г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-40804/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-40804/21
по заявлению ООО "КЭМИДЖ" (ИНН: 7728204443)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы;
2) Акционерное общество "ГОСТИНИЧНАЯ КОМПАНИЯ2
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Бердников И.А. по доверенности от 16.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 05.05.2021; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 признано незаконным и отменено решение Управления Росреестра по Москве от 22 декабря 2020 года за исх. N MFC-0558/2020-377801 об отказе в государственной регистрации Договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора N М-02-055693 от 09 сентября 2020 года.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КЭМИДЖ" в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке путем осуществления государственной регистрации Договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N М-02-055693 от 09 сентября 2020 года земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023007:9, площадью 4466 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 5.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствии представителей третьих лиц, при их надлежащем извещении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, решением арбитражного суда г. Москвы от 12 декабря 2019 года по делу N А40-182910/19-93-1538 были удовлетворены требования Заявителя и АО "Гостиничная компания" о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы в предоставлении земельного участка собственникам недвижимого имущества. Во исполнение решения Арбитражного суда Департаментом городского имущества города Москвы (далее по тексту - "Департамент") был заключен Договор долгосрочной аренды земельного участка с правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке (с Заявителем и АО "Гостиничная компания") в отношении земельного участка с адресными ориентирами: город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 5 (кадастровый номер 77:02:0023007:9). Ранее на указанный земельный участок с ОАО"ГАО "МОСКВА" (правопредшественник АО "Гостиничная компания" был заключен договор аренды от 28 апреля 2000 года N М-02-015418 сроком до 28 апреля 2025 года.
Заявителем и Третьими лицами был подписан новый договор N М-02-055693 от 09 сентября 2020 года со множественностью лиц на стороне арендатора, Третьими лицами также 09 сентября 2020 года было подписано Соглашение о расторжении договора N М-02-015418. Договор N М-02-055693 и Соглашение о расторжении договора N М-02-015418 были переданы в Департамент для подписания, впоследствии, 11 сентября 2020 года уполномоченный представитель Департамента предоставил их через МФЦ для органов исполнительной власти города Москвы для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Соглашения о расторжении договора N М-02-015418 (опись N MFC-0558/2020-378137-1) и Договора N М-02-055693 (опись N MFC-0558/2020-377801-l).
Департамент был уведомлен Управлением о том, что начиная с 22 сентября 2020 года приостановлено осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 77:02:0023007:9, документы на который (которую) были представлены с заявлением от 11 сентября 2020 года (опись N MFC-0558/2020-377801).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 февраля 2021 года по делу N А40-219216/20-33-1564 (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 г. решение от 12.02.2021 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения) были удовлетворены требования Заявителя о признании незаконным решения (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве от 22 сентября 2020 года за исх. N MFC-0558/2020-377801 о приостановлении государственной регистрации договор аренды.
В период рассмотрения Арбитражным судом г. Москвы заявления о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации договора аренды и до окончания рассмотрения дела по существу, Управлением в адрес Департамента было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации договора аренды N MFC-0558/2020-377801 от 22 декабря 2020 года.
Посчитав решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве незаконным заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В качестве обоснования приостановки регистрационных действий Управлением было указано, что в силу п. 3 ч. 1 ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами и указано на то, что "по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023007:9, уже имеется запись о зарегистрированном договоре аренды, что в силу наличия противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами".
Регистрирующий орган ссылался на наличие зарегистрированных прав на то же земельный участок с адресными ориентирами: город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 5 (кадастровый номер 77:02:0023007:9) в виде ранее заключенного договора аренды от 28 апреля 2000 года N М-02-015418. При этом не было принято во внимание то, что Департаментом одновременно с заявлением о регистрации нового договора аренды, в Управление было предоставлено заявление о государственной регистрации Соглашения о расторжении договора N М-02-015418 (опись N MFC-0558/2020-378137-1).
Однако таких противоречий уже не имелось на момент одновременной подачи заявлений о государственной регистрации Соглашения о расторжении договора N М-02-015418 (опись N MFC-0558/2020-378137-1) и Договора N М-02-055693 (опись N MFC-0558/2020-377801-l).
Как следует из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости как от 14 октября 2020 года N КУВИ-002/2020-28617008 так и от 6 ноября 2020 года N КУВИ-002/2020-36728291, полученных после подачи заявления о госрегистрации и в период рассмотрения дела в арбитражном суде - сведения о зарегистрированных правах на участок 77:02:0023007:9, уже отсутствовали.
Несмотря на это, указанное основание, установленное п. 3 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было полностью продублировано и в обжалуемом уведомлении об отказе N MFC-0558/2020-377801 от 22 декабря 2020 года.
Материалами дела установлено, что отказ не содержит указаний на конкретные причины невозможности государственной регистрации договора аренды.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом согласно п. 6 ст.39.10 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Земельный участок, на который заключен с Департаментом договор аренды, необходим Заявителю и АО "Гостиничная компания" в целях эксплуатации и обслуживания зданий, сооружений, находящихся в их собственности. В настоящее время земельный участок находится в фактическом пользовании Заявителя и АО "Гостиничная компания", как собственников зданий, расположенных на земельном участке.
Таким образом, противоречия между документами, представленными на государственную регистрацию, и сведениями ЕГРН отсутствуют.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа ООО "КЭМИДЖ" в государственной регистрации Договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора N М-02-055693 от 09 сентября 2020 года.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы Управления Росреестра по г. Москве, изложенные в апелляционной жалобе, полностью опровергаются ранее вступившими в законную силу судебными актами, по делам N N А40-182910/19-93-1538 и А40-219216/20-33-1564, что в свою очередь, в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не требует от Заявителя доказывать вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела, в котором участвуют те же лица обстоятельств, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренным делам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-40804/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40804/2021
Истец: ООО "КЭМИДЖ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ГОСТИНИЧНАЯ КОМПАНИЯ", Департамент городского имущества города Москвы