город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2021 г. |
дело N А32-21572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от заявителя: представителя Охрименко М.О. по доверенности от 12.05.2020;
от заинтересованного лица: представителя Сергиенко И.Г. по доверенности от 13.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Родник"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12 апреля 2021 года по делу N А32-21572/2020
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Родник"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, администрации муниципального образования города-курорта Геленджика
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Родник" (далее - СНТ "Родник", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК, департамент) о признании незаконным отказа от 26.03.2020 исх. N 52-12366/20-32-15 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7 в безвозмездное пользование для ведения садоводства; о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:40:080800:7 в безвозмездное пользование для ведения садоводства сроком на пять лет; об обязании ДИО КК подготовить, подписать и направить в адрес СНТ "Родник" договор о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:40:0808000:7 в срок, не превышающий пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что департамент необоснованно указал в качестве препятствия для предоставления земельного участка в пользование товарищества прохождение на земельном участке автомобильной дороги местного значения. Согласно заключению кадастрового инженера на краю испрашиваемого земельного участка проходит произвольно накатанная грунтовая дорога, не связывающая населённые пункты. Также департамент неправомерно указывает, что препятствием для предоставления земельного участка является не установление границ лесничеств на территории Краснодарского края. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного использования, на нём произрастает малоценная древесно-кустарниковая растительность, особо ценные породы деревьев отсутствуют.
Определением от 08.12.2020 суд первой инстанции привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик, Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со сведениями, представленными администрацией от 23.03.2020 N 110-15-3667/20-27-11 в соответствии с генеральным планом городского округа, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498, по участку проходит автомобильная дорога. Согласно акту обследования земельного участка от 28.02.2020 N 49 по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0808000:7 проходит грунтовая дорога общего пользования. Таким образом, учитывая информацию, предоставленную уполномоченными органами, согласно которой по части земельного участка частично проходит автомобильная дорога местного назначения, департамент пришел к обоснованному выводу о наличии ограничений в обороте спорного земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7 - "для сельскохозяйственного производства" (фонд перераспределения земель уч. N 204-5 - участок 2 секция 33 контур 11, 19, 20, 23). Заявитель просит предоставить спорный земельный участок для ведения садоводства, соответственно, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования данного земельного участка.
С принятым судебным актом не согласилось СНТ "Родник", в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу об отнесении спорного земельного участка к местам общего пользования ввиду нахождения на нём грунтовой дороги, не учёл содержание заключения кадастрового инженера от 08.11.2017. Предоставление земельного участка товариществу не вызовет препятствий для использования дороги иными лицами. Земельный участок отнесён к категории земель сельхозназначения, в связи с чем он не может относиться к землям лесного фонда. Суд первой инстанции не учёл, что спорный земельный участок относится к фонду перераспределения земель, в связи с чем, в силу положений пунктов 1 статей 78, 80 Земельного кодекса Российской Федерации, данный земельный участок может быть предоставлен для ведения садоводства.
В судебном заседании представитель СНТ "Родник" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ДИО КК с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в отношении данных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0808000:7, площадью 17 005 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения земель), расположенный по адресному ориентиру: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Бетта, был поставлен на ГКУ 25.06.2004. Данный земельный участок находится в собственности Краснодарского края (регистрационная запись N 23-01/00-162/2004-94 от 01.09.2004).
13.02.2020 СНТ "Родник" обратилось в адрес ДИО КК с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Бетта, в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения садоводства.
Письмом исх. N 52-12366/20-32-15 от 26.03.2020 департаментом отказано заявителю в предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка. Данный отказ мотивирован тем, что согласно генеральному плану МО г-к Геленджик N 498 от 02.11.2016 (в ред. N 40 от 30.11.2018) в границах испрашиваемого земельного участка проходит автомобильная дорога местного значения. В связи с этим, земельный участок относится к территориям общего пользования и не может быть предоставлен в пользование конкретному лицу. Также по сведениям генерального плана испрашиваемый земельный участок находится в границах земель государственного лесного фонда, что также подтверждается актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" N 49 от 28.02.2020, согласно которому на испрашиваемом земельном участке произрастает древесно-кустарниковая растительность. По сведениям Минприроды Краснодарского края N 202-06.2-24320/18 от 20.08.2018 согласно плану-графику выполнение Рослесхозом мероприятий по установлению границ земель лесного фонда, границ лесничеств на территории Краснодарского края запланировано на 2021 год. В настоящее время Рослесхозом выполняются мероприятия по координатному описанию границ Краснодарского лесничества на землях лесного фонда. Следовательно, расположение на испрашиваемом земельном участке лесной растительности до установления границ земель лесного фонда препятствует его вовлечение в сельскохозяйственный оборот.
Заявитель, полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права, обратился с заявлением в арбитражный суд по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Как указывалось ранее, спорны земельный участок относится к фонду перераспределения земель.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Согласно пункту 3 указанной статьи Кодекса, использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе:
- гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации N 217-ФЗ от 29.07.2017 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 217-ФЗ предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Из выше приведённых норм действующего законодательства следует, что земельные участки сельскохозяйственного использования, входящие в фонд перераспределения земель, могут быть предоставлены для ведения садоводства, в том числе в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Ссылка департамента на нормы части 1 статьи 19 Закона Краснодарского края N 532-КЗ от 05.11.2002 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" является необоснованной, т.к. она содержит перечень видов деятельности, которые могут осуществлять на земельных участках фонда перераспределения из арендаторы, но не безвозмездные пользователи. Кроме того, данный перечень, по сути, не является закрытым, т.к. норма статьи не содержит указаний на запрещение осуществления иной деятельности, связанной с ведение сельскохозяйственного производства в любых его видах, в том числе садоводства. Напротив, часть 2 приведённой статьи имеет отсылочный характер и указывает, что особенности использования фонда перераспределения земель Краснодарского края устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Также подлежит отклонению довод департамента о том, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, т.к. соответствующие сведения имеются в генеральном плане МО г-к Геленджик, на нём произрастают многолетние насаждения (древесно-кустарниковая растительность) и Рослесхозом не завершены мероприятий по установлению границ земель лесного фонда.
Согласно частям 1, 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Суд апелляционной инстанции предлагал ДИО КК представить нормативно обоснованные пояснения о правомерности государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок, если департамент полагает необходимым относить его к землям лесного фонда, который на праве собственности может принадлежать только Российской Федерации.
ДИО КК указал, что основанием для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок явился тот факт, что он относится к землям сельскохозяйственного назначения и входит в состав фонда перераспределения земель. Однако данное утверждение априори исключает довод департамента о том, что спорный земельный участок может быть отнесён к землям лесного фонда.
Доказательства того, что спорный земельный участок входит в состав лесничества, в материалы дела не представлены, а генеральный план МО г-к Геленджик сам по себе не является тем документом, который может формировать территории лесничеств.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно части 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как указывалось ранее, по сведениям ЕГРН спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, право собственности Краснодарского края на него зарегистрировано 01.09.2004, в связи с чем он не подлежит отнесению к категории земель лесного фонда, вне зависимости от содержания генерального плана МО г-к Геленджик и от того, завершены ли Рослесхозом мероприятий по установлению границ земель лесного фонда.
В связи с этим, указание судом первой инстанции о наличии реестровой ошибки при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7, требующей уточнения границ земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не основан на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем, данный ошибочный вывод суда не привёл к принятию неправильного по существу решения по делу, т.к. спорный земельный участок не мог быть предоставлен СНТ "Родник" в безвозмездное пользование в существующих границах по следующим основаниям.
В соответствии со сведениями, представленными администрацией МО город-курорт Геленджик от 23.03.2020 N 110-15-3667/20-27-11 в соответствии с генеральным планом городского округа, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N498, по участку проходит автомобильная дорога.
Указанная информация подтверждается приложенной к письму администрации МО город-курорт Геленджик выкопировкой из генерального плана МО город-курорт Геленджик.
Аналогичная информация была представлена департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в письме от 04.03.2020 N 71-03-01-1727/20, согласно которой по части земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7 в соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498 (в редакции от 30 ноября 2018 N 40), проходит автомобильная дорога местного значения.
Согласно акту обследования земельного участка от 28.02.2020 N 49 по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0808000:7 проходит грунтовая дорога общего пользования.
Суда апелляционной инстанции поручал сторон провести совместный осмотр земельного участка.
По итогам осмотра ДИО КК в материалы дела был представлен акт осмотра N 5 от 09.08.2021 и приложенные к нему графические материалы, отражающие факт расположения на спорном земельном участке дороги общего пользования, описывающие границы данной дороги на местности, а также фотоматериалы.
СНТ "Родник" достоверность данных документов не оспорило по существу, однако указывает, что дорога общего пользования таковой не является, а представляет собой самостоятельно накатанную дорогу, которой может пользоваться и само СНТ "Родник" при предоставлении ему спорного земельного участка, а также граждане, чьи участки находятся на территории соседних садовых товариществ.
СНТ "Родник" также представлены описания границ дороги, при этом представитель товарищества пояснила, что данное описание координат расположения дороги может быть установлено в будущем при вынесении дороги за пределы земельного участка.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос о возможности возложения на ДИО КК обязанности по выносу спорной дороги за пределы земельного участка.
Сведения, содержащиеся в акте осмотра и графических материалах, подготовленных ДИО КК, соответствуют сведения публичной кадастровой карты и спутниковым снимкам, размещённым в общем доступе. Из сведений публичной кадастровой карты устанавливается, что спорная дорога действительно проходит по части спорного земельного участка, при этом спорная дорога является единственной дорогой для сообщения между двумя населёнными пунктами: между с. Бетта и с. Криница, а также служит проездом к территория прилегающих СНТ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
При таких обстоятельствах, оснований для предоставления СНТ "Родник" всего земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7, часть которого занята местом общего пользования (дорогой), у ДИО КК не имелось в силу выше приведённых императивных указаний действующего законодательства.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2021 по делу N А53-24953/2018 изложена правовая позиция, согласно которой неправильное формирование границ испрашиваемого земельного участка, в состав которого включены объекты, не подлежащие передаче во владение и пользование конкретным лицам (водные объекты, дороги общего пользования и т.д.), является неустранимым недостатком, исключающим возможность предоставления земельного участка.
Земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункты 1, 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее - Закон N 218-ФЗ).
Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в ЕГРН (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 статьи 1, части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков (часть 2, пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу приведенных норм, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Часть земельного участка не признается самостоятельным объектом недвижимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 14950/10).
Настоящий спор рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Объектом спора (как объект недвижимости и индивидуально определенная вещь) выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:40:0808000:7, площадью 17 005 кв.м., при этом возможность предоставления только части данного земельного участка (с исключением из состава его границ дороги общего пользования) на основании норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что СНТ "Родник" в установленном законом порядке не обращалось к ДИО КК с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка, сформированного в соответствии с требованиями пунктов 6, 7 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.
В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
В своём обращении СНТ "Родник" не представило ДИО КК сведения о количестве членов товарищества, которым планируется перераспределять земельные участки для ведения садоводства, не обосновало площадь испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах ДИО КК правомерно отказал в предоставлении СНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:7 в существующих границах и площадью.
Судом первой инстанции в основном правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на СНТ "Родник".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 апреля 2021 года по делу N А32-21572/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21572/2020
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "РОДНИК", СНТ Родник
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования города-курорта Геленджика, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ