г. Киров |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А28-2093/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2021 по делу N А28-2093/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" (ИНН 4345420081, ОГРН 1154350000936)
к административной комиссии Октябрьского района муниципального образования "город Киров"
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Актов-Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского района муниципального образования "город Киров" (далее - ответчик, Комиссия, административный орган) от 09.02.2021 N 17 в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" (далее - Закон N 200-ЗО) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2021 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления Общества отказано.
25.05.2021 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Актив-Комфорт" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
По мнению Общества, при проведении проверки орган муниципального контроля должен был руководствоваться постановлением администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3063-п "Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования "Город Киров" юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями" и направить в адрес управляющей организации предостережение, чего сделано не было. По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел, что факт надлежащего исполнения Обществом своих обязанностей подтверждён актами оказанных услуг. Также из апелляционной жалобы следует, что в материалах дела отсутствуют факты, свидетельствующие о создании угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения принадлежащего гражданам или юридическим лицам имущества в результате выполнения Обществом работ по очистке кровли многоквартирного дома от снега, наледи и снежных свесов.
Комиссия письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Актив-Комфорт" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1154350000936.
ООО "Актив-Комфорт" осуществляет управление многоквартирным домом N 12 по ул. Менделеева г. Кирова (далее - МКД N 12) на основании договора управления многоквартирным домом от 16.10.2018 N 124/2018.
В ходе планового (рейдового) осмотра (обследования) объектов благоустройства на территории Октябрьского района г. Кирова на основании планового (рейдового) задания, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации города Кирова, начальника территориального управления по Октябрьскому району от 01.02.2021 N 52 выявлено, что по адресу г. Киров, ул. Менделеева, дом 12 01.02.2021 в 11 час. 40 минут допущено образование свеса снега с кровли, чем нарушен абзац 12 пункта 5.1 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 (далее - Правила N 19/41). По результатам осмотра составлен акт от 01.02.2021 б/н с приложением фотоматериалов.
Извещение о явке для составления протокола об административном правонарушении направлено заявителю 01.02.2021, получено заявителем 02.02.2021.
05.02.2021 ведущий специалист отдела развития и содержания территорий территориального управления администрации города Кирова по Октябрьскому району с участием представителя по доверенности ООО "Актив-Комфорт" Гагаринской Л.Л. составил в отношении организации протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО по факту нарушения пункта абзаца 12 пункта 5.1 Правил N 19/41, с извещением о приглашении ООО "Актив-Комфорт" на заседание административной комиссии 09.02.2021 в 15 час. 00 мин.
09.02.2021 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении Комиссия с участием представителя заявителя по доверенности Пойловой Е.С. вынесла постановление N 17 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Актив-Комфорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, признав оспариваемое постановление законным и обоснованным, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из положений статей 1.1, 1.3, 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) следует, что административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации. Дела о таких правонарушениях возбуждаются уполномоченными должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22.1, часть 6 статьи 22.2, часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных правилами благоустройства требований по очистке крыш и элементов фасадов зданий (включая жилые, в том числе многоквартирные, дома) и сооружений от снега и наледи, а также требований по обеспечению мер безопасности при осуществлении указанных работ, повлекшее за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, повреждения принадлежащего гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе автотранспортных средств, вывесок, рекламных конструкций и др.).
Решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров".
Согласно пункту 1.2 Правил N 19/41 требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории муниципального образования "Город Киров".
В соответствии с пунктом 1.4 Правил N 19/41 контроль за выполнением требований Правил осуществляет администрация города Кирова (ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы в пределах своей компетенции).
Абзацем 12 пункта 5.1 Правил N 19/41 установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах, организации, осуществляющие деятельность по управлению и обслуживанию объектов недвижимости (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы), арендаторы нежилых помещений (при наличии обязанностей в условиях договоров аренды), граждане, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома, собственники зданий, строений, сооружений обязаны не допускать образование сосулек на кровле и конструктивных элементах фасада здания, свесов снега, наледи с кровель и козырьков зданий.
Таким образом, на Общество как управляющую организацию возложена обязанность по соблюдению требований Правил N 19/41 и принятию мер по недопущению образования снежно-ледяных масс (снег, сосульки, наледь) на кровле и конструктивных элементах фасада МКД N 12.
Вышеназванная обязанность заявителем не исполнена. Крыша указанного дома по состоянию на 01.02.2021 11 час. 40 мин. находилась в ненадлежащем состоянии, Обществом допущено образование снежно-ледяных масс на кровле здания, свесов снега с кровли здания МКД N 12.
Факт наличия данного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе актом от 01.02.2021 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2021, и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства в сфере благоустройства, по надлежащей очистке кровли и элементов фасада дома от снежно-ледяных масс и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО.
Рассматриваемое административное правонарушение было выявлено административным органом в ходе планового (рейдового) осмотра территории Октябрьского района г. Кирова.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановый (рейдовый) осмотр территории является самостоятельным мероприятием по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие контрольно-надзорного органа с юридическими лицами.
Порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров регламентирован статьей 13.2 указанного Закона. Такие осмотры проводятся уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорных органов в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Как следует из материалов дела, 01.02.2021 заместителем главы администрации г. Кирова, начальником территориального управления по Октябрьскому району издано распоряжение N 52 об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра территории Октябрьского района г. Кирова, в том числе объектов благоустройства по адресу: ул. Менделеева, д. 12. По результатам осмотра составлен акт от 01.02.2021.
Таким образом, ответчиком проведены мероприятия с соблюдением требований, установленных вышеприведенными нормами указанного Закона N 294-ФЗ.
Данные, полученные административным органом в ходе проведения мероприятий по контролю, являются достаточными для возбуждения на основании положений пункта 1 части статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ненаправление Комиссией в адрес ООО "Актив-Комфорт" в порядке пункта 3.10.4 Постановления администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3063-п предостережения не исключает в деянии заявителя события вмененного правонарушения.
Так, Правила N 19/41 обязывают ответственных субъектов, в том числе управляющие организации, в принципе не допускать образование снежно-ледяных масс на кровле и конструктивных элементах фасада зданий, а при выявлении снега и наледи - выполнить работы по очистке в течение 1 рабочего дня с момента выявления в целях исключения возможности причинения вреда. Конструкция нормы пункта 5.1 Правил N 19/41 направлена на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение сохранности имущества.
Соответственно, обязанный субъект должен организовать контроль таким образом, чтобы обеспечить соблюдение рассматриваемых норм, не допускать образование сосулек на кровле и конструктивных элементах фасада здания, своевременно выявлять их, исключив возможность причинения вреда вне зависимости от получения юридическим лицом предостережения.
Обратный подход позволяет обязанному субъекту не принимать каких-либо мер, направленных на обеспечение надлежащего содержания находящихся в его зоне ответственности объектов, ожидая получения соответствующего уведомления контрольно-надзорных органов.
Выполнение работ по очистке кровли от снега и наледи 25.01.2021 не опровергает наличие выявленного на момент осмотра нарушения. Факта непосредственного обнаружения специалистом территориального управления администрации г. Кирова по Октябрьскому району нарушения Обществом пункта 12 статьи 5.1 Правил благоустройства достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении и, с учетом, представленных в дело доказательств, привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО.
Устранение выявленных нарушений не исключает наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей имевшей место на момент совершения административного правонарушения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенные нарушения отсутствуют. Постановление вынесено в пределах давностного срока.
Основания для освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлены, на наличие таковых ООО "Актив-Комфорт" в жалобе не ссылается.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Достаточных и надлежащих доказательств обратного в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Назначенное Обществу наказание (в минимальном размере санкции статьи) соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного штрафа в деле не имеется.
Таким образом, апелляционный суд находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2021 (резолютивная часть от 12.05.2021) по делу N А28-2093/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2021 по делу N А28-2093/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2093/2021
Истец: ООО "Актив-Комфорт"
Ответчик: Административная комиссия администрации МО "город Киров"