г. Санкт-Петербург |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А42-2420/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Короткевич В.И.,
при участии:
от истца (заявителя): Тенебаум В.А., по доверенности от 27.07.2021;
от ответчика (должника): Крючкова Е.С., по доверенности от 13.01.2021;
от 3-го лица: Бубнов Г.П., по доверенности от 23.12.2020 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21634/2021) общества с ограниченной ответственностью "Калган" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2021 по делу N А42-2420/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калган"
к Администрации МО ЗАТО г. Александровск Мурманской области
3-е лицо: Унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" ЗАТО Александровск Мурманской области
о признании недействительным постановление,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калган" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительным постановления Администрации от 16.03.2021 N 625, которым с 01.06.2021 унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - Предприятие) определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения города Снежногорска ЗАТО Александровск и с этой же даты признано утратившим силу постановление Администрации от 21.08.2019 N 1500 об определении такой гарантирующей организацией Общества.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" ЗАТО Александровск Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Калган" просит решение суда от 06.06.2021 отменить, ссылаясь на то, что Администрация не имела правовых и фактических оснований для смены гарантирующей организации по холодному водоснабжению города Снежногорска ЗАТО Александровск. Постановление администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области N 1500 от 21.08.2019 не было признано незаконным и не было отменено в установленном порядке главой Администрации ЗАТО Александровск.
Податель жалобы считает, что действия Администрации по определению гарантирующего поставщика УМППП "Жилкомхоз" по формальным признакам (наличие водопроводных сетей), без учета всей совокупности факторов ограничивают конкуренцию и являются незаконными.
УМППП "Жилкомхоз" представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представители Администрации и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество на основании постановления Администрации от 21.08.2019 N 1500 определено с 01.09.2019 гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения города Снежногорска ЗАТО Александровск, в связи с чем в соответствии с постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 16.12.2019 N 53/2 (в редакции постановления от 16.12.2020 N 55/32) Обществу установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
Однако постановлением Администрации от 16.03.2021 N 625 произведена смена ООО "Калган" на УМППП "Жилкомхоз" с 01.06.2021, одновременно признав с этой же даты утратившим силу постановление Администрации от 21.08.2019 N 1500.
Назначая новую гарантирующую организацию - УМППП "Жилкомхоз", Администрация исходила из того, что именно Предприятию в порядке постановления от 14.07.2014 N 1754 (в редакции постановления от 07.10.2020 N 1912) принадлежат на праве хозяйственного ведения водопроводно-канализационные сети города Снежногорска Мурманской области с подключенными к этим сетям абонентами.
ООО "Калган" не согласившись постановлением Администрации от 16.03.2021 N 625, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав на то, что ООО "Калган" не обладает признаками гарантирующей организации, предусмотренными частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении, так как не имеет на законных основаниях имущество для осуществления деятельности по водоснабжению и подключенных абонентов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В силу положений статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2).
По смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 12 Закона N 416-ФЗ, предусматривающих, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, то есть технологический процесс водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам, и (или) осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям. При этом органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с данным Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (часть 3).
В части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 5 названной статьи до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Таким образом, наличие схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, а также проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), безусловным основанием для определения гарантирующей организации не являются. Указанные мероприятия проводятся уполномоченными органами наряду с принятием акта о наделении соответствующего субъекта статусом гарантирующей организации в установленном законе порядке.
Таким образом, для наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоотведению/водоснабжению, данная организация должна соответствовать двум обязательным критериям: 1) эксплуатировать водоснабжающие сети; 2) к данным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
Администрация пришла к выводу, что Общество не соответствует данным требованиям, так как не имеет ни водопроводных сетей, ни абонентов, в связи, с чем переназначила гарантирующую организацию, сменив Общество на Предприятие, за которым водопроводно-канализационные сети города Снежногорска Мурманской области закреплены на праве хозяйственного ведения и к этим сетям подключены абоненты указанного населенного пункта.
Заявителем не представлено доказательств наличия на балансе ООО "Калган" водопроводных сетей, через которые может осуществляться водоснабжения абонентов, ЗАТО Александровск.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с договором б/н от 01.09.2019 по транспортировке холодной воды, именно Предприятие, как организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется для Общества обеспечивать подачу определенного объема холодной воды (л.д.108-123 т.1), а из приложения N 1 к данному договору (л.д.118 т.1) следует, что зоной ответственности Общества является лишь насосная станция 1-го подъема (используемая только для забора воды) и водопроводная сеть до запорной арматуры, в то время как в ведении Предприятия находится вся последующая водопроводная сеть, то есть по существу вся городская водопроводная коммуникация, и насосная станция 2-го подъема (используемая для последующей транспортировки и подачи воды после ее забора).
Из договора аренды от 01.07.2019 N 1 насосной станции 1-го подъема и размещенного на этой станции оборудования, следует, что в соответствии с пунктом 7.1 договора срок его действия составляет с 01.07.2019 по 30.06.2020.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку срок действия договора аренды составлял один год, то данный договор в силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ подлежал государственной регистрации, однако ввиду отсутствия регистрации не может считаться заключенным. Кроме того, обстоятельства заключенности аренды необходимы для Администрации в целях определения надлежащей гарантирующей организации, убедительности и стабильности ее состояния и положения в сфере водоснабжения.
Положением пункта 5 статьи 2 Закона N 416-ФЗ установлено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. В свою очередь согласно п. 26 этой же статьи под транспортировкой воды понимается перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. Таким образом, понятие "водопроводная сеть" не включает в себя насосные станции и определяется как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для перемещения вод.
Довод подателя жалобы о том, что забор воды заявителем является в силу пункта 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ одной из составляющих частей водоснабжения, полагаем несостоятельным, поскольку для наделения статусом гарантирующей организации организация, осуществляющая водоснабжение, должна соответствовать указанным в пункте 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ критериям: 1) эксплуатировать водопроводные сети; 2) к данным водопроводным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Однако ООО "Калган" не соответствует критериям, предъявляемым к гарантирующей организации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе. Таким образом, Заявитель при наделении его статусом гарантирующей организации по водоснабжению будет лишен возможности исполнять свои обязанности (осуществлять водоснабжение), возложенные на него Законом N 416-ФЗ, в силу отсутствия на каком-либо праве водопроводных сетей. По этой же причине Заявитель не в состоянии проверить правильность подключения объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, доводы Общества о необходимости наделения статусом гарантирующего поставщика холодного водоснабжения ООО "Калган" не основаны на Законе.
Кроме того, в рассматриваемом случает отсутствия утвержденной схемы по техническому водоснабжению на момент принятия оспариваемого постановления Администрации не свидетельствует о том, что третье лицо было неправомерно определено в качестве гарантирующей организацией в области водоснабжения.
ООО "Калган" в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не была дана оценка процедуре отмены ненормативного акта, принято Администрацией ЗАТО Александровск (Постановление N 1500). В обоснование указанного довода заявитель ссылается на пункт 10 части 1 статьи 5 N 416-ФЗ "О водоснабжении" согласно которому к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся отмена решений органов местного самоуправления, принятых в соответствии с переданными им в соответствии с частью 2 настоящей статьи полномочиями, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации.
Статья 5 Закона N 416-ФЗ наделяет полномочиями органы исполнительный власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: установление тарифов; утверждение инвестиционных программ; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ; выбор методов регулирования тарифов; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, долгосрочных параметров регулирования тарифов; отмена решений органов местного самоуправления, принятых в соответствии с переданными им в соответствии с частью 2 настоящей статьи полномочиями, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации и т.д.
При этом к органу исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения в субъектах Российской Федерации в целях понимания N 416-ФЗ относятся Комитеты по тарифному регулированию, а не Администрации муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с указанными правилами соответствующими полномочиями (ст. 5 N 416-ФЗ) наделен орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере регулирования тарифов, а не администрация муниципального образования.
Администрация действовала в переделах своих полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 14 и ч. 6 ст. 43 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанными положениями администрация муниципального образования наделена полномочиями в области организации водоснабжения в границах поселения (п. 4 ст. 1 ст. 14 N 131-ФЗ) и в области издания постановлений по вопросам местного значения (ч. 6 ст. 43 N 131-ФЗ).
Таким образом, Администрацией в переделах своих полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 14 и ч. 6 ст. 43 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по заявлению УМПП "Жилкомхоз" Александровск принято законное и обоснованное Постановление N 625 от 16.03.2021 г.
Постановление N 625 от 16.03.2021 содержит в себе все необходимые реквизиты для указанной категории актов, вводной части указано обоснование к принятию постановления (ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ, Устав, Постановление Администрации от 14.07.2014 N 1754), в резолютивной части раскрыта суть принимаемых решений, указана дата вступления в законную силу постановления, а также в соответствии с п. 5 отменено ранее действовавшее постановление N 1500 от 21.08.2019.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Общество не обладает признаками гарантирующей организации, предусмотренными частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении, так как не имеет на законных основаниях имущество для осуществления деятельности по водоснабжению и подключенных абонентов.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого постановления Администрации от 16.03.2021 N 625 недействительным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2021 по делу N А42-2420/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2420/2021
Истец: ООО "Калган"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЖИЛКОМХОЗ" ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ