемые действия по размещению протокола лабораторных исследований N 5156 от 05.10.2020 в государственной автоматической системе контроля за оборотом подконтрольной продукции животного происхождения "Цербер" компонента "ВеТИС" соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
Заявленные доводы свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2021 по делу N А51-534/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Брянский молочный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по платежному поручению N 253 от 02.07.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-534/2021
Истец: ОАО "БРЯНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области