г. Челябинск |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А47-8381/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А. Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 июня 2021 г. по делу N А47-8381/2020.
Индивидуальный предприниматель Тумембаев Орнбай Исинбаевич (далее также - заявитель, ИП Тумембаев О.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее также - административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 597п от 25.12.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 21.09.2020 произведена замена заинтересованного лица на Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, поскольку функции в сфере торговли с 01.01.2020 переданы указанному исполнительному органу государственной власти Оренбургской области, согласно абзацу второму пункта 4 и пункту 13 Указа Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495-ук "О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области". Пунктом 3 данного Указа, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2021 (резолютивная часть объявлена 08.06.2021) заявленные требования удовлетворены, постановление по делу об административном правонарушении от 25.12.2019 N 597п признано незаконным и отменено. Кроме того, с Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу ИП Тумембаев О.И. взысканы расходы на проведение экспертизы в сумме 4500 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что факт наличия в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела. Податель жалобы считает, что алкогольная продукция может быть получена иным лицом в пользу ИП Тумембаева О.И.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Тумембаев Орнбай Исинбаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2019 с основным видом деятельности - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи выявлен факт непредставления предпринимателем декларации за 2 квартал 2019 года, при том, что, согласно федеральному отчету системы ЕГАИС, в период 01.04.2019-30.06.2019 предприниматель приобрел алкогольную продукцию в объеме 3,49 дкл у ООО "Балтика-Оренбург".
Административным органом 09.12.2019 в отсутствие предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 23/506; определением от 10.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.12.2019.
Должностное лицо Министерства, исполняющий обязанности заместителя министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Миронова А.Н., 25.12.2019 рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 597п о назначении административного наказания, которым ИП Тумембаев О.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ИП Тумембаева О.И. события вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Указанная норма включает в себя несколько самостоятельных составов административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на нарушение порядка и (или) сроков подачи названных деклараций, либо включение в них заведомо искаженных данных.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила N 815), которыми определен порядок представления деклараций.
Декларации в силу пункта 15 Правил N 815 представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в том числе ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом Союза особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов, а также помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 8 (пункт 15 Правил N 815).
Как следует из материалов дела, предприниматель привлечен Министерством к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ за нарушение порядка и срока подачи декларации. Декларация за 2 квартал 2019 года им не подана. Данный факт заявителем не оспаривается.
Однако, именно фактически осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять декларирование объема такого оборота.
По мнению административного органа, согласно федеральному отчету системы ЕГАИС, в период с 01.04.2019 по 30.06.2019 ИП Тумембаев О.И. приобрел алкогольную продукцию в объеме 3,49 дкл у ООО "Балтика-Оренбург".
В материалы дела на запрос суда ООО "Балтика-Оренбург" представлена накладная N БО000002286 от 05.04.2019 на поставку ИП Тумембаеву О.И. пива и безалкогольного напитка на общую сумму 3222 руб. 45 коп.
По ходатайству заявителя проведена судебная почерковедческая экспертиза, заключением N 036-ЦЭОК-04-21-с от 12.05.2021 которой установлено, что подпись от имени Тумембаева О.И. в расходной накладной N БО000002286 от 05.04.2019 ООО "Балтика-Оренбург" (поставщик), ИП Тумембаев О.И. (покупатель) на сумму 3222 руб. 45 коп., расположенная в графе "Получил полный пакет документов для реализации в соответствии с действующим законодательством РФ, претензий к оформлению, перечню передаваемых документов к количеству и качеству товара не имею" на линии графления "(Подпись)", выполнена не самим Тумембаевым Орнбаем Исинбаевичем, а другим лицом с подражанием подлинной подписи Тумембаева О.И.
Таким образом, в материалах дела имеется документальное подтверждение факта неосуществления заявителем во 2 квартале 2019 года деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует об отсутствии у ИП Тумембаева О.И. обязанности по предоставлению декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2019 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях ИП Тумембаева О.И. отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования предпринимателя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Министерства. Административным органом не доказан факт приобретения предпринимателем или его представителем алкогольной продукции в спорный период. Подпись иного лица в расходной накладной, не может подтверждать факт приобретения алкогольной продукции предпринимателем, то есть данный документ является ненадлежащим доказательством (статья 1.5 КоАП РФ), иных доказательств в деле об административном правонарушении не имеется.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права, данному надлежащим образом, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 июня 2021 г. по делу N А47-8381/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8381/2020
Истец: ИП Тумембаев Орнбай Исинбаевич
Ответчик: Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области
Третье лицо: АНО "Центр судебных экспертиз", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ООО "Балтика-Оренбург"