г. Саратов |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А57-18068/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 июня 2021 года по делу N А57-18068/2020
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Байрамову Руслану Видадиевичу (ИГРНИП 318645100010164, ИНН 644927323610),
о взыскании денежных средств в размере 1 500 000,00 руб.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, истец) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Байрамову Руслану Видадиевичу (далее - ИП Глава КФХ Байрамов Р.В., ответчик) с исковым заявлением о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта на поддержку начинающих фермеров, в размере 1 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.06.2021 в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального права.
Ответчик не представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П "Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области" данное Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер в том числе, в области поддержки начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации целевых программ.
Министерство согласно закону об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство", предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" (пункт 2 приложения к постановлению Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства).
В 2018 году Министерство осуществляло реализацию мероприятий в рамках постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", постановления Правительства Саратовской области от 31.03.2016 N 137-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 11-П", постановления Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П "Об утверждении Положения о порядке определения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2014 - 2020 годы".
Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Министерство, которое создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
На заседании комиссии по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", был рассмотрен проект ИП Главы КФХ Байрамова Р.В. по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно бизнес-плану проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках мероприятий по поддержке начинающих фермеров цель настоящего проекта заключалась в развитии созданного крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Энгельсского района на основе организации высокотехнологического производства с использованием системы капельного орошения для производства качественной продукции растениеводства (чеснока), создания рабочих мест и расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Период реализации проекта составил 2018-2020 годы.
По плану расходов по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства для реализации данного проекта из средств гранта потребовалось 1 500 000 руб.
По итогам конкурса ИП глава КФХ Байрамов Р.В. стал участником мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
24.04.2018 между ИП главой КФХ Байрамовым Р.В. и Министерством было заключено Соглашение N 3 о предоставлении субсидий на поддержку начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы" в размере 1 500 000 руб.
04.05.2018 было заключено дополнительное соглашение к Соглашению в связи с дополнением пункта 3 подпунктом 3.3.
27.04.2018 на лицевой счет ИП главы КФХ Байрамова Р.В. были перечислены денежные средства в виде гранта, что подтверждается платежным поручением N 757258 от 27.04.2018 на сумму 1 500 000 руб.
Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 31.03.2016 N 137-П установлено, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета при условии заключения соглашения между министерством и получателем субсидии о предоставлении субсидии по форме, установленной министерством, и в сроки, определенные министерством.
Начинающий фермер обязан соблюдать цели и условия предоставления гранта, установленные Положением о предоставлении субсидии и иными нормативными правовым актами, регламентирующими вопросы предоставления гранта.
Одним из условий по соблюдению условий предоставления гранта является обязательство получателя гранта по использованию предоставленных средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области (подпункт "ж" пункта 5 постановления Правительства Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П).
В случае установления информации о факте нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных правилами предоставления субсидии и Соглашением, министерство сельского хозяйства области в обязательном порядке направляет получателю гранта требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.1.7. Соглашения).
При получении такого требования получатель субсидии обязуется вернуть данные средства субсидии по форме в соответствии с приложением N 5 к настоящему Соглашению (пункты 4.3.9., 4.3.10. Соглашения).
Как указано в исковом заявлении, при документарной проверке отчетности Министерством выявлено, что по состоянию на ноябрь 2019 года ИП Глава КФХ Байрамов Р.В. при приобретении сельскохозяйственной техники освоил 1 488 277,8 руб.
Кроме того, в 2019 году Министерством письмом от 07.11.2019 N 01-01-29-7302 был сделан запрос в Управление федерального казначейства по Саратовской области о предоставлении информации о наличии средств гранта на лицевом счете Байрамова Р.В. по состоянию на 01.11.2019.
Управление федерального казначейства по Саратовской области подтвердило, что по состоянию на 01.11.2019 на лицевом счете Байрамова Р.В. имеются средства субсидии в размере 11 722,2 руб., которые не были освоены в результате сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, по мнению истца, ответчиком нарушены условия предоставления гранта, поскольку он вышел за пределы допустимого 18-месячного срока реализации средств субсидии.
27.11.2019 Министерством было принято решение о возврате гранта, выраженное в форме приказа N 318-пр.
В письме от 28.11.2019 N 01-01-29-77В, содержащем требование о возврате средств субсидии, предусмотрен срок возврата указанных денежных средств в течение 90 дней со дня получения настоящего требования.
18.12.2019 Министерство направило данное письмо в адрес ответчика.
Согласно сведениям с официального сайта "Почта России" указанное требование было получено адресатом 31.12.2019.
До настоящего времени денежные средства, полученные в виде субсидий в размере 1 500 000 рублей, не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.2.23 соглашения в случае нарушения целей и (или) условий предоставления гранта и (или) помощи начинающий фермер возвращает в установленном порядке полученный грант и (или) помощь.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в 27.04.2018 на лицевой счет предпринимателя перечислены денежные средства в размере 1 500 000 руб.
Срок использования средств гранта составлял 18 месяцев, то есть до 27.10.2019.
Однако в связи с подозрением в совершении преступления Байрамову Р.В. с 24.07.2019 была избрана мера пресечения - содержание под стражей. С указанного времени последний находился в ФКУ Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Саратовской области.
3.09.2020 Саратовским областным судом в отношении Байрамова Р.В. был вынесен приговор, в соответствии с которым последний был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а", "в" части 3 статьи 158 УК РФ, пунктам "б, в" части 4 статьи 162 УК РФ, пунктом "з" части 2 статьи 105 УК РФ. С даты вынесения приговора и до момента вступления его в законную силу в отношении Байрамова Р.В. была оставлена прежняя мера пресечения - содержание под стражей.
С даты вступления приговора в законную силу и до настоящего времени Байрамов Р.В. отбывает наказание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области.
Таким образом, в связи с нахождением под стражей Байрамов Р.В. с 24.07.2019 не имел возможности распоряжаться денежными средствами, имеющимися на его лицевом счёте.
16.12.2019 Байрамовым Видади Бабой Оглы в адрес Министерства было подано ходатайство с информацией о том, что Байрамов Р.В. находится под следствием, но, несмотря на указанный факт, хозяйство продолжает функционировать, оставшаяся сумма гранта в размере 11 722 руб. будет освоена в соответствии с заключенным соглашением после получения доверенности на оперативное управление.
В настоящее время ИП Глава КФХ Байрамов Р.В. является действующим хозяйствующим субъектом, что подтверждается выпиской ЕГРИП, трудовыми договорами и приказами о приеме на работу.
В материалы дела также представлена отчетная документация об использовании гранта и предоставлены первичные документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств. Данные отчеты приняты и согласованы должностными лицами истца. Претензий со стороны истца о порядке использования указанных денежных средств за весь период не поступало.
Между тем, истцом о нецелевом использовании ответчиком средств гранта не заявляется. Истец ссылается на иные нарушения ответчиком условий Соглашения, не связанные с нецелевым использованием гранта.
В материалах дела имеются договоры купли-продажи, товарные накладные, счета-фактуры, счета на оплату, платежные поручения на общую сумму 1 653 642 рублей, подтверждающие факт надлежащего исполнения взятых на себя обязательств со стороны ответчика и целевое расходование средств гранта.
Кроме того, исходя из пункта 4.3.10 Соглашения N 3 от 24.04.2018, истец вправе забрать неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета в случае отсутствия решения Министерства о наличии потребности в направлении не использованного остатка субсидии на цели, указанные в разделе 1 заключенного Соглашения. Подобное решение Министерством не выносилось.
Согласно пункту 6.2. Соглашения N 3 от 24.04.2018 оно вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Таким образом, Соглашение является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано.
Руководствуясь вышеприведенными нормам, с учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о возврате средств гранта, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон по которому не прекратились, являются необоснованными, находящийся в настоящее время на лицевом счете Байрамова Р.В. остаток денежных средств в размере 11 722,2 руб. истец может обратить в свою пользу во внесудебном порядке без предъявления каких-либо требований и заявления штрафных санкций.
Исходя из смысла положений статей 78, 306.4 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
О нецелевом использовании ответчиком средств гранта министерство не заявляло.
В рассматриваемом деле условия предоставления субсидии сторонами выполнены, цель предоставления субсидии - грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции неправомерно ссылается на постановление Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П апелляционная коллегия отклоняет, поскольку указанное постановление, вопреки мнению Министерства, являются действующим. В обжалуемом акте отсутствуют ссылку на пункты постановления от 06.03.2015 N 111-П, которые утратили силу.
Утверждение апеллянта о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, надлежащими доказательствами не подтверждено. Данный довод основан на субъективной позиции Министерства в отсутствие ссылок на нормы закона.
Кроме того, апеллянт ошибочно считает, что соглашением о предоставлении субсидии могут устанавливаться дополнительные условия предоставления субсидии (гранта), не предусмотренные положением о предоставлении субсидии, и невыполнение этих условий может явиться основанием для возврата гранта.
Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств в области сельского хозяйства, заключает соглашение с получателем гранта, которое не должно противоречить действующему законодательству, в том числе, и относительно оснований для возврата субсидий, что в данном случае не установлено.
Довод истца относительно прекращения действия соглашения рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная коллегия соглашается с вывода суда в данной части.
Таким образом, учитывая тот факт, что предпринимателем условия предоставления субсидии выполнены в полном объёме, цель предоставления субсидии - грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Таким образом, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ Министерство не доказало наличие обстоятельств, которые могут служить основанием для возврата ответчиком предоставленного гранта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика денежных средств, полученных в виде гранта на поддержку начинающих фермеров, в размере 1 500 000 руб., в связи с чем считает, что в удовлетворении иска отказано правомерно.
Апелляционная коллегия считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
В силу положений статьи 270 АПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 июня 2021 года по делу N А57-18068/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18068/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Байрамов Р.В., ИП Глава КФХ Байрамов Руслан Видадиевич
Третье лицо: ИП Байрамов представитель Реш Александр Александрович, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области, УФК по Саратовской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по СО