г. Хабаровск |
|
25 августа 2021 г. |
А04-2451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
на решение от 02.06.2021
по делу N А04-2451/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, г. Благовещенск)
к администрации Октябрьского района (ОГРН 1022801064076, Амурская область, с. Екатеринославка)
о взыскании средств субсидии в размере 1 107 200 руб., использованных не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к администрации Октябрьского района (администрация) с исковым заявлением о взыскании средств субсидии в размере 1 107 200 руб., использованных не по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.06.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование указал на подтверждение материалами дела факта неисполнения требования жилищного законодательства о принудительном изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом. При этом полагает, что невыполнение ответчиком требований статьи 32 ЖК РФ не может являться основанием для невозврата полученной субсидии при условии, что субсидия им использована для приобретения жилого помещения для расселения аварийного дома.
Ссылается на то, что суд необоснованно произвел исчисление срока исковой давности с момента перечисления ответчиком в 2015 году подрядной организации денежных средств на выполнение муниципальных контрактов, поскольку истец не контролирует реализацию муниципальных программ. Также полагает ошибочным ссылку суда на годовой отчет 2016 года, поскольку в нем указывается только на незаселение одной квартиры, приобретенной на средства субсидии, что не означает отказа ответчика от исполнения Соглашения. При этом истец указывает на необходимость исчисления срока исковой давности с момента установления факта отказа ответчика от исполнения обязательств по Соглашению, выраженного подписанием акта проверки от 22.04.2020, и доведения акта проверки до ответчика с направлением ему требования о взыскании части субсидии, то есть с 22.07.2020.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в рамках Региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2021 годах", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 N 157, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (главный распорядитель) и администрацией Октябрьского района (получатель бюджетных средств) заключено соглашение от 25.06.2014 N 13/1 о направлении в бюджет муниципального образования Октябрьского района субсидий на реализацию региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах".
Согласно пункту 1.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2015) предметом настоящего соглашения является предоставление финансовой поддержки за счет субсидий бюджету муниципального образования Октябрьского района в сумме 106 734 080 руб., в том числе поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в сумме 92 899 055,69 руб. и средств областного бюджета в сумме 13 835 024,31 руб.
В силу пункта 2.1.1 соглашения стороны при выполнении условий соглашения исходят из того, что заключение контрактов с застройщиками осуществляется с целью переселения граждан из многоквартирных домов, в установленном порядке признанных до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, включенных в Перечень аварийных многоквартирных домов (приведенный в Приложении N 1 к региональной адресной программе), жители которых будут переселены в жилые помещения, построенные в рамках II этапа Региональной адресной программы.
Согласно пункту 2.1 соглашения главный распорядитель обязался, в частности, предоставить финансовую поддержку по мере поступления финансовой поддержки в Амурскую область от Фонда и предоставления бюджету Муниципального образования субсидий за счет средств Фонда и областного бюджета в сумме 112 418 860 руб., на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; осуществлять в пределах своих полномочий контроль использования направленных на переселение граждан из аварийных домов средств Фонда, средств областного бюджета, для чего вправе запрашивать у получателя бюджетных средств любую документацию и информацию, необходимую для реализации настоящего соглашения; в случае выявления нецелевого использования выделенных средств или при предоставлении недостоверной информации, содержащейся в отчетных документах, направлять в компетентные органы в установленном порядке предложения о применении санкций к получателю средств, в соответствии с действующим законодательством.
В свою очередь, получатель бюджетных средств обязался, среди прочего, определить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заказчиков-застройщиков, и заключить с ними муниципальные контракты в пределах финансовой поддержки, указанной в пункте 1.2 соглашения либо стоимости Региональной адресной программы; осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию II этапа Региональной адресной программы в соответствии с действующим законодательством; в соответствии со II этапом Региональной адресной программы обеспечить переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, построенные и оформленные в муниципальную собственность в рамках настоящего соглашения, в том числе оплатить расходы, связанные с переселением и сносом аварийных домов: представлять отчетность Главному распорядителю средств:
В силу пункта 3.3 соглашения в случае нецелевого использования субсидии последняя подлежит взысканию с получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение принятых на себя обязательств Министерство произвело перечисление администрации денежных средств на общую сумму 106 734 080 руб.
В целях завершения реализации региональной адресной программы Министерство письмом от 26.03.2020 запросило от администрации в срок до 03.04.2020 предоставление отчета о реализации Программы и отчета о ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Сопроводительным письмом от 27.03.2020 администрация направила в Министерство отчет о реализации Программы.
Письмом от 24.04.2020 Министерство запросило от администрации копию муниципальной программы, копии всех заключенных муниципальных контрактов, соглашений (договоров) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями к ним, копии платежных документов.
По результатам проведенной проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2014-2015 годах из областного бюджета бюджету муниципального образования Октябрьский район в рамках реализации II этапа региональной адресной программы, составлен акт проверки.
В ходе проверки установлено, что в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012, администрацией Октябрьского района 12.09.2014 заключены 7 муниципальных контрактов на сумму 106 734 080,00 руб. (средства Фонда - 92 899 055,69 руб., средства областного бюджета - 13 835 024,31 руб.) на приобретение 79 жилых помещений (квартир) у застройщиков путем участия в долевом строительстве двух многоквартирных домов. В ходе реализации Региональной программы на территории Октябрьского района расселены 78 жилых помещения площадью 3 056,00 кв.м, расположенные в 39 аварийных многоквартирных домах, улучшены жилищные условия 213 граждан, стоимость реализованных мероприятий составила 105 626 880,00 руб. (средства Фонда - 91 902 575,69 руб., средства областного бюджета - 13 724 304,31 руб.). Ввиду отсутствия на территории Октябрьского района аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012, администрацией Октябрьского района не обеспечено переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 1 жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: Октябрьский район, с. Екатеринославка, ул. 60 лет СССР, д. 3 Б, кв. 4, и приобретенное администрацией Октябрьского района за 1 107 200,00 руб. (средства Фонда - 996 480,00 руб., средства областного бюджета - 110 720,00 руб.) в рамках муниципального контракта от 12.09.2015 N 0123300015114000040-0059147-01/5.
В акте администрации указано на необходимость, помимо прочего, обеспечить возврат финансовой поддержки в размере 1 107 200 руб. (средства Фонда - 996 480,00 руб., средства областного бюджета - 110 720,00 руб.), затраченной на приобретение 1 жилого помещения (квартиры) в рамках Региональной программы, в которую не осуществлено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012.
На указанный акт проверки администрацией направлены возражения об отсутствии оснований для возврата финансовой поддержки, так как средства субсидии, поступившие в бюджет Октябрьского района в 2014-2015 годах в сумме 106 734 080 руб., в полном объеме перечислены подрядным организациям, остатки целевых средств на счете бюджета отсутствуют.
Ссылаясь на нецелевое расходование ответчиком средств областного бюджета Амурской области, отказ от возврата финансовой поддержки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии факта нецелевого расходования средств областного бюджета Амурской области, в том числе средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в размере 1 107 200 руб.
Данный вывод является обоснованным, исходя из следующего.
Положениями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статья 289 БК РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Между тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, в рамках реализации региональной адресной программы средства субсидии, поступившие в бюджет Октябрьского района в 2014-2015 годах в сумме 106 734 080 руб., в полном объеме освоены, перечислены подрядной организации ООО "Строй-Снаб" в соответствии с муниципальным контрактом от 12.09.2014 на строительство жилых домов.
Так, в рамках реализации региональной адресной программы в с. Екатеринославка построено два жилых многоэтажных дома на 79 квартир, оплата которых произведена, в том числе, платежными поручениями N 1969 от 31.12.2015, N 1970 от 31.12.2015, N 1971 от 31.12.2015, N 1972 от 31.12.2015, N 1973 от 31.12.2015, N1974 от 31.12.2015, N1975 от 31.12.2015.
Администрацией обеспечено переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 78 построенных квартир.
Вместе с тем, жилое помещение по адресу ул. 60 лет СССР, д. 3Б, кв. 4 в настоящее время является незаселенным по причине отказа гражданина Богомолова Е.А. на переселение из аварийного жилищного фонда.
Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 03.08.2016 по делу N 2-315 (16), принятым по результатам рассмотрения иска администрации Октябрьского района Амурской области к Богомолову Е.А., Богомоловой Н.А. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку истцом в материалы дела не представлено доказательств наличия согласия ответчика на получение конкретного жилого помещения взамен изымаемого, ответчик не согласен на предоставление ему заявленного истцом жилого помещения.
При этом Октябрьским районным судом Амурской области установлено, что заключением межведомственной комиссии от 27.12.2011 N 206 и актом обследования помещения от 27.12.2011 N 206 жилой дом N 10 по адресу: пер. Новый, с. Екатеринославка признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. И.о. главы администрации Октябрьского района 26.01.2016 принято распоряжение N 65р о заключении МО Октябрьского района договора мены недвижимого имущества, расположенного по адресу: Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка, ул. 60 лет СССР, д.ЗБ кв.4, площадью 36 кв.м, принадлежащего муниципальному образованию, на принадлежащую Богомолову Е.А. квартиру, площадью 32 кв.м по адресу: с. Екатеринославка Октябрьского района, пер. Новый, д. 10 кв.2 во исполнение муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Октябрьском районе Амурской области на 2013-2015 годы" и муниципального контракта от 12.09.2014.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истца относительно отсутствия на территории Октябрьского района аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012. При этом судом учтено отсутствие доказательств выполнения в полной мере мероприятий по сносу многоквартирного дома N 10 в пер. Новый.
Таким образом, факт существенного нарушения ответчиком условий соглашения от 25.06.2014 N 13/1 не подтвержден материалами дела.
По указанным основаниям суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о возврате 1 107 200 руб., использованных не по целевому назначению.
Кроме того, ответчиком в суде первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании запроса истца от 22.01.2016 N 05-220 администрацией направлен реестр контрактов, перечень аварийных домов, реестр исковых заявлений.
Согласно реестру документов о наличии непредвиденных обстоятельства ответчиком истцу предоставлены сведения о том, что в отношении Богомолова Е.А., проживающего по адресу: с. Екатеринославка Октябрьского района, пер. Новый, д. 10 кв.2, не выполнены мероприятия по переселению.
Впоследствии администрация неоднократно направляла в адрес Министерства сведения о наличии непредвиденных обстоятельств к отчету о ходе реализации региональных адресных программ.
Таким образом, исходя из анализа доказательств, представленных в материалы дела, Министерство ЖКХ Амурской области должно было узнать о нарушении со стороны администрации бюджетного законодательства не позднее 2016 года.
С учетом приведенных выше норм права, срок исковой давности по исковым требованиям истек не позднее 2019 года.
При этом, с настоящим исковым заявлением Министерство обратилось в арбитражный суд 05.04.2021, то есть за пределами установленного срока давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Довод заявителя жалобы о необходимости исчисления срока исковой давности с 22.04.2020, не принимается, поскольку Министерство ЖКХ Амурской области, являясь органом государственной власти, обязано осуществлять контроль использования направленных на переселение граждан из аварийных домов средств областного бюджета. Аналогичная обязанность на него возложена заключенным с ответчиком соглашением от 25.06.2014 N 3/1.
Таким образом, истец должен был знать об обстоятельствах использования направленных на переселение граждан из аварийных домов денежных средств с момента получения ежегодного отчета.
По указанным основаниям судом довод заявителя жалобы об отсутствии у него обязанности по ведению контроля за реализацией программы по переселению из аварийного жилого фонда не принимается.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.06.2021 по делу N А04-2451/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2451/2021
Истец: Министерство ЖКХ Амурской области
Ответчик: Администрация Октябрьского района
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3774/2022
26.11.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6369/2021
25.08.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4186/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2451/2021