г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-202769/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года
по делу N А40-202769/20, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
по иску ПАО "ПГК"
к ОАО "РЖД"
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Соболева Ю.Э. по доверенности от 21.01.2021
от ответчика: Фомин И.А. по доверенности от 07.12.2020
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании неосновательного обогащения в размере 13 407 277,20 руб., процентов за пользование за пользование чужими денежными средствами, рассчитанные на 30.10.2020, в размере 761 871,25 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения в размере 13 407 277,20 руб. с даты 01.11.2020 до даты фактического перечисления указанной суммы исходя из ключевой ставки Банка России, которая будет действовать в соответствующие периоды.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между сторонами по делу был заключен договор N 948-жд от 21.01.2015 г., регулирующий взаимоотношения Истца и Ответчика, связанные с организацией расчетов и оплатой Истцом провозных Платежей, сборов, штрафов и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов (п. 1.1. Договора).
В рамках Договора Истцу открыт лицевой счет (далее - ЕЛС) и присвоен код плательщика 1000231777, указываемый в перевозочных и иных документах.
В сентябре-октябре 2019 г. ПАО "ПГК" осуществлялась перевозка вагонов по 262 транспортным железнодорожным накладным в рамках Октябрьской железной дороги.
За перевозку вагонов по указанным транспортным железнодорожным накладным с ЕЛС ПАО "ПГК" в октябре 2019 г. была списана провозная плата в размере 37 209 838 руб. 80 коп., что подтверждается данными, указанными в указанных накладных, а также Актами приема-передачи оказанных услуг в рамках Договора N 948-жд от 21.01.2015.
Ответчик ОАО "РЖД" неверно рассчитал провозную плату за перевозку вагонов по указанным накладным, списал ее с ЕЛС ПАО "ПГК" в большем, чем следовало, размере в связи с чем, на стороне ОАО "РЖД" образовалось неосновательное обогащение в размере 13 407 277,20 руб., что подтверждается следующим.
Вагоны по спорным накладным, заявленным в иске, следовали от станций отправления: Апатиты, Ваенга, Кандалакша, Кандалакша (эксп.), Кемь, Мурманск, Мурманск (эксп.), Костомукша-Товарная, Надвоицы до станции назначения: Костомукша-Товарная, Кемь.
По всем заявленным в иске накладным вагоны следовали по Октябрьской железной дороге через участок Ледмозеро2 - Кочкома, однако перевозчик в нарушение установленных норм рассчитал и списал с ЕЛС Истца провозную плату по более длинному маршруту с учетом проследования спорных вагонов через станцию Петрозаводск, через которую спорные вагоны не следовали (иными словами, без учета фактического следования вагонов через участок Ледмозеро2 - Кочкома).
Истцом в материалы дела представлены спорные накладные, а также Истории операций к каждой накладной, подтверждающие, что вагоны по спорным накладным следовали от станции отправления до станции назначения через участок Ледмозеро2 - Кочкома.
В целях визуализации к исковому заявлению приложена схема движения по маршруту, из которого видно, по какому маршруту фактически шли вагоны по спорным транспортным накладным (что подтверждается, как указано выше, представленными Историям операций) и по какому маршруту ОАО "РЖД" рассчитана и списана провозная плата за перевозку вагонов по спорным накладным.
В расчете исковых требований указано расстояние, за которое ОАО "РЖД" рассчитало и списало провозную плату, и расстояние, которое фактически прошли вагоны по спорным транспортным накладным.
ОАО "РЖД" обязано было рассчитать провозную плату за перевозку вагонов по спорным накладным с учетом следования вагонов через участок Ледмозеро2 - Кочкома на основании следующего.
В силу п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Федеральном законе от 10.01.2003 N 8-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон).
Нормами ст. 2 Устава и ст. 8 Закона предусмотрено, что плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Такие тарифы установлены Прейскурантом N 10-01, утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Прейскурант N 10-01), выбор конкретного тарифа зависит от ряда определенных обстоятельств.
В соответствии со ст. 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно п. 2.1.1. Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, плата при перевозке грузов определяется в соответствии с положениями пункта 1.4 Тарифного руководства: за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью.
Согласно п. 4 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 "Об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования и новых железнодорожных станций на Октябрьской железной дороге - филиале ОАО "РЖД" открыты для постоянной эксплуатации железнодорожные пути общего пользования от железнодорожной станции Ледмозеро 2 до железнодорожной станции Кочкома Октябрьской железной дороги протяженностью 123 км.
Вышеуказанный приказ N 439 от 28.11.2008 был распространен по сети дорог телеграммой ОАО "РЖД" N 20571 от 04.12.2008 и должен был принят к руководству при расчете тарифов с 13.12.2008.
Учитывая вышеизложенное, провозная плата по спорным перевозкам должна была рассчитываться ОАО "РЖД" через участок Кочкома-Ледмозеро2 длинной 123 километра.
Ситуация по маршруту Кандалакша (эксп.) - Костомукша-Товарная (отправка ЭС018518). По расчету ОАО "РЖД" расстояние между станциями Кандалакша (эксп.) -Костомукша-Товарная составляет 1 248 км. ОАО "РЖД" в расчет принимает расстояние между станциями Кочкома - Ледмозеро 2 равное 718 км. Тариф рассчитан ОАО "РЖД" в размере 21 055,20 руб. за перевозку.
По расчету ПАО "ПГК" с учетом п. 4 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 расстояние между станциями Кандалакша - Костомукша-Товарная составляет 653 км. АО "ПГК" в расчет принимает расстояние между станциями Кочкома - Ледмозеро 2 равное 123 км. Тариф, подлежавший списанию ОАО "РЖД", составляет 12 576 руб. за перевозку. Соответственно разница провозной платы, списанной ОАО "РЖД" за указанную перевозку, и провозной платы, подлежавшей списанию - неосновательное обогащение ОАО "РЖД" - 8 479,20 руб.
Ситуация по маршруту Мурманск (эксп.) - Костомукша-Товарная (отправка ЭС031333). По расчету ОАО "РЖД" расстояние между станциями Мурманск (эксп.) - Костомукша-Товарная составляет 1520 км. ОАО "РЖД" в расчет принимает расстояние между станциями Кочкома - Ледмозеро 2 равное 718 км. Тариф рассчитан ОАО "РЖД" в размере 23 152,80 руб. за перевозку.
По расчету ПАО "ПГК" с учетом п. 4 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 расстояние между станциями расстояние между станциями Мурманск (эксп.) - Костомукша-Товарная составляет 925 км. АО "ПГК" в расчет принимает расстояние между станциями Кочкома - Ледмозеро 2 равное 123 км. Тариф, подлежавший списанию ОАО "РЖД", составляет 17 128,80 руб. за перевозку. Соответственно разница провозной платы, списанной ОАО "РЖД" за указанную перевозку, и провозной платы, подлежавшей списанию - неосновательное обогащение ОАО "РЖД" - 6 024 руб.
Таким образом, в нарушение со ст. 15 Устава, п. 2.1.1. Прейскуранта N 10-01, Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008, ОАО "РЖД" излишне списало провозную плату за перевозку вагонов по спорным накладным.
Размер излишне списанной ОАО "РЖД" провозной платы составляет 13 407 277 руб. 20 коп. и рассчитан как разница провозной платы по спорным накладным, которая была фактически списана ОАО "РЖД" с ЕЛС ПАО "ПГК", и провозной платы, которая должна была быть списана с ЕЛС ПАО "ПГК".
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Пленума ВАС РФ 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и грузополучателем (отравителем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ЦФТО, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Поэтому, если грузоотправитель или иное лицо, считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной.
В соответствии со п.1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. В соответствии с п.2 ст. 1102 ГК РФ, нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом повеления приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании изложенного требование истца о взыскании неосновательного обогащения в размере 13 407 277 руб. 20 коп. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Довод ОАО "РЖД" о том, что участок Ледмозеро2-Кочкома был отнесен к малодеятельным и не подлежал учету при определении кратчайшего расстояния, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствие со ст. 4 УЖТ РФ "Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Перечень таких станций и выполняемых ими операций составляется на основании заявок владельцев инфраструктур, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном руководстве".
В соответствии со статьей 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Пунктом 2.1.1. раздела 2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01), предусмотрено, что плата при перевозке грузов определяется в соответствии с положениями пункта 1.4 настоящего Тарифного руководства: за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью.
Согласно п. 4 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 "Об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования и новых железнодорожных станций на Октябрьской железной дороге - филиале ОАО "РЖД", были открыты для постоянной эксплуатации железнодорожные пути общего пользования от железнодорожной станции Ледмозеро 2 до железнодорожной станции Кочкома Октябрьской железной дороги протяженностью 123 км.
Вышеуказанный приказ N 439 от 28.11.2008 был распространен по сети дорог телеграммой ОАО "РЖД" N 20571 от 04.12.2008 и должен был принят к руководству при расчете тарифов с 13.12.2008.
Пунктом 1 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 установлено "На железнодорожном участке Ледмозеро -Кивиярви Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" открыть железнодорожную станцию Ледмозеро 2 по знаку "Х" (грузовые и пассажирские операции не производятся)".
Пунктом 2 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 установлено "Присвоить железнодорожной станции Ледмозеро 2 Октябрьской железной дороги код Единой сетевой разметки - 027732".
Пунктом 4 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 установлено "Открыть для постоянной эксплуатации железнодорожные пути общего пользования от железнодорожной станции Ледмозеро 2 до железнодорожной станции Кочкома Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" протяженностью 123 км."
В соответствие с п. 8 приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008, ДАННЫЙ ПРИКАЗ ВНОСИТ ИЗМЕНЕНИЯ В ТАРИФНОЕ РУКОВОДСТВО N 4, при следовании вагонов через участок Ледмозеро 2- Кочкома при расчете тарифа необходимо считать расстояние перевозки исходя из 123 км.
Пунктом 8 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 установлено "Начальнику Управления инфраструктуры и перевозок В.М. Кислякову обеспечить публикацию соответствующих изменений в книге 1, книге 2 (часть 1) тарифного руководства n 4 согласно настоящему приказу и приложению к нему".
Приложением к Приказу Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 являются "ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ТАРИФНОЕ РУКОВОДСТВО N 4"
Таким образом, Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта N 439 от 28.11.2008 были внесены изменения в Тарифное руководство N 4.
Пунктом 2.1.1. раздела 2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01), предусмотрено, что плата при перевозке грузов определяется в соответствии с положениями пункта 1.4 настоящего Тарифного руководства:
за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью;
за расстояние в соответствии с согласованным маршрутом следования при перевозке негабаритных грузов и грузов на транспортерах;
за суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозках грузов с участием Калининградской железной дороги;
за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий, публикуемых в сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом и Тарифном руководстве N 4, издаваемым отдельно.
Условие п. 2.1.1. раздела 2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) о том, что плата при перевозке грузов определяется в соответствии с положениями пункта 1.4 Тарифного руководства "за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий, публикуемых в сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом и Тарифном руководстве N 4, издаваемым отдельно" означает, что Истец ПАО "ПГК" не мог бы требовать рассчитать провозную плату за расстояние через малодеятельный участок (более короткое), если бы фактически вагон прошел по более длинному расстоянию, в обход малодеятельного участка на том основании, что оно короче.
В настоящем деле иная ситуация: спорные вагоны фактически следовали от станции отправления до станции через участок Кочкома-Ледмозеро 2 Окт ж.д., ОАО "РЖД" само направило спорные вагоны таким образом.
В заявленных отправках, перевозка осуществлялась самим перевозчиком не в обход, а по участку Ледмозеро2-Кочкома, то есть кратчайшее расстояние совпадает с фактическим, однако тариф взят не за кратчайшее расстояние и не за фактическое, а за маршрут, по которому перевозки не осуществлялись.
Действующим законодательством не установлено, что при осуществлении перевозки по малодеятельному участку, открытому для постоянной эксплуатации, перевозчик вправе взыскать повышенный тариф.
Таким образом, довод ОАО "РЖД" о том, что несмотря на то, что спорные вагоны следовали через участок Ледмозеро 2 - Кочкома Окт ж.д., открытый для постоянной эксплуатации (по кратчайшему расстоянию), провозная плата должна списываться за более длинный маршрут, по которому спорные вагоны фактически не следовали, является незаконным, необоснованным и подлежащим отклонению.
Довод ОАО "РЖД" о том, что стороны согласовали расстояние спорных перевозок и размер провозной платы в связи с чем иск заявлен, по мнению ОАО "РЖД", неправомерно, подлежит отклонению.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Пленума ВАС РФ 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и грузополучателем (отравителем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ЦФТО, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Поэтому, если грузоотправитель или иное лицо, считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной.
Согласно статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, ПАО "ПГК" обоснованно предъявлено требование о взыскании неосновательного обогащения.
Спорный участок Ледмозеро2-Кочкома с 2015 года отнесен самим ОАО "РЖД" к железнодорожной линии с преимущественно грузовым движением, а не к малодеятельным, что подтверждает законность и обоснованность оспариваемого решения на основании следующего.
Ответчиком ОАО "РЖД" издано Распоряжение от 31.12.2015 N 3188р "Об утверждении результатов классификации железнодорожных линий", которым утверждена Сводная ведомость классов и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
Согласно указанной Сводной ведомости участок Кочкома - Ледмозеро 2 определено самим ОАО "РЖД" как "Железнодорожные линии с преимущественно грузовым движением", что обозначено специализацией "Г".
Согласно Методике классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД", утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2015 N 3048р (пункт 7) специализация железнодорожной линии определяется на основе основных технико-эксплуатационных параметров железнодорожной линии:
Специализация железнодорожных линий |
Условные обозначения |
Параметры специализации железнодорожных линий |
Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением |
Г |
размеры грузового движения более 60% общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов |
Малодеятельная линия |
М |
суммарные размеры движения пассажирских и грузовых поездов не более 8 пар поездов в сутки; приведенная грузонапряженность 5 млн. т-км брутто/км в год и менее |
Таким образом, ОАО "РЖД" уже с 31.12.2015 определяло спорный участок Ледмозеро 2 - Кочкома как железнодорожную линию с преимущественно грузовым движением ("Г"), а не как малодеятельную линию ("М"), само направляло спорные вагоны через участок Ледмозеро2-Кочкома, а провозную плату списало за более длинный маршрут, по которому спорные вагоны фактически не следовали. Взыскав тариф в большей сумме, чем, требуется, перевозчик ОАО "РЖД" фактически взыскал плату за услуги, которые не были оказаны.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2021 года по делу N А40-202769/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202769/2020
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"