г. Киров |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А28-2009/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Малых Е.Г., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, ИНН 4345421582, ОГРН 1154350002641
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2021 по делу N А28-2009/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нагорские коммунальные системы" (ИНН 4319000362 ОГРН 1124303000447)
к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582 ОГРН 1154350002641),
о взыскании убытков в виде межтарифной разницы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нагорские коммунальные системы" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство ЖКХ, ответчик, заявитель) о взыскании 432 706 руб. убытков в виде межтарифной разницы за услуги теплоснабжения, оказанные в период с января по декабрь 2019 года (далее - Спорный период).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что предоставление субсидий на возмещение части недополученных доходов осуществляется в соответствии с Порядком N 144/146, носит заявительный характер. Необходимый пакет документов для внесения изменений в Перечень представлен истцом только 26.12.2019. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка конечный срок предоставления документов для получения субсидий за текущий финансовый год - 10 ноября текущего финансового года. На основании изложенного внесение изменений в Перечнь по тепловой энергии, поставляемой ответчиком от котельных, расположенных по ул. Советская, 169 и по ул. Школьная 4, не представлялось возможным, о чем Министерство сообщило ответчику письмом от 16.01.2019.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению на территории Нагорского городского поселения.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.11.2018 N 41/11-тэ-2019 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "Нагорские коммунальные системы", о долгосрочных параметрах регулирования" для истца установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2019 по 31.12.2023 для потребителей от котельных, расположенных по адресам: пгт. Нагорск, ул. Леушина, 21а, ул. Советская, д.89, д.153"в" с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 1646 руб./Гкал, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 2265,5 руб./Гкал; тариф на тепловую энергию, поставляемую для потребителей от котельных, расположенных по адресам: пгт. Нагорск, ул. Школьная, д.4, ул. Советская, д.169 с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 1975,2 руб./Гкал, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 2317,1 руб./Гкал.
Постановлением администрации Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области от 28.12.2018 N 338 утверждены стандарты уровня платежей для граждан на территории Нагорского городского поселения за теплоснабжение для категории домов "Многоквартирные и жилые дома 1-этажные, до 1999 г. постройки" на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 83,827244%.
13.09.2019 сторонами заключено соглашение N 347/в о предоставлении субсидий в 2019 году.
Постановлениями администрации Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области от 30.10.2019 N 179, N 180 в постановление N 338 внесены изменения стандарта уровня платежей для граждан на территории Нагорского района за тепловую энергию, который также установлен для категории домов "Многоквартирные и жилые дома". Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
На основании агентского договора от 05.09.2016 N R115-FA056/01-020/0168-2016, заключенного истцом (принципалом) с AO "ЭнергосбыТ Плюс" (агентом), агент производил начисление платы по услуге отопления потребителям многоквартирных домов от двух и более этажей без применения стандарта платежей; в декабре 2019 года расчет платы за коммунальную услугу был осуществлен в соответствии с Постановлениями от 30.10.2019 N 179, N 180, был произведен перерасчет населению платы по услуге отопления с применением стандарта уровня платежей за период с января по ноябрь 2019 года, после чего истец в декабре (26.12.2019) предоставил в Министерство пакет документов для получения субсидий и внесения изменений в перечень ресурсоснабжающих организаций, имеющих право на получение такой субсидий.
Министерство письмом от 16.01.2020 отказало ответчику в выплате субсидий за 2019 год, поскольку документы для получения субсидий предоставлены с нарушением срока, указанного в соглашении о предоставлении субсидий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии, в том числе, с основным принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пункту 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.
В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 был утвержден Порядок предоставления субсидий (далее - Порядок N 144/146).
Пунктом 2.2 Порядка N 144/146 предусмотрено, что ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2.3 Порядка N 144/146 определены условия предоставления ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг:
субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;
субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;
субсидии предоставляются при наличии соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - министерство строительства и ЖКХ) о предоставлении субсидий.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области", утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П, указанные функции переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (пункт 3.1.6.10).
Соответствие Общества установленным критериям и фактическое возникновение выпадающих доходов, вызванных межтарифной разницей, заявителем не оспаривается.
Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 N 156 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2023.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 13.09.2019 сторонами заключено соглашение N 347/в о предоставлении субсидий в 2019 году.
Расчеты за коммунальные услуги с населением, проживающим на территории Нагорского городского поселения Кировской области, истец в спорный период осуществлял в соответствии со стандартами уровня платежей, установленными решением органов местного самоуправления, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных РСТ по Кировской области.
Факт оказания истцом населению коммунальных услуг в спорный период подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Общество обеспечивало поставку тепловой энергии, выполняло функции теплоснабжающей организации, несло расходы в связи с этой деятельностью, следовательно, вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования соответствующих тарифов.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует ресурсоснабжающим организациям компенсацию выпадающих доходов.
Публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого истцом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Довод заявителя о том, что пакет документов для получения субсидий был предоставлен истцом за пределами установленного Порядком N 144/146 срока (позже 10 ноября) не имеет правового значения, так как истец обратился не за предоставлением субсидии в рамках заключенного соглашения, а за возмещением межтарифной разницы в качестве возникших у Общества убытков.
Кроме того, Правила N 144/146 не содержат норм, аннулирующих право на получение субсидий за прошедший календарный год в случае подачи документов после 10 ноября; данный срок является лишь процедурным (регламентным) сроком для подачи документов в Министерство; каких-либо последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) ни самим постановлением N 144/146, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2021 по делу N А28-2009/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2009/2021
Истец: ООО "Нагорские коммунальные системы"
Ответчик: Кировская область в лице Министерства энергетики и ЖКХ Кировской области, Министерство строительства Кировской области