г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-42292/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "ПГК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 мая 2021 г. по делу N А40-42292/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ОАО "РЖД" к ПАО "ПГК" о взыскании 2 470 руб. 52 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Публичного акционерного общества "Первая грузовая компания" 2 455 руб. 20 коп. платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 15 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2021 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции на основании предоставленных в материалы дела доказательств, ПАО "Первая грузовая компания" на станцию Костомукша-Товарная Окт.ж.д. в адрес ПАО "Северсталь" и АО "Карельский окатыш" по железнодорожным накладным N N ЭЦ246766, ЭЦ281414, ЭЦ281479, ЭХ969717, ЭЦ206042, ЭЦ076187, ЭХ390850, ЭЦ696758, ЭЦ746671, ЭХ737861, ЭХ392442, ЭХ394405 были направлены под погрузку порожние вагоны.
Указанные вагоны, как указывает истец, в период с 20.12.2019 г. по 15.01.2020 г. простаивали на путях общего пользования ст. Костомукша-Товарная Окт.ж.д в ожидании распоряжения отправителя в связи с отказом грузополучателей ПАО "Северсталь" и АО "Карельский окатыш" от их приема по основаниям, предусмотренным ст. 36 Устава.
По факту начала простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании распоряжения отправителя составлены акты общей формы ГУ-23 ВЦ. Согласно сведениям, отраженным в актах, отправитель вагона уведомлен о начале простоя посредством направления извещения на электронный адрес.
По окончании простоя вагонов перевозчиком также составлены акты общей формы ГУ 23-ВЦ. В соответствии с указанными актами начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в общей сумме 2 455 руб. 20 коп.
Согласно п. 1.5 Соглашения о порядке передачи уведомлений ОАО "РЖД" владельцу и отправителю порожних грузовых вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2015 г. N 1443р (далее - Соглашение N 1443р).
Указанным Соглашением регулируются взаимоотношения ОАО "РЖД" и Клиента (ответчика) о передаче Клиенту (ответчику) уведомлений об отказе получателя в приеме порожних грузовых вагонов в случаях, предусмотренных ст. 36 Устава.
В соответствии с п. 4 Соглашения N 1443р ОАО "РЖД" направляет информацию, предусмотренную п. 1 Соглашения, а также иную информацию на электронный адрес Клиента (ПАО "ПГК"). указанный в заявлении о присоединении.
ОАО "РЖД" также вправе размещать информацию, предусмотренную настоящим Соглашением, на официальном сайте ОАО "РЖД" www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки".
Согласно п. 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу положений ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Как указывает истец, по состоянию на 20.11.2020 г. (расчет произведен по истечении 14 дневного срока с момента получения ответчиком претензии) размер процентов составил 15 руб. 32 коп.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено право грузополучателя на отказ от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности.
Согласно ч. 14 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации если получатель в соответствии со ст. 36 Устава отказался от приема порожних грузовых вагонов но причинам, зависящим от отправителя, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится перевозчику получателем до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, а отправителем порожних грузовых вагонов с момента получения данного уведомления.
В силу ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (ч. 17 ст. 39 Устава).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 г. N 127-т/1 при отказе получателя от приема порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от отправителя, плата вносится перевозчику получателем вагона, контейнера за время с момента по истечении двух часов с момента уведомления получателя о прибытии порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров, а отправителем порожних вагонов, контейнеров - с момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров до момента предъявления таких вагонов, контейнеров к перевозке.
Оплачиваемое время в соответствии с п. 1.7 Тарифного руководства округляется до полных суток.
Доводы жалобы ответчика относительно того, что перевозчиком не представлено надлежащих доказательств уведомления ответчика об отказе получателя от приема порожних вагонов, подлежат отклонению, поскольку порядок уведомления перевозчиком отправителя порожних вагонов (ответчика) об отказе получателя от порожних вагонов урегулирован Соглашением о порядке передачи уведомлений ОАО "РЖД" владельцу и отправителю порожних грузовых вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2015 г. N 1443р (далее - Соглашение N 1443р), в том числе при отказе получателя в приеме порожних грузовых вагонов в случаях, предусмотренных ст. 36 УЖТ РФ (п. 1.5 Соглашения N 1443р).
В соответствии с п. 4 Соглашения ОАО "РЖД" направляет информацию, предусмотренную п. 1 Соглашения на электронный адрес Клиента (АО "ПГК"), указанный в заявлении о присоединении (vagonwodocs@pgkweb.ru).
Моментом получения предусмотренной Соглашением информации является момент передачи почтовым сервером ОАО "РЖД" соответствующего сообщения на электронный адрес Клиента (АО "ПГК"), зафиксированный в заголовке электронного письма, о чем в журнале почтового сервера сделана соответствующая запись.
Таким образом, в обязанности перевозчика, в случае отказа грузополучателя от приема вагона на основании ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации входит передача отправителю вагона (собственнику) уведомления (сведения, информации) об отказе получателя в принятии вагонов, посредством направления электронного извещения.
Довод жалобы ответчика о том, что несмотря на имеющееся Соглашение между истцом и ответчиком об электронном документе обороте права доступа в АС ЭТРАН к актам общей формы для истца не предоставлено, также подлежит отклонению ввиду следующего.
В случае отказа грузополучателя от прибывших вагонов акты общей формы направляются в адрес ПАО "ПГК" на электронный vagonwodocs@pgkweb.ru (п. 4 Соглашения N 1443р). Передача указанных документов иным способом сторонами не предусмотрена.
При этом в материалы дела представлены доказательства о передаче ответчику актов общей формы по спорным вагонам.
Довод жалобы ответчика относительно того, что вагоны ранее были приняты ОАО "РЖД" к перевозке без претензий к их техническому и коммерческому состоянию, в связи с чем, неисправности возникли в пути следования по причинам, зависящим от перевозчика, также подлежит отклонению.
В соответствии с абз. 2, 4 ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении: вагонов -грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
В соответствии с абз. 9 вышеуказанной нормы Закона при обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Как следует из актов общей формы представленных в дело, грузополучатель отказался от прибывших в его адрес вагонов по причинам: прочие (код 959).
Согласно ч. 3 ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.
Обо всех случаях отказа получателя от приема порожнего грузового вагона перевозчик уведомляет отправителя такого вагона, который обязан распорядиться таким вагоном в течение трех суток с момента получения уведомления об отказе от его приема.
В соответствии с разделом V приказа Минтранса России от 07.12.2016 г. N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" прием грузов, порожних вагонов к перевозке осуществляется перевозчиком в следующем порядке (п. 80.6 указанных Правил)
При приеме к перевозке порожнего вагона открытого типа перевозчиком производится его визуальный осмотр для целей обнаружения незакрытых разгрузочных люков и дверей, неочищенной наружной поверхности и ходовых частей вагона, наличия неснятых приспособлений для крепления грузов, а также проверки отсутствия в порожнем вагоне, предъявляемом к перевозке после выгрузки, остатков ранее перевозимого груза (пункт 82 Правил).
Таким образом, перевозчик не имеет права отказать грузоотправителю в приеме вагона к перевозке по причине "прочие", не угрожающие безопасности движению.
Перевозчик вправе по договору с отправителем проверять пригодность принимаемого к перевозке порожнего вагона для перевозки конкретного груза, под погрузку которого следует такой порожний вагон - договор между грузоотправителем и ОАО "РЖД" отсутствует.
Таким образом, ответственность за коммерческую непригодность предоставляемых к перевозке вагонов перевозчик не несет.
За коммерческую пригодность при направлении вагона под погрузку отвечает грузоотправитель, то есть в данном случае истец.
Также, распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2005 г. N 834-р утвержден Классификатор коммерческих неисправностей грузовых вагонов, действовавший в период спорных правоотношений.
В соответствии с данным Классификатором, такие неисправности как "прочие" (код-959) относятся к коммерческим неисправностям, не влияющим на безопасность движения вагона.
Таким образом, поскольку причиной отказа от спорных вагонов стала коммерческая неисправность, за которую отвечает грузоотправитель, а не техническая пригодность, за которую в силу положений ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик, доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Все спорные вагоны принадлежат ПАО "ПГК", вследствие чего обязанность по подготовке вагонов, в том числе и в коммерческом отношении, возложена непосредственно на отправителя вагонов, то есть истца по настоящему делу.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 мая 2021 года по делу N А40-42292/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42292/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"