г. Москва |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А41-16701/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2021 по делу N А41-16701/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании,
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания ЖКХ" Ленинского городского округа Московской области,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" - Устинова Ю.И. по доверенности от 19.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания ЖКХ" Ленинского городского округа Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Наш город") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление, Госжилинспекция Московской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в реестр лицензий Московской области об исключении сведений об управлении МУП "УК ЖКХ" многоквартирным домом по адресу Московская обл., г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5 и невнесении сведений об управлении ООО "УК "Наш город" с 01.02.2021; обязании внести изменения в реестр лицензий Московской области об управлении ООО "УК "Наш город" многоквартирным домом по адресу Московская обл., г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания ЖКХ" Ленинского городского округа Московской области (далее - третье лицо, МУП "УК ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.06.2021 по делу N А41-16701/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Решением Госжилинспекции Московской области от 29.12.2018 многоквартирный дом по адресу: Московская обл., г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5 с 01.01.2019 внесен в реестр лицензий ООО "УК "Наш город", на основании заключенного договора управления и решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1 от 09.04.2018.
Решением Госжилинспекции Московской области N Р001-8492270770-34743940 от 15.07.2020 многоквартирный дом по адресу: Московская обл., г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5 с 01.08.2020 внесен в реестр лицензий МУП "УК ЖКХ" на основании решения общего собрания собственников жилья, оформленного Протоколом N 2 от 27.08.2019.
Решением Видновского городского суда от 22.07.2020 по делу N 2-1029/2020 в признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 5, мкр. Солнечный, г. Видное, Московской обл., оформленное Протоколом N 2 от 27.08.2019 было отказано.
Апелляционным Определением Московского областного суда от 18.01.2021 по делу N 33-1357/2021 признано недействительным решение внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 5, мкр. Солнечный, г. Видное, Московской обл., оформленное Протоколом N 2 от 27.08.2019, по выбору МУП "УК ЖКХ".
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество указало, что с момента вынесения Апелляционного Определения Московского областного суда от 18.01.2021 перестает действовать договор управления между собственниками и МУП "УК ЖКХ" и продолжает действовать легитимное решение общего собрания, оформленное протоколом N 1 от 09.04.2018, на основании которого заключен договор управления N С/5 от 09.04.2018 между ООО "УК "Наш город" и собственниками многоквартирного дома N 5, мкр. Солнечный, г. Видное, Московской обл.
Госжилинспекция Московской области, как непосредственный участник процесса была извещена о судебном разбирательстве, а также имела возможность ознакомиться с результатами судебного процесса.
Письмом исх. N 3 от 21.01.2021 ООО "УК "Наш город" уведомило Госжилинспекцию Московской области о необходимости внесения изменений в реестр лицензий Московской области в связи с признанием судом недействительным решения общего собрания о выборе МУП "УК ЖКХ".
Госжилинспекция Московской области действий по внесению изменений в реестр лицензий не осуществила.
Полагая, что управление неправомерно бездействует по вопросу внесения изменений в Реестр лицензий Московской области, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее -Порядок).
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1). Пунктами 2, 4, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Как было указано ранее, Московский областной суд определением от 18.01.2021 по делу N 33-1357/2021 признал недействительным решение внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 5, мкр. Солнечный, г. Видное, Московской обл., оформленное Протоколом общего собрания собственников N 2 от 27.08.2019.
В связи с принятыми судебными актами 01.03.2021 ООО "УК "Наш город" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с просьбой о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области в части наименования управляющей компании спорного МКД, т.к. ранее спорный МКД находился у нее в управлении.
Решением Госжилинспекции Московской области от 12.03.2021 N 5025/04 внесены изменения в Реестр лицензий Московской области об осуществлении обществом с 01.04.2021 предпринимательской деятельности по управлению спорным МКД.
Согласно пункту 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
В настоящем случае, решение о признании недействующим протокола от 27.08.2019 вступило в законную силу 18.01.2021, когда было вынесено апелляционное определение Московского областного суда.
Поскольку обращение ООО "УК "Наш город" подано 01.03.2021, сведения внесены управлением с первого числа месяца, следующего за датой принятия решения, т.е. с 01.04.2021.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что ранее с заявлением об исключении о нем сведений в реестре лицензий Московской области должно было обратиться МУП "УК ЖКХ", не свидетельствует о незаконности действий (бездействий) заинтересованного лица.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что в силу ч. 3 ст. 198 ЖК РФ в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
По результатам обращение ООО "УК "Наш город" от 01.03.2021, заинтересованным лицом принято решение о внесении сведений с первого числа месяца, следующего за датой принятия решения, т.е. с 01.04.2021.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на подачу заявления от 21.01.2021 N 3 не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку заинтересованное лицо письмом от 17.02.2021 N 08Исх-2068/Ш (л.д. 20-21) уведомило общество о том, что для внесения изменения в реестр в порядке ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ помимо заявления необходимо представить копию вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников, которое не было представлено вместе с заявлением от 21.01.2021 N 3 (л.д. 15), что прямо следует из приложений к данному заявлению и не отрицается обществом.
В соответствии со статьями 195 и 198 ЖК РФ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в разделе "Лицензирование", а также в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещен Реестр лицензий, содержащий среди прочего сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты.
Сведения актуализируются ежедневно в режиме on-line и доступны для неограниченного круга лиц.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Целью данного закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства осуществляются, в том числе на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат вправе приступать к управлению домом с даты внесения изменений в Реестр лицензий Московской области и считается прекратившим деятельность с момента исключения сведений об управлении домом.
По смыслу данных норм действующего законодательства открытый доступ к реестру лицензий, который должен содержать полную, достоверную и актуальную информацию, предоставлен неопределенному кругу лиц с правом многократного использования такой информации в возникающих правоотношениях (в частности, жителям дома, не принимавшим участие в выборе управляющей компании, органам местного самоуправления, контрагентам), а обновление такой информации осуществляется строго в день изменения сведений.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Госжилинспекция Московской области в рассматриваемом случае не могла распространить действие решения от 12.03.2021 N 5025/04, принятого по результатам рассмотрения обращения от 01.03.2021, ретроспективно (на прошлое время).
Кроме того, как обоснованно указа суд первой инстанции, оспариваемым решением не устанавливался момент фактического начала управления обществом спорным многоквартирным домом, а определялся момент внесения изменений в реестр, связанных с включением дома в перечень домов, находящихся под управлением товарищества.
Доказательства того, что указанные в решении сведения каким-либо образом нарушили права и законные интересы общества, в том числе, ему было отказано во взыскании задолженности с граждан за фактически оказанные им услуги, заявителем не были представлены, на наличие таких доказательств заявитель апелляционной жалобы не ссылался, в том числе в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, Госжилинспекция Московской области действовала в рамках процедуры внесения изменений в Реестр лицензий Московской области.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2021 года по делу N А41-16701/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16701/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАШ ГОРОД"
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: ГУ МО "ГЖИ МО"