г. Чита |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А19-22747/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Сидоренко В.А., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А19-22747/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амбрелла" (ОГРН 1187746723670, ИНН 7743267536, адрес: 125493, МОСКВА ГОРОД, СМОЛЬНАЯ УЛИЦА, ДОМ 12, КОРПУС 1, ЭТ 4 ПОМ III КОМ 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, СОВЕТСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 55) о признании недействительной записи от 03.07.2020 г. N 2203800422714, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" (ОГРН: 1137746995726,, ИНН: 7727817951, адрес: 666303, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, САЯНСК ГОРОД, СТРОИТЕЛЕЙ МИКРОРАЙОН, ДОМ 5, КВАРТИРА 68,) в связи с ликвидацией,
(суд первой инстанции - М.В. Луньков),
при участии в судебном заседании):
от истца: Травкин В.В. (доверенность от 13.04.2021);
от ответчика: не явился, извещен;
от ликвидатора ООО "Эльшуз" Чигановой А.В.: Нагорная Л.Н. (доверенность от 05.03.2021), Цыганов Д.Н. (доверенность от 05.03.2021);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амбрелла" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) о признании недействительной записи от 03.07.2020 г. N2203800422714, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" в связи с ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Запись от 03.07.2020 г. N 2203800422714, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" в связи с ликвидацией признана недействительной, как несоответствующая Федеральному закону от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N17 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Амбрелла".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ликвидатор обратился с апелляционной жалобой, в которой просил привлечь к участию в деле Ликвидатора ООО "ЭЛЬШУЗ" Чиганову Александру Владимировну, отменить Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.02.2021 года по Делу N А19-22747/2020, отказать ООО "Амбрелла" в исковых требованиях в полном объеме.
На апелляционную жалобу ответчика поступил отзыв истца, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А19-22747/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ликвидатора ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЬШУЗ" Чиганову Александру Владимировну (далее - третье лицо, ликвидатор, Чиганова А.В.).
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года рассмотрение дела отложено до 15 июля 2021 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2021 года рассмотрение дела отложено до 19 августа 2021 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.03.2021, 17.04.2021, 15.05.2021, 17.07.2021.
Представитель общества в судебном заседании дал пояснения согласно доводам письменной позиции по делу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представители ликвидатора дали пояснения согласно доводам письменных пояснений. Просили в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Налоговый орган представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Как следует из оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции руководствовался статьей 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлены основания и порядок ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, а также суд первой инстанции указал, что, таким образом, лицом, которое выступает от имени ликвидируемого юридического лица, которое осуществляет процедуру ликвидации, в том числе отыскивает кредиторов, которое может быть привлечено к ответственности в связи с допущенными при ликвидации юридического лица нарушениями, является ликвидатор. Следовательно, могут быть затронуты права данного лица при оспаривании ликвидации юридического лица применительно к возможным последствиям. Кроме того, суд первой инстанции указал, что настоящее требование вызвано недобросовестными действиями ликвидатора ООО "Эльшуз" Чигановой А.В., указавшей недостоверные сведения в ликвидационном балансе юридического лица.
Вместе с тем, ликвидатора суд первой инстанции, признавая его лицом, которое может нести ответственность в связи с допущенными при ликвидации юридического лица нарушениями и которое совершило недобросовестные действия, к участию в деле не привлек.
Апелляционный суд полагает, что с учетом содержания ст.53.1 ГК РФ и обстоятельств настоящего дела ликвидатор подлежала привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, для дачи ей возможности обосновать соблюдение порядка ликвидации юридического лица.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ.
По результатам рассмотрения дела апелляционным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эльшуз" было зарегистрировано в качестве юридического лица 25.10.2013 г., ОГРН 1137746995726.
Единственным учредителем и участником ООО "Эльшуз" Чигановой А.В. принято решение от 16.12.2019 г. о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначена Чиганова А.В.
Ликвидатором Чигановой А.В. в регистрирующий орган 30.01.2019 г. подано уведомление о принятии решения о ликвидации по форме Р15001.
По результатам рассмотрения, представленных ликвидатором документов, регистрирующим органом установлено, что в Федеральном ресурсе отсутствует сообщение о принятом решении о ликвидации ООО "Эльшуз", а также описание порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, уведомление о ликвидации юридического лица в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса по форме N Р15001 оформлено с нарушением требований, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в связи с чем, инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации от 18.03.2020 N 6738А на основании подпунктов "т", "х", "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N129-ФЗ).
Ликвидатором ООО "Эльшуз" в связи с составлением промежуточного баланса 19.03.2020 повторно в регистрирующий орган представлены документы на государственную регистрацию.
В связи с тем, что представленный ликвидатором промежуточный ликвидационный баланс был составлен ранее срока установленного для публикации в Федеральном ресурсе сообщения о принятом решении, инспекцией на основании пп. "т" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации от 26.03.2020 N 7691А.
После представления в регистрирующий орган 20.05.2020 г. утвержденного промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 20.05.2020 г. с уведомлением о ликвидации за вх. N 11821А, инспекцией в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п.1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ инспекцией 27.02.2020 принято решение N 11821А о государственной регистрации составления юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2203800351500.
Ликвидатором ООО "Эльшуз" по телекоммуникационным каналам связи 28.05.2020 г. в инспекцию представлены документы, предусмотренные п.1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В связи с наличием у ООО "Эльшуз" в налоговом органе по месту налогового учета задолженности по уплате в бюджет денежных средств в размере 14671 руб. 52 коп. регистрирующим органом на основании пп.2 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации.
После поступления 30.06.2020 г. из Межрайонной ИФНС N 14 по Иркутской области информации об отсутствии у ООО "Эльшуз" задолженности и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение от 03.07.2020 N 12664А о государственной регистрации ликвидации юридического лица и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2203800422714.
ООО "Амбрелла", считающее себя кредитором ООО "Эльшуз", полагая, что запись в ЕГРЮЛ от 03.07.2020 г. N 2203800422714 нарушает его экономические права и интересы, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Статьей 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.
Как следует из материалов дела, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица принято регистрирующим органом 03.07.2020 г., при этом на момент его принятия по мнению заявителя у ООО "Эльшуз" перед ООО "Амбрелла" имелась задолженность по агентскому договору от 20.06.2019 N Э-20/06-19 в размере 4279599 руб. 93 коп.
Счета на оплату с уведомлением-претензией были направлены в адрес ООО "Эльшуз" ценным письмом 19.09.2019 г. Отчет об исполнении поручения принципала с актом сверки взаимных расчетов направлен ООО "Эльшуз" 23.10.2019 г. Досудебная претензия с требованием об уплате задолженности в размере 4279599 руб. 93 коп. направлена в адрес должника 12.11.2019 г.
Таким образом, на момент принятия решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица, ликвидатору ООО "Эльшуз" было известно об имеющихся претензиях к ООО "Эльшуз" со стороны ООО "Амбрелла". Соответственно, следует признать, что у заявителя имеется законный интерес в оспаривании записи о ликвидации ООО "Эльшуз".
При рассмотрении дела апелляционным судом ликвидатором приведены доводы о том, что им были исполнены все требования закона по отыскиванию кредиторов ликвидируемой организации и извещении их о принятом решении о ликвидации.
В подтверждение данных доводов в материалы дела ликвидатором были представлены копия уведомления о ликвидации от 01.03.2020 г. (т.2 л.д.118), адресованная заявителю, и почтовая квитанция на РПО N 11753545007329 (т.3 л.д.62).
Проверяя доводы сторон о том, на надлежащий ли адрес было направлено отправление, о содержании отправления ввиду отсутствия описи сложения, о нахождении заявителя по адресу,. Заявленному в ЕГРЮЛ, апелляционный суд направил запрос в органы почтовой связи.
На запрос суда апелляционной инстанции от 16.07.2021 г., относительно предоставления информации по приему и вручению заказного письма N 11753545007329, УФПС г.Москвы письмом от 21.07.2021 сообщено следующее.
"Согласно данных электронной системы заказное письмо без разряда с простым уведомлением N 11753545007329 принято 05.03.2020 г. в отделении почтовой связи (далее-ОПС) 117535 г. Москва от ООО "Эльшуз" и адресовано: ул. Смольная, д.12, г. Москва, ООО "АМБРЕЛЛА".
В соответствии со ст. 32 "Правил оказания услуг почтовой связи" (далее-ПОУПС), утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 234, доставка и вручение почтовых отправлений осуществляется в соответствии с адресами, указанными отправителями на их оболочках.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
Согласно ст. 31 Федерального закона о почтовой связи Российской Федерации N 176-ФЗ от 17 июля 1999 г. доставка почтовых отправлений организациям, размещающимся в многоэтажных зданиях, осуществляется через почтовые шкафы опорных пунктов, устанавливаемые этими организациями на первых этажах зданий.
Согласно информации, предоставленной руководством ОПС 125493 Москва, вышеуказанное почтовое отправление поступило 07.03.2020 г., осуществить доставку почтового отправления, а так же извещения ф.22 не предоставлялось возможным в связи с отсутствием организации по адресу указанному на оболочке почтового отправления.
Заказное письмо N 11753545007329 было возвращено 10.03.2020 г. в адрес отправителя."
Таким образом, уведомление о предстоящей ликвидации ООО "ЭЛЬШУЗ" заявителем не получено.
Как пояснил заявитель в своей письменной позиции от 19.07.2021, а также подтверждается отчетом об отслеживании отправления номер РПО: 11753545007329: "квитанция о почтовой отправке от 05.03.2020 содержит номер РПО: 11753545007329. Согласно информации с сайта "Почты России" (https://www.pochta.ru/tracking#11753545007329), указанное почтовое отправление направлено 05 марта 2020 г. на имя ООО "АМБРЕЛЛА", полный адрес не указан. Кроме того, существенное значение имеет прохождение письма в структуре доставки "Почты России": 07 марта 2020 г. заказное письмо поступает в "Место вручения" в отделение 125493; 10 марта 2020 г. заказное письмо пытаются первично вручить, о чем сделана отметка от "16:08"; уже к "16:22" 10 марта 2020 г. почтовый орган решает вернуть письмо с отметкой "Возврат отправителю по иным обстоятельствам"; в "20:52" 10 марта 2020 г. письмо покидает почтовое отделение 125493.
Как видно из телеметрии движения письма, действия по попытке вручению письма и принятия решения о его возврате обратно происходят в течение считанных минут. У Истца фактически отсутствовала возможность в получении данного письма. В какой связи письмо столь стремительно покинуло отделение почты 125493 - истцу неизвестно, так же как и причины невручения письма, поскольку почтовая корреспонденция в адрес истца беспроблемно принимается по адресу регистрации".
Апелляционный суд данные доводы считает заслуживающими внимания, поскольку в материалах настоящего дела имеются доказательства того, что заявитель получает корреспонденцию по рассматриваемому адресу, его нахождение по данному адресу также подтверждается договором аренды N 07-06/10-А от 06.07.2019, копией свидетельства о государственной регистрации права 77АМ N 443643. Отсутствие в электронных базах данных адреса г.Москва, ул. Смольная, д.12, корп.1, этаж 4, пом.III, ком.2,. на что ссылается ликвидатор, представляя сведения из них, не может свидетельствовать само по себе об отсутствии объекта. При этом согласно материалам дела, почта и возвращала конверты с отметкой адресат выбыл (т.1 л.д.6), одновременно и производя вручение почтовой корреспонденции (например, РПО 11753557005856).
При таких обстоятельствах имеются основания говорить о ненадлежащей работы почты России в отсутствие при этом недобросовестности как сторон по делу, так и ликвидатора.
Ликвидатором обязанность по направлению уведомления о ликвидации исполнена, у налогового органа оснований для сомнений в представленной почтовой квитанции не имелось, но и общество не совершало действий или бездействий, приведших к неполучению корреспонденции, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, защита прав предполагаемого кредитора не может быть поставлена в зависимость от качества работы органа почтовой связи. Рассматриваемая ситуация затрагивает права и обязанности общества по отношению к ООО "Эльшуз", создает невозможность к защите его прав в судебном порядке, ставит под сомнение достоверность представленного налоговому органу ликвидационного баланса.
Согласно статье 4 Закона о регистрации государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Из содержания изложенных норм права с учетом указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 11.03.2015 г. по делу N 307-ЭС15-287, представление в регистрирующий орган недостоверной информации, не отражающей действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами признается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения и является основанием для отказа в государственной регистрации записи о ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о наличии в ликвидационном балансе ООО "Эльшуз" недостоверных сведений, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем запись в едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" нарушает права и законные интересы ООО "Амбрелла", лишая его права на судебную защиту.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требование Общества с ограниченной ответственностью "Амбрелла" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании недействительной записи от 03.07.2020 г. N 2203800422714, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" в связи с ликвидацией, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче настоящего заявления заявителем платежным поручением от 03.12.2020 г. N 297 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Вместе с тем с учетом особенностей статуса ответчика как субъекта, несущего ответственность за законность принимаемых актов в сфере государственной регистрации, в том числе и при отсутствии с его стороны действий, направленных на нарушение права заявителя, не во всех случаях принятие решения в пользу заявителя может быть квалифицировано как решение не в пользу государственного органа (в данном случае -Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области), поскольку отсутствует заинтересованность последнего в исходе спора.
В силу пункта 19 указанного Постановления не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 ответственность за представление недостоверных сведений несут заявители.
Положениями статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 регламентирована ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Посколькунарушение порядка государственной регистрации прекращения деятельности "Эльшуз" допущено не по вине регистрирующего органа. Формальное указание заявителем регистрирующего органа в качестве ответчика обусловлено спецификой предмета заявленных требований, применительно к необходимости констатации недействительности соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
При этом, учитывая приведенные нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129, инспекция является тем регистрирующим органом, которому формально не предоставлено право проверять на предмет достоверности сведения, вносимые участниками юридического лица, так как за предоставление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах основания для взыскания с Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области государственной пошлины, понесенной заявителем при рассмотрении настоящего дела, отсутствуют.
В соответствии с положениями ст.110 арбитражного процессуального кодекса РФ, п.1 ст. 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная ООО "Амбрелла" платежным поручением от 03.12.2020 г. N 297, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 51, 167-176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2021 года по делу N А19-22747/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительной запись от 03.07.2020 г. N 2203800422714, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Эльшуз" в связи с ликвидацией, как несоответствующую Федеральному закону от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Амбрелла".
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Амбрелла" (ОГРН 1187746723670, ИНН 7743267536) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную платежным поручением от 03.12.2020 года N 297.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22747/2020
Истец: ООО "Амбрелла", Чиганова Александра Владимировна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1457/2021
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6871/2021
26.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1457/2021
16.02.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-22747/20