г. Санкт-Петербург |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А56-23464/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Иванов Н.А., по доверенности от 29.04.2021; Киянов Т.Г., по доверенности от 12.05.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21448/2021) общества с ограниченной ответственностью "Комбинат "Тярлевский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2021 по делу N А56-23464/2021, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям
к общество с ограниченной ответственностью "Комбинат "Тярлевский"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комбинат "Тярлевский" (далее - заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2021 ООО "Комбинат "Тярлевский" (ИНН 7820055909, ОГРН 1177847016291, КПП 782001001, адрес: 196625, г. Санкт-Петербург, п. Тярлево, Московское ш., д.22-24, стр. лит.А, пом.1-Н) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 100 000 рублей штрафа.
Не согласившись с решением суда от 31.05.2021 Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что является субъектом малого и среднего предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, в связи с чем имеются основания для замены штрафа на предупреждение.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе анализа внесенных данных в информационную систему Меркурий (далее - ИС "Меркурий") - компонент Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС ВетИС), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1140 "О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии" старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Кияновым Т.Г. установлено, что общество ООО "Комбинат "Тярлевский", осуществляющее деятельность по адресу: 196625, г. Санкт-Петербург, п. Тярлево, Московское ш., д. 22-24, стр. лит. А, пом. 1-Н оформлен ветеринарный сопроводительный документ (далее - ВСД) N 7417800961 от 02.11.2020 на пищевую молочную продукцию, входящую в перечень подконтрольной продукции, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами", а именно: "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %" (далее - продукция), общей массой 936 кг; дата выработки продукции: 01.11.2020; срок годности: до 15.11.2020; производитель: ООО "Комбинат "Тярлевский".
Согласно сведениям ИС Меркурий партия продукции выработана на основе транзакции "переработка/производство" N 2675105994 от 02.11.2020 01:03:56 МСК, в которой в качестве используемого сырья указана пищевая молочная продукция:
- "творог с м.д.ж. 5% - 774 кг", поступившая в адрес ООО "Комбинат "Тярлевский" по ВСД N 7417766177 от 02.11.2020. Производителем данной продукции являлся: ООО "Молочный завод "Ляды" (181008, Псковская область, Плюсский район, с. Ляды, ул. Советская, д. 33), дата изготовления: 30.10.2020, годен до: 02.11.2020, цель оформления ВСД: реализация в пищу людям. ВСД N 7417766177 от 02.11.2020 погашен 02.11.2020 01:01 МСК уполномоченным (должностным) лицом ООО "Комбинат "Тярлевский" Жуковым Дмитрием Владимировичем. Таким образом, указанная продукция на момент поступления на предприятие ООО "Комбинат "Тярлевский" имела истекший срок годности;
- "творог, масса 5 кг - 5 кг", поступившая в адрес ООО "Комбинат "Тярлевский" по ВСД N 7281159566 от 21.10.2020. Производителем данной продукции являлся: ОАО "Бологовский Молочный Завод" (Российская Федерация, Тверская обл., Бологовский район, г. Бологое, 3-я Пролетарская ул., д. 12а), дата изготовления: 12.10.2020 00:00, годен до: 21.10.2020 23:00. ВСД N 7281159566 от 21.10.2020 погашен 21.10.2020 14:35 МСК уполномоченным (должностным) лицом ООО "Комбинат "Тярлевский" Жуковым Дмитрием Владимировичем. Таким образом, указанная продукция на момент использования в качестве сырья на предприятии ООО "Комбинат "Тярлевский" имела истекший срок годности;
- "творог м.д.ж 5% (ведро 10 кг) - 157 кг", поступившая в адрес ООО "Комбинат "Тярлевский" по ВСД N 7350178299 от 27.10.2020. Производителем данной продукции являлся: ОАО "Бологовский Молочный Завод" (Российская Федерация, Тверская обл., Бологовский район, г. Бологое, 3-я Пролетарская ул., д. 12а), дата изготовления: 26.10.2020 00:00, годен до: 04.11.2020:23. ВСД N 7350178299 от 27.10.2020 погашен 27.10.2020 08:18 МСК уполномоченным (должностным) лицом ООО "Комбинат "Тярлевский" Жуковым Дмитрием Владимировичем.
Вместе с тем, согласно сведениям из официального реестра деклараций о соответствии, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, ООО "Комбинат "Тярлевский" имеет декларации о соответствии на вырабатываемую пищевую молочную продукцию:
- ЕАЭС N RU Д-БШ.АН03.В.16426/19 от 11.11.2019;
- ЕАЭС N RU Д-БШ.НВ32.В.09500/20 от 22.06.2020;
- ЕАЭС N RU Д-БШ.РД04.В.05785/20 от 28.02.2020.
Согласно сведениям из данных деклараций о соответствии, ООО "Комбинат "Тярлевский" выпускает пищевую молочную продукцию в соответствии с документом "ГОСТ 31453-2013 "Творог.Технические условия" (далее - ГОСТ 31453-2013).
Согласно п. 5.2, п. 5.2.1 ГОСТ 31453-2013 установлены требования к сырью:
Для изготовления продукта применяют следующее сырье:
- молоко коровье сырое по ГОСТ 31449 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- молоко обезжиренное - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- сливки - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- молоко цельное сухое по ГОСТ 4495 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- молоко сухое обезжиренное по ГОСТ 10970 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- сливки сухие по ГОСТ 1349 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- закваски и бакконцентраты для творога, состоящие из лактококков или лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- препараты ферментные по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- кальций хлористый по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- вода питьевая (для продукта из восстановленного молока) по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт.
Согласно сведениям ИС Меркурий в адрес ООО "Комбинат "Тярлевский" не оформлялись ВСД на пищевую молочную продукцию, которая допускается для использования при производстве (изготовлении, переработке) творога согласно требованиям ГОСТ 31453-2013.
В связи с выявленными в ИС Меркурий несоответствиями при производстве (изготовлении, переработке) ООО "Комбинат "Тярлевский" пищевой молочной продукции "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг; дата выработки продукции: 01.11.2020 требованиям технической документации, а именно ГОСТ 31453-2013, Кияновым Т.Г. - старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления 21.01.2021 вынесено определение N 01/21-011 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО "Комбинат "Тярлевский", а также 21.01.2021 Кияновым Т.Г. - старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 01/21-011, в котором истребованы сведения в соответствии с какой технической документацией ООО "Комбинат "Тярлевский" произвело (изготовило, переработало) пищевую молочную продукцию "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", а также копии маркировочных этикеток на пищевую молочную указанную пищевую молочную продукцию.
ООО "Комбинат "Тярлевский" представило письменные пояснения, в которых содержатся сведения о том производстве (изготовлении, переработке) пищевой молочной продукции "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг; дата выработки продукции: 01.11.2020 в соответствии с технологической инструкцией к производству творога фасованного (ТИ 10.51.4-01-06371507-2018) от 10.01.2019.
Согласно данной инструкции, ООО "Комбинат "Тярлевский" осуществляет фасовку пищевой молочной продукции (творога) в потребительскую упаковку.
Согласно п. 2.1 ТИ 10.51.4-01-06371507-2018 от 10.01.2019 для изготовления продукта (творога) применяют сырье и материалы:
- творог по ГОСТ 31453 и импортного производства.
Согласно п. 4 ТИ 10.51.4-01-06371507-2018 от 10.01.2019 технологический процесс производства творога включает в себя:
- подготовку творога для фасовки;
- расфасовку творога в потребительскую тару;
- хранение творога.
Согласно п. 4.1 ТИ 10.51.4-01-06371507-2018 от 10.01.2019 при производстве пищевой молочной продукции (творога) при фасовании творога, творог растаривается и подается в шнековую камеру фасовочного оборудования.
Таким образом, ООО "Комбинат "Тярлевский" фактически осуществил фасовку пищевой молочной продукции "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг из пищевой молочной продукции.
Вместе с тем, ООО "Комбинат "Тярлевский" представлен макет маркировочной этикетки, на которую нанесена информация о том, что пищевая молочная продукция "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %" изготавливалась в соответствии с ГОСТ 31453-2013 "Творог.Технические условия".
Таким образом, ООО "Комбинат "Тярлевский" при производстве (изготовлении, переработке) пищевой молочной продукции, а именно "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг в качестве сырья использовало продукцию, которая не соответствует требованиям стандарта, в соответствии с которым изготовлена данная продукция, а именно ГОСТ 31453-2013 "Творог.Технические условия", а также не соответствовала требованиям нормативных правовых актов регламентирующих обращение и производство (изготовление, переработку) пищевой молочной продукции.
20.02.2021 Управлением составлен протокол от N ВВН-01/21-011 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть продавец.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Согласно статье 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (далее именуются - пищевая продукция), питания и здоровья населения.
При проведении мониторинга решаются, в частности, следующие задачи: сбор достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, изготавливаемой на российских предприятиях, ввозимой и выпускаемой в свободное обращение на территории Российской Федерации, а также находящейся в обороте, качестве питания и состоянии здоровья населения в связи с условиями и качеством питания и формирование соответствующих информационных фондов; системный анализ и оценка получаемой информации.
В соответствии с пунктом 6 Положения при осуществлении мониторинга используются, в том числе данные федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и иных государственных информационных систем, включающих сведения о пищевой продукции.
В случае с изготовлением ООО "Комбинат Тярлевский" пищевой молочной продукции "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг должно осуществляться в соответствии с технической документацией, а именно: "ГОСТ 31453-2013 "Творог.Технические условия".
Согласно части 3 статьи 18 N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели, и юридические лица обязаны соблюдать требования к пищевым продуктам в соответствии с законодательством Российской Федерации в части их маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно достоверной и полной информации о пищевых продуктах.
Согласно статье 26.1 29-ФЗ за нарушение N 29-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обращению пищевых продуктов, материалов и изделий либо оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон РФ "О ветеринарии") перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. Данный перечень утвержден приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами".
Согласно части 7 статьи 2.3 Закона РФ "О ветеринарии" форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (далее -приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589).
Согласно пункту 1 приложения 1 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 настоящие правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приложения 1 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 оформление ВСД осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Согласно пункту 5 приложения 1 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 оформление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием ФГИС. ВетИС, правила создания, развития и эксплуатации которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 1140.
Согласно пункту 1 приложения 2 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 ВСД оформляются в электронной форме с использованием ФГИС ВетИС.
Оформляемые ВСД в ФГИС ВетИС могут находиться в одном из следующих состояний:
"проект" - оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
"оформлен" - оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
"погашен" - оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
"аннулирован" - оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона о ветеринарии Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях:
- обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;
- оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;
- оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;
- регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;
- обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Согласно статье 23 Закона РФ "О ветеринарии" должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 35 Закона РФ "О ветеринарии" если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 021/2011 целями принятия настоящего технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.
Согласно части 3 статьи 1 TP ТС 021/2011 при применении TP ТС 021/2011 должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (далее -технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции), дополняющие и (или) уточняющие требования настоящего технического регламента.
Согласно части 4 статьи 1 TP ТС 021/2011 Технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции устанавливают:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования.
Согласно ст. 3 TP ТС 021/2011 объектами технического регулирования TP ТС 021/2011 являются:
1) пищевая продукция;
2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 4 TP ТС 021/2011 партия пищевой продукции - определенное количество пищевой продукции одного наименования, одинаково упакованной, произведенной (изготовленной) одним изготовителем по одному региональному (межгосударственному) стандарту или национальному стандарту, и (или) стандарту организации, и (или) иным документам изготовителя в определенный промежуток времени, сопровождаемое товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции;
- переработка (обработка) - тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов;
- пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Согласно части 4 статьи 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям TP ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 10 TP ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней TP ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 21 TP ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям TP ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится, в том числе в форме:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 23 TP ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения;
2) специализированной пищевой продукции;
3) уксуса.
Согласно статье 39 TP ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011).
Согласно статье 2 TP ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Согласно части 5 статьи 4.8 TP ТС 022/2011 продукты, упакованные не в месте их изготовления, должны содержать предусмотренную пунктом 1 части 4.8 настоящей статьи информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - TP ТС 033/2013) TP ТС 033/2013 распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях.
Согласно пункту 5 TP ТС 033/2013 "молочный продукт" - пищевой продукт, который произведен из молока и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, с добавлением или без добавления побочных продуктов переработки молока (за исключением побочных продуктов переработки молока, полученных при производстве молокосодержащих продуктов) без использования немолочного жира и немолочного белка и в составе которого могут содержаться функционально необходимые для переработки молока компоненты.
Согласно пункту 66 TP ТС 033/2013 молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011) и дополнительным требованиям TP ТС 033/2013.
Согласно пункту 99 TP ТС 033/2013 оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции требованиям TP ТС 033/2013 осуществляется, в том числе в форме декларирование соответствия.
Согласно сведениям ИС Меркурий ООО "Комбинат "Тярлевский" выпустило в обращение пищевую молочную продукцию, а именно: "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг по ВСД N 7417808788 от 02.11.2020. Получателем пищевой молочной продукции является ООО "Звезда Севера", ИНН: 7810616880, (196240, г. Санкт-Петербург, Предпортовая ул., д. 6, Лит. 3, Пом. 1Б. Указанный ВСД погашен 02.11.2020 01:05 уполномоченным (должностным лицом) Марковым Александром Евгеньевичем
Судом первой инстанции установлено что ООО "Комбинат "Тярлевский" 01.11.2020 по адресу: город Санкт-Петербург, поселок Тярлево, Московское шоссе, дом 22-24 литера а, пом. 1-н нарушило требования нормативных правовых актов в сфере обращение пищевой продукции, технической документации к сырью и произвело (изготовило, переработало) пищевую молочную продукцию из сырья с истекшим сроком годности. ООО "Комбинат "Тярлевский" нанесло на маркировочную этикетку сведения, не соответствующие действительности, а именно, что пищевая молочная продукция "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", произведена в соответствии с техническим документом "ГОСТ 31453-2013 "Творог.Технические условия", чем ввело потребителя (приобретателя) данной продукции в заблуждение. Информация, имеющаяся на маркировочной этикетке "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", не соответствовала критерию понятности.
02.11.2020 ООО "Комбинат "Тярлевский" выпустило в обращение пищевую молочную продукцию "творог "Баба Валя" м.д.ж. 5 %", общей массой 936 кг, не прошедшую оценку (подтверждение) соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза, действие которых распространяется на указанную пищевую молочную продукцию.
Факт совершения Обществом рассматриваемого административного правонарушения подтвержден материалами дела (протоколом об административном правонарушении, иными материалами административного дела).
Действия Общества правильно квалифицированы административным органом и судом первой инстанции по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Штраф назначен судом первой инстанции с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, соответствует требованиям соразмерности и индивидуализации наказания.
Исследовав вопрос о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для ее применения ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в силу которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку Общество нарушило требования нормативных правовых актов в сфере обращение пищевой продукции, технической документации к сырью и произвело (изготовило, переработало) пищевую молочную продукцию из сырья с истекшим сроком годности, в силу вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, то положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ к Обществу не могут быть применены.
В силу указанного необходимые основания для замены назначенного штрафа на предупреждение в настоящем случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2021 по делу N А56-23464/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23464/2021
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью Комбинат Тярлевский
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ