город Воронеж |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А48-2335/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Воскобойникова М.С, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2021 (резолютивная часть решения от 24.05.2021) по делу N А48-2335/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N1" (ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) о взыскании задолженности в размере 276 940,70 руб. (уточнение от 22.04.2021).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (далее - истец, ООО "УК ЖЭУ N 1") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - ответчик, УМИЗ) о взыскании 290 985,78 руб., составляющих задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (МКД) и пени за просрочку уплаты взносов.
В процессе рассмотрения дела Арбитражным судом Орловской области истец ходатайствовал об уточнении заявленных требований, просил о взыскании 276 940 руб. 70 коп.
Указанные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем принятия решения арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, путем подписания судьей резолютивной части решения от 24.05.2021, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УМИЗ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Орловской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на выбытие части помещений (квартир) из муниципальной собственности с приложением выписок из ЕГРН.
В связи с поступлением указанной жалобы 11.06.2021 Арбитражным судом Орловской области изготовлено мотивированное решение по делу.
В соответствии со ст. 272.1 АПК РФ, а также п.п. 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
24.08.2021 через Информационный сервис "Мой арбитр" от ООО "УК ЖЭУN 1" поступило ходатайство о частичном отказе от заявленных требований с приложенным документом, подтверждающим полномочия на подписание данного ходатайства.
В соответствии с частью 2 статьи 49 и пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая, что отказ от исковых требований в размере 41 759 руб. 44 коп., в том числе 2 497 руб. 71 коп., из которых 942 руб. 63 коп. - задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Гагарина, д. 51 по помещениям N 111, N 141, N 147 и 1 555 руб. 08 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД по следующим помещениям N 4, N 5, N 80, N 98, N 111, N 141, N 147; 17 922,88 руб., из которых 17 167 руб. 41 коп. - задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75 и 755 руб. 47 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД по помещениям N 31 и N 131 (за период с 11.03.2019 по 31.12.2019); 21 338 руб. 85 коп., из которых 20 412 руб. 15 коп. - задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 76 и 926 руб. 07 коп. - пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД по помещениям N 134 и N 5 (за период с 30.07.2019 по 31.12.2019) не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, суд апелляционной инстанции принимает отказ от иска в заявленной части.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу в части взыскания 41 759 руб. 44 коп. подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд находит решение суда первой инстанции в остальной части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК ЖЭУ N 1", лицензия N 057-000105 от 17.11.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляет функции по управлению многоквартирными домами (МКД) Заводского района г. Орла.
Собственниками помещений следующих многоквартирных домов на их общих собраниях было принято решение о выборе владельцем специального счета управляющей организации ООО "УК ЖЭУ N 1":
г. Орел, ул. Гагарина, д. 51 (на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе владельца спец. счета от 05.12.2017);
г. Орел, ул. Черкасская, д. 75 (на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе владельца спец. счета от 30.09.2016);
г. Орел, ул. Черкасская, д. 76 (на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе владельца спец. счета от 06.10.2017).
Муниципальное образование "Город Орёл" является собственником помещений в указанных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК ЖЭУ N 1", выбранной на основании решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о выборе управляющей организации.
Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (НО "РФКР") после вступления в силу протоколов общих собраний собственников помещений МКД о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является управляющая организация, перечисляет денежные средства на указанный специальный счет и передает информацию о состоянии расчетов (отчет по начислениям и оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД).
НО "РФКР" в адрес истца направлены следующие письма о состоянии расчетов, в том числе о размере задолженности собственников помещений МКД: от 17.01.2019 исх. N 56 (по адресу: г. Орел, ул. Гагарина, д. 51); от 15.10.2018 исх. N 2351 (по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75); от 14.11.2018 исх. N 2847 (г. Орел, ул. Черкасская, д. 76).
Задолженность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД по адресу: г. Орел, ул. Гагарина, д. 51, за период с 11.01.2018 г. по 31.12.2019 составила 12 731,23 руб.; в МКД, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75, за период с 11.10.2018 г. по 31.12.2019 г. - 19 155,33 руб.; в МКД, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 76, за период с 12.11.2018 г. по 31.12.2019 г. - 232 809,12 руб., с учетом уточнения от 22.04.2021 по письмам НО "РФКР" от 12.04.2021 N 1046, от 09.03.2021 N 601.
Неисполнение обязательства по оплате взносов на капремонт и невозможность урегулировать спор в досудебном порядке, послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением о взыскании задолженности и пени.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, Арбитражный суд Орловской области исходил из отсутствия доказательств исполнения УМИЗ обязательств как собственника указанных помещений.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Обязательным условием для возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, является нахождение спорного помещения в составе общего имущества многоквартирного дома.
Факт нахождения спорных квартир и помещений в доме, управляемом истцом, ответчиком не оспаривался.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что решением Арбитражного суда Орловской области от 12.08.2019 по делу N А48-3789/2019 по исковому заявлению НО "РФКР" к МО "Город Орел" в лице УМИЗ администрации города Орла" взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Орловской области по нежилым помещениям в сумме 658 610,04 рублей за период с 01.04.2017 по 28.02.2019.
Задолженность взыскивалась на основании заключенного между НО "РФКР" (региональный оператор) и муниципальным образованием "Город Орел" (собственник помещений МКД, администрация города Орла) договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Орла от 31.12.2014 N 470-05/ФКР МО с перечнем квартир (помещений) и дополнительных соглашений к нему.
Представляя уточнение исковых требований о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД за период с 01.04.2017 по 28.02.2019, НО "РФКР" представила акт сверки взаимных расчетов, подписанный также со стороны УМИЗ администрации г. Орла, которое частично погасило заявленные требования платежным поручением от 24.04.2019.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.08.2019 по делу N А48-3789/2019 не обжаловалось и вступило в законную силу.
В силу статьи 168 ЖК РФ в региональную программу капитального ремонта общего имущества МКД включаются многоквартирные дома на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Такого решения собственниками спорных домов не было принято.
Правительством Орловской области с 2016 по 2019 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Орловской области в размере 6,6 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц.
В целях исполнения требований ЖК РФ Постановлением Администрации города Орла от 25.12.2014 N 5184 "Об утверждении Порядка перечисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Орел", за муниципальные жилые и нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах" утвержден порядок перечисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Орел", за муниципальные жилые и нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 5184).
Согласно п. 3.9. Постановления N 5184 получатель N 1, УМИЗ, Получатель N 5, Получатель N 2, Получатель N 3, Получатель N 4 осуществляют перечисление ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств бюджета города Орла за муниципальные жилые и нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Орел", на основании платежных документов, представленных Владельцем специального счета, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иной срок не установлен решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Иных требований к порядку и форме предоставления платежных документов Постановлением N 5184 не установлено.
Собственниками помещений многоквартирных домов на их общих собраниях (оформленных протоколами) принято решение уполномочить ООО "ЖКХ-ЦЕНТР "ЕДИНОЕ ОКНО" на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
В силу пункта 5. статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Довод УМИЗ, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку квартиры и помещения были переданы в оперативное управление МКУ "УКХ г. Орла" был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку право оперативного управления на спорные помещения не было зарегистрировано за МКУ "УКХ г. Орла", доказательства обратного не были представлены ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Кроме того, поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), действующий с 1 января 2017 года, государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку право оперативного управления на помещения за МКУ "Управление коммунальным хозяйством города Орла" не зарегистрировано, то согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник помещения, т.е. ответчик по настоящему делу.
Согласно пункту 5.1 Положения об управлении муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 27.06.06 N 1156, управление осуществляет в порядке и пределах, определенных правовыми актами органов местного самоуправления города Орла полномочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и земельных участков, иного имущества, в том числе составляющего муниципальную казну города Орла, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) муниципального имущества, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность нести бремя расходов по оплате взносов за капремонт возложена на ответчика.
Основание для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции отсутствует.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что часть помещений выбыло из муниципальной собственности. При этом истцом сумма задолженности и пени по указанным помещениям исключена ООО "УК ЖЭУ N 1" самостоятельно.
На основании изложенного требования истца о взыскании основного долга в размере 225 477 руб. 65 коп., из которых 11 788 руб. 06 коп. задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Гагарина, д. 51 за период с 11.01.2018 по 31.12.2019; 1 987 руб. 92 коп. задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75 за период с 11.10.2018 по 11.03.2019; 211 701 руб. 13 коп. задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 76 за период с 12.11.2018 по 31.12.2019 подлежат удовлетворению (с учетом отказа от части требований).
Предметом заявленных требований также является требование о взыскании пени.
В силу пункта 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчик нарушил срок оплаты взносов, истец правомерно применил к нему имущественную ответственность, предусмотренную законом.
Ответчик не представил суду доказательств оплаты неустойки, равно как и контррасчёт взыскиваемой пени, представленный истцом расчет не оспорил.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленный истцом расчёт, признал его арифметически верным, обоснованным, а требования о взыскании 376 руб. 96 коп. пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Гагарина, д. 51 за период с 11.01.2018 по 31.12.2019; 846 руб. 32 коп. пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 75 за период с 11.10.2018 по 31.12.2019; 8 480 руб. 33 коп. пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, д. 76 за период с 12.11.2018 по 31.12.2019 подлежащими удовлетворению (с учетом отказа от части требований).
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ее заявителя и возврату не подлежит.
В силу положений пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при отказе истца (административного истца) от иска (административного иска) возврату истцу (административному истцу) подлежит на стадии апелляционной инстанции 50 процентов уплаченной госпошлины.
В связи с отказом от части иска, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца госпошлины в размере 733 руб. 00 коп. за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит отмене.
При обращении в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемым исковым заявлением истцом была оплачена государственная пошлина в размере 8 437 руб.
Принимая во внимание частичный отказ от исковых требований, 50 процентов излишне уплаченной госпошлины при подаче искового заявления в размере 366 руб. 50 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) в части взыскания 41 759 руб. 44 коп.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2021(резолютивная часть решения от 24.05.2021) по делу N А48-2335/2021 в части требований Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N1" (ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) о взыскании 41 759 руб. 44 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 733 руб. 00 коп. отменить. Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2021 (резолютивная часть решения от 24.05.2021) по делу N А48-2335/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) из федерального бюджета 366 руб. 50 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления на основании платежного поручения от 26.02.2021 N 175.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2021.
Судья |
Воскобойников М.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2335/2021
Истец: ООО "УК ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N1"
Ответчик: "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла